Требования к проведению игр-занятий с детьми раннего возраста
Современная модель образования
Система образования- это социальный институт, который обеспечивает передачу подрастающему поколению знаний, умений, навыков, накопленных обществом.
Основные принципы Российской системы образования:
1.Единство в условиях многонационального государства- защита национальных культур и культурных традиций народов России.
2. Гуманизм- приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого.
3. Общедоступность- соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников, и учащихся.
4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
5. демократический- государственно-общественный характер, автономность, образовательных учреждений.
Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура образовательной системы России:
1.Дошк обр
2.Общее\среднее обр
3.Среднее специальное обр
4. Высшее специальне обр
5. Послевузовское обр
6. Дополнительное обр (повышение квалификации)
Структура образовательных учреждений(осуществляют образовательный процсс., реализующие 1 или несколько программ и обеспечение содержания образования) РФ:
1.ДОУ
2.Общеобразовательные учрежд
3.Учрежд для детей сирот и детей оставшихся без родителей (приюты, дет дома)
4.Профессиональные учрежд
-начальное
-среднее
-высшее
5.Учреждение дополнительного образования для детей и взрослых(муз.шк, спорт.шк)
6.Другие учрежд предосавляющие образовательные услуги (курсы)
7.Специальные коррекционные учрежд для обучающихся и воспитывающихся с отклонениями в развитии
8.Учебно-воспитательные комплексы
Несколько видов ДОУ:
1.Деский сад
2.Дет сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением 1 или нескольких направлений развития воспитанников
3.Дет сад комбинированного вида и т.д.
Главной задачей дет садов всех видов явл социализация детей дошкольного возраста, охрана и укрепление физического и психического здоровья, подготовка к обучению в школе на основе различных вариативных программ, а также взаимодействие с семьями воспитанников для полногценного развития ребенка.
Требования к проведению игр-занятий с детьми раннего возраста
Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с дошкольниками среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами их проведения. Данный вид занятий требует особого подхода. Чтобы построить работу наилучшим образом надо очень хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, ведущей деятельности и т. д.
1. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснениях, беседах и внушении.
В работе с малышами следует учитывать, что познание мира происходит с помощью взрослого человека, путем подражания. Они с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов и начинает понимать, что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, карандашом рисуют и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, т. е. становится более самостоятельным.
Взрослые знакомят малыша не только с новыми игрушками, но и действиям с ними, например: убаюкивать куклу, строить из кубиков различные домики и многому др.
2. Все элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Занятия с детьми раннего возраста должны проходить только в игровой форме.
Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, активны и любознательны. Детская непосредственность, пока ещё, является основой познания окружающего мира и общения с людьми. У них еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и почему. Поэтому обучение малышей чему-либо возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. А этого можно достичь только в игре. Осознанное отношение у ребёнка к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока если малышу будет не интересно, то он просто уйдет и будет заниматься чем-то другим ( что интересно ему).
3. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
. Нельзя забывать - чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений может потребоваться. Много нового в игру включать не следует, т.к. ребёнок чувствует себя более уверенно в знакомой ситуации и действует более уверенно в ходе знакомых ему любимых игр.
4. Занимаясь с ребёнком раннего возраста обязательно надо контролировать уровень сложности предлагаемого материала и учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Основными темами занятий являются: быт человека, животные и птицы, растения, транспорт, сезонные изменения в природе и т. п. Одни и те же темы можно использовать во многих видах деятельности: в сюжетной игре, рисовании, лепке, конструировании. В работе с маленькими детьми это вполне оправданно и полезно.
Предлагаемый материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от одного занятия к другому. По принципу «от простого к сложному».
5. Во время занятия необходимо уметь гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и не потерять его интерес к занятию. Каждый этап занятия длится 3-4 минуты.
Достигая в общей сложности 10-15 минут, что соответствует нормам СанПина. При этом необходимо соблюдать чёткую структуру занятия игры.
Но несмотря на возможную вариативность помним, что любая игра предложенная ребёнку обязательно должна иметь начало сюжета, продолжение и логическое завершение.
6. Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга.
Очень важно учитывать необходимость смены видов деятельности.
Занятие должно состоять из нескольких разных игр. Это позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность занятия и его эффективность. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными и наоборот.
7. Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения (что-то можно сократить или расширить, что- то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент).
Нельзя забывать, что занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их индивидуальных возможностей и интересов. Педагог или родитель должен чутко реагировать на восприятие ребёнком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.
8. Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности.
Необходимо специально позаботиться и о том, чтобы знания и умения и навыки, которые дети приобретают, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого необходимо обращать внимание родителей на новые достижения ребёнка и активно отрабатывать их дома. Только в этом случае мы получим нужный результат.
9. И последним важным условием в работе с малышами является: положительная поддержка ребёнка взрослым на каждом этапе занятия.
Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
3. Понятие «воспитание»
Воспитание- целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс, организации и стимулирования активной деятельности личности по овладению общественно-историческим опытом.
Обучение- целенаправленный процесс передачи и овладения опытом поколений, накопленных обществом. Это процесс взаимодействия м/у обучающим и обучаемым.
Образование- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.