Профессиональные намерения и возможности учащихся класса
Цель консилиума: изучение индивидуальных особенностей учащихся VIII класса, их профессиональных намерений в целях оказания консультативной помощи ученикам, родителям и педагогам в подготовке к выбору профессии и организации проф-ориентационной работы.
Предварительная работа
1. Провести диагностику общих способностей профессиональ
ных предпочтений и возможностей учащихся (анкеты, ДДО,
профкарта и др.).
2. Изучить план профориентационной работы классного ру
ководителя.
3. Прочитать лекцию для педагогов и родителей учащихся
VIII класса «Психологические основы профориентации в семье
и школе».
4. Понаблюдать за детьми на уроках (индивидуальные осо
бенности, их учет в работе).
5. Провести профконсультацию для учащихся по итогам ди
агностики.
6. Прочитать для учащихся беседы: «Способности и их раз
витие», «Как выбрать профессию».
7. Подготовить к педконсилиуму профкарты на учащихся
VIII класса.
8. Составить рекомендации по выбору профессии.
Ход педагогического консилиума
1. Выступления классного руководителя (прогнозирование
возможностей профессионального выбора на основе выявлен
ных особенностей учащихся).
2. Выступление психолога (анализ способностей учащихся и
их профессиональных намерений, анализ планов профориен
тационной работы с учащимися, рекомендации по повышению
ее эффективности).
3. Выступление школьного врача (состояние здоровья уча
щихся, медицинские противопоказания к профессиям).
4. Выступление представителя администрации «Роль школы
в изучении и развитии способностей учащихся и формирование
правильного профессионального выбора».
5. Принятие рекомендаций консилиума.
Заключая наш разговор о самом важном для молодого человека — выборе жизненного пути, мы еще раз подчеркиваем роль научно обоснованных рекомендаций икольного психолога, который подсказывает выбор. Ошибка психолога, к сожалению, стоит очень дорого — несостоявшаяся, не реализовавшая себя личность, несложившаяся судьба. Помните об этом, уважаемые коллеги!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Справочная книга школьного психолога содержит конкретные материалы в помощь практической организации психологической службы. С первой до последней страницы книги, рассказывая об авторской модели тактики школьного психолога, мы старались провести мысль о его гуманистической миссии в школе. Включение психолога в воспитательно-образовательный процесс должно способствовать решению главнейшей задачи школы — развитию личности ребенка^ Зная общие закономерности развития, способы диагностики его индивидуальных вариантов, пути коррекции и оптимизации, психолог стремится к тому, чтобы главной фигурой педагогического процесса стал ребенок. Именно психологу более чем другим членам педагогического коллектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от педалирования его возможностей и способностей, от безжалостной эксплуатации его ума, памяти, чувств и эмоций и т. д. Школьный психолог сегодня — это своеобразный эколог детства, который понимает, что школа не только и не столько должна быть местом, где учащихся «топят» в море знаний (часто не лучших), где передаются умения и навыки (нередко устаревшие), идеалы (сплошь и рядом излишне идеологизированные и догматические), традиции, подавляющие желание ребенка быть самим собой и равным миру. Следовательно, стратегия психологической службы заключается в том, чтобы декларированные много десятилетий назад лозунги нашей школы о «всестороннем и гармоническом» развитии хотя бы чуточку приблизить к реальному воплощению.
Выдвижение в противовес пресловутым ЗУНам альтернативной сверхзадачи школы — развития личности ребенка как главной ценности всей педагогической работы ставит психолога перед необходимостью повернуть учителя от «бездетной», формальной педагогики, от ориентации на детей и учащихся «вообще» — безликих, бесполых, бесчувственных — к живому, конкретному, переживающему ребенку.
Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал прежде всего сам учитель. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Когда учителю будет виден весь человек, с его плюсами и минусами, и он таковым же осознает самого себя, когда он научится смотреться в ученика как в зеркало, а не мстить ему двойками за собственную несостоятельность, станет совершенно невозможным отождествлять ученика, не усвоившего какой-то раздел программы, с плохим человеком.
Именно школьному психологу предстоит заняться личностью учителя: мотивами его деятельности, уровнем его притязаний и самооценки, профессионально важными качествами, психическими состояниями и многими другими проблемами. И как психолог, педагоги со временем придут к осознанию абсолютной необходимости их постоянного взаимодействия.
Проблема гуманизации воспитательно-образовательного процесса касается не только школы. В равной, если не в большей, мере нужна гуманизация семейных отношений. Мы убеждены, что ни одна школьная проблема не может и не должна решаться без взаимодействия с семьей. Однако известно, что многолетняя порочная практика родительского всеобуча отвратила многих родителей от психолого-педагогического знания. Школьный психолог поможет школе преодолеть анонимность и без-адресность психолого-педагогической помощи семье.
Сложность и многогранность задач психологической службы предъявляют высокие требования к профессии практического психолога. Наша многолетняя практика показала, что в школе лучше приживается психолог, который не только имеет хорошую специальную подготовку, необходимые профессионально значимые психические свойства и качества личности, но и прекрасно ориентируется в педагогическом процессе, имеет положительный личный опыт отношений в школьном коллективе и житейскую мудрость.
В этой книге мы стремились показать благородную и трудную миссию новой для нашей школы службы помощи человеку. На ее страницах представлено наше видение модели такой службы, ее тактика, рассмотрены содержание и формы работы школьного психолога. Мы уверены в том, что, постоянно сталкиваясь с новыми непредвиденными школьными ситуациями, новыми коллективами и людьми, практический психолог най-
Данные свидетельствуют о информированностиинтересов к тем или иным областям деятельности, но ярко выражено неприятие профессий типа «человек — художественный образ».
4. Методика Д.Голланда на определение профессионального
типа личности:
F = 3, И = 9, С = 8, К = 5, П = 10, А = 7. Результат данного исследования свидетельствует о несфор-мированности профессионального типа личности,
5. «Карта интересов» А. Е. Голом штока:
отношение | математика | астрономия | те s о s о | медицина | сельское х- во | лесное х- по | журналистика | искусство | к s rt & о £ | обществ, п. | о ffi п р. с | транспорт | педагогика | рабочие спец. | обслуживание | строительство | легкая нром. | техника | ал.техника |
+ | ' 2 | ||||||||||||||||||
— |
Вывод: поверхностные интересы, отсутствие отрицательных и положительных выборов в 7 сферах деятельности из 19 предложенных свидетельствуют о недостаточном уровне осведомленности учащегося о мире профессий, а большинство положительных выборов (транспорт, журналистика, право, астрономия) и явное отрицание сферы обслуживания свидетельствуют о влиянии возрастных и половых различий.
Данные анкеты ученика:
Андрей в будущем мечтает стать крановщиком, как и его отец.
Любимые предметы — труд и физкультура.
Нелюбимый предмет — русский язык.
В свободное время предпочитает чтение художественной литературы, итлтает все подряд, без разбора.
Сегали и кружки не посещает.
Успешность обучения (средний балл)
Гуманитарные | Естественные | Математические | Труд |
Хорошая успешность обучения при низких показателях перцептивно-мыслительной деятельности свидетельствует о большой усидчивости, добросовестности, старании учащегося, его интересе к учебной деятельности.
Заключение
Андрей Гурьев, V класс, средний балл школьной успеваемости — 4. Абсолютно здоров. Плохо информирован о мире профессий. Профессиональный план на данный период имеется. Интересы не сформированы. Направление работы — формирование познавательных интересов и склонностей с привлечением родителей и учителей. Необходимо также расширение знаний о профессиях.
Можно показать на примере одной из испытуемых соотношение личностных характеристик с будущим профессиональным выбором, Анна С. хочет работать в области искусства, быть искусствоведом. «Карта интересов» показывает, что выбор не поверхностен.
Девочка закончила музыкальную школу, занимается в группе экскурсоводов при музее изобразительных искусств, много читает об истории театра, живописи. Ее выбор на 100% определен в сфере «художественный образ». Показатель по тесту Гол-ланда — артистический тип (А — 10), Данные по Кэттелу следующие: А - 16 -(• — общительность высокая. 6 = 7 + — хорошо развитые умственные способности. С ~ 12 + — эмоциональная стабильность (хотя для подростков характерна эмоциональная нестабильность).
О = 9 — • - очень непоказательное для данной группы испытуемых спокойствие, благодушие. Подавляющее большинство подростков нетерпеливы, несдержанны, обладают завышенной самооценкой.
Показатели F \\ G в пределах средних данных. Н = 13 + — высокая социальная смелость. 1= 164 - очень важный показатель в гуманитарных профессиях.