Рече-двж ательная и вокально-двигательная координация
(Дается по методике, разработанной профессором И.Э.Кохом)
Тренировка многоплоскостного внимания, двигательной памяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышечных напряжений (преодоление «зажима») в упражнениях на развитие рече-двигательной координации:
1. Сочетание движений рук и ног в разных рисунках, направлениях и темпах с логическим текстом разной трудности (таблица умножения, стих).
2. Сочетание ритмизованной (стихотворной) речи с аритмичным движением, со сменой скоростей и расстояний.
3. Координация движений с пением. Сочетание разных ритмических рисунков и разных темпов в движении и пении. Сочетание пения с танцевальным движением и с аритмичным движением.
4. Упражнения, исполняемые по внезапному сигналу, — сочетания речи с движением, усложненные условием прекращать и
возобновлять движение или речь по сигналу, подаваемому преподавателем в любой момент.
Тема 6. Равновесие
Повышение чувствительности вестибулярного аппарата, обострение чувства равновесия и повышение устойчивости тела. Совершенствование чувства равновесия
1. Тренировка подвесных (амортизирующих) систем мозга — всевозможные резкие движения головой (рывки, встряхивания, раскачивания) в различных плоскостях и направлениях.
2. Тренировка вестибулярного анализатора:
- упражнения с преимущественным воздействием на полукружные каналы (с угловыми замедлениями и ускорениями): наклоны головы и корпуса вперед и назад, повороты направо и налево, круговые и маятниковые движения; обороты тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов; прыжки с оборотами, перекаты (лежа на полу) влево и вправо; кувырки вперед и назад.
- упражнения с воздействием на отолитовый аппарат (с элементами прямолинейного движения, ускорениями и замедлениями): ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками; прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях; быстрые приседания из основной стойки в упор присев; ходьба приставным шагом лицом вперед, спиной вперед, правым и левым боком вперед и т.д.
Повышение устойчивости тела(Оперирование центром тяжести)
1. Статическое равновесие (с открытыми или закрытыми глазами).
Удержание равновесия:
- на уменьшенной опоре (стоя на носках, стоя на одной ноге);
- на возвышении (кубы, стулья, скамейки, столы);
- на неустойчивой опоре («катушке», бутылке);
- при значительных смещениях частей тела относительно площади опоры;
- упражнения с использованием «перевернутых» позиций (стойки на голове и на руках);
- упражнения с использованием равновесных поз («птица», «павлин»).
2. Динамическое равновесие — произвольное управление инерциями тела и его частей:
- упражнения на сохранение равновесия при перемене позы или действии возмущающих сил за счет компенсаторных движений, нейтрализующих действие возмущающих сил на центр тяжести тела, — например, парные упражнения на сталкивание партнера с места или перетягивание его;
- упражнения на сохранение устойчивости за счет амортизирующих движений, тормозящих движение тела по направлению к опорам, замедляющим начавшееся отклонение, — например, всевозможные прыжки вперед, в сторону, в глубину с мгновенной остановкой движения в устойчивой позе;
- упражнения на сохранение устойчивости за счет восстанавливающих движений, направленных на возвращение центра тяжести в зону сохранения положения путем перемещения точки опоры, «подведения» ее под центр тяжести тела, — например, опускание на пол и подъем с пола без помощи рук.
3. Парные упражнения на равновесие, в которых партнер выступает в качестве возмущающей силы.
4. Парные упражнения на равновесие системы тел, в которых партнеры выступают в качестве сообщников, помогающих друг другу удерживать равновесие.
5. Подвижные игры — например, «салочки» на одной ноге.
Тема 7. Суставно-мышечное чувство Суставно-мышечная память
1. Идеомоторное продумывание разучиваемых движений с открытыми или закрытыми глазами.
2. Выполнение упражнений с закрытыми глазами в замедленном темпе с концентрацией внимания на работающих мышцах:
- выполнение локальных движений — изолированных движений отдельных частей тела;
- выполнение более сложных комплексных упражнений и действий.
3. Упражнения с закрытыми глазами на ощущение плоскостей движения (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной), на ощущение основных направлений — вертикали, горизонтали, диагонали — в положении рук, ног и их частей.
4. Упражнения на повышение различительных способностей мышечно-двигательных анализаторов — например, равномерный подъем плеч на 4 счета, на 8, 16, или на 3, 5 и т.д.
5. Упражнения типа «мертвая точка», при выполнении которых какая-то часть тела — например, кисть руки — фиксируется на воображаемом неподвижном объекте, а все остальные звенья тела смещаются относительно этой точки.
6. Упражнения на выработку «активного осязания», то есть сочетания суставно-мышечных ощущений с тактильно-осязательными — работа с предметами различной конфигурации и фактуры на ощупь с закрытыми глазами.
7. Повторение (через временной интервал) собственной позы, зафиксированной по хлопку педагога в ходе выполнения других упражнений.
8. Воспроизведение по памяти предложенной партнером позы.
9. Точное повторение за партнером его движений — «дублер», «зеркало».
10. Групповые упражнения на синхронность движений.
11. Упражнения на запоминание двигательной композиции, постепенно удлиняющейся или усложняющейся.
12. Простейшие упражнения на память физических действий. Осуществляются параллельно с освоением студентами раздела актерского мастерства «память физических действий».
13. Упражнения и этюды на чувство движения и чувство формы.
Тема 8. Ловкость
Приобретение опыта интегрирования различных физических и психофизических качеств при решении сложных двигательных и действенных задач. Телесная ловкость
Интегральное проявление физических и психофизических качеств.
1. Сочетание высокого уровня гибкости, силовой подготовки и хорошей координации движений — например, ходьба ногами по кругу вокруг «приклеенных» к полу ладоней.
2. Четкая координация мышечных усилий различных частей тела в короткие промежутки времени:
- упражнения, базирующиеся на взрывной силе и чувстве равновесия, — например, подъем разгибом из положения лежа на спине или опорные прыжки через препятствие с устойчивым приземлением;
- упражнения, базирующиеся на чувстве равновесия и скорости ориентировочных реакций, — например, всевозможные виды балансировки на неустойчивой опоре.
3. Точность учета пространственных параметров движения:
- упражнения, базирующиеся на гибкости и координации движений, — например, всевозможные ползания между преградами, подлезания под преграды, перелезания через преграды с предельно возможной скоростью;
- упражнения, базирующиеся на чувстве динамического равновесия и координации движений, — например, бег и прыжки по сложным пространственным конструкциям из столов, стульев, кубов, скамеек, ступенек, пандусов и т.д.;
- упражнения, базирующиеся на чувстве пространства и координации движений рук, — например, упражнения на меткость (броски мячами в цель и т.д.).
4. Точный учет сочетания пространственных и временных параметров движения:
- упражнения, базирующиеся на сенсорно-мышечной координации, требующие согласования движений во времени и в
пространстве в соответствии с движениями спортивного снаряда и партнера, — например, подвижные парные или групповые игры с мячами;
- акробатические упражнения с дополнительными заданиями — например, каскадный прыжок с захватом в момент приземления лежащей на полу палки.
5. Воспитание способности приспосабливаться к фактору новизны.
Выполнение ранее освоенных упражнений, усложненных с помощью следующих приемов:
- изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение (как в сторону уменьшения, так и в сторону расширения);
- применение необычных исходных положений;
- изменение ритмического рисунка движений;
- изменение скорости движений;
- введение в упражнение дополнительных задач;
- выполнение упражнений в левой стойке, левой рукой;
- периодическая смена партнеров в парных упражнениях;
- работа с «неудобным» партнером (по росту, по весу) и т.д.
6. Воспитание мобильности — легкости включения психофизического аппарата в действие и переключения на новые действия:
- упражнения, базирующиеся на способности быстро переходить от напряжения работающих мышц к их расслаблению и наоборот, — например, падение за счет расслабления мышц и мгновенный резкий подъем на ноги;
- упражнения, базирующиеся на управлении инерциями тела при больших скоростях движения и частых сменах направления, — например, бег с резкой сменой направлений (по команде педагога или самостоятельно);
- упражнения, предполагающие изменение структуры — например, характера движений — по внезапной команде педагога;
- подвижные игры, с постоянным, в значительной мере случайным, изменением ситуации на игровой площадке.