Дети с аутизмом — неоднородная по составу группа школьников.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип

нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено

развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для

них являются аффективные проблемы и трудности становления актив&

ных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые опре&

деляют их установки на сохранение постоянства в окружающем и сте&

реотипность собственного поведения.

Вместе с тем, популяция таких детей, в том числе и в школьном воз&

расте, чрезвычайно неоднородна. В связи с этим в настоящее время, все

чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств

аутистического спектра (РАС).

«Ребенок с аутизмом может и безразличным к происходящему, и

иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться про&

стыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развер&

нутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на

основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умствен&

ная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуаль&

ное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Не&

редки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избира&

тельную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная

грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина

трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту

значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекват&

ную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организо&

ванная психолого&педагогическая помощь позволяет поддержать попыт&

ки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и

предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в

требуемом уровне и содержании начального (и тем более среднего —

комментарий авторов) школьного образования детей с РАС должен

быть максимально широким, соответствующим возможностям и потреб&

ностями всех таких детей. Включать как образование, сопоставимое по

уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся

сверстников, так и возможность обучения основным навыкам жизни

вместе с близкими людьми» (Из Проекта ФГОС для детей с РАС).

Варианты аутистических расстройств

Говоря о детях с расстройствами аутистического спектра мы будем

иметь в виду нарушения аффективно&эмоциональной сферы, приводя&

щее к искажению всех пропорций психического развития. В психоло&

гии эти варианты нарушений относятся к различным вариантам иска_

женного развития.

Выделяются три варианта искаженного развития:

• искажение преимущественно аффективно,эмоциональной сфе,

Ры (ранний детский аутизм);

• искажение преимущественно когнитивной сферы (атипичный ау,

Тизм);

• смешанный вариант искаженного развития.

Мы коснемся двух первых вариантов. Стоит отметить, что в реаль&

ности каждый из описываемых ниже вариантов имеет множество раз&

личных привнесений, особенностей. Наверно поэтому в настоящее вре&

мя все больше используется обобщенное для всех категорий (и доста&

точно щадящее) наименование состояния детей как расстройства аути&

стического спектра.

Ранний детский аутизм

(Искажения преимущественно аффективно,эмоциональной сферы)

«Детский аутизм — это особое нарушение психического развития.

Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития соци&

ального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что не мо&

жет быть объяснено просто сниженным уровнем когнитивного развития

ребенка. Другая характерная особенность — стереотипность в поведе&

нии, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные

условия жизни, сопротивлении малейшим попыткам изменить что&либо

в окружающем, в собственных стереотипных интересах и стереотипных

действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам.

Это первазивное нарушение психического развития, т.е. нарушение,

которое захватывает все стороны психики — сенсомоторную, перцеп&

тивную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы. Психиче&

ское развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно

искажается. Меняется сам стиль организации отношений с миром, его

познания. При этом характерно, что наибольшие трудности такого ре&

бенка связаны даже не с самим усвоением знаний и умений (хотя и это

достаточно трудно для многих аутичных детей), а с их практическим ис&

пользованием, причем наиболее беспомощным он показывает себя

именно во взаимодействии с людьми. Помочь такому ребенку, действи&

тельно, трудно.

Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне прини&

мает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного

безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с

блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания,

избирательной одаренностью. И те и другие, однако, нуждаются в специ&

альной педагогической и психологической помощи.» (Никольская О.С.

Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.)

По классификации О.С.Никольской все разнообразие детей с ран&

ним детским аутизмом может быть условно отнесено к 4&м группам.

Рассмотрим обобщенную характеристику детей каждой группы

РДА, которые стали все чаще встречаться в деятельности специалистов

образования.

Наши рекомендации