Дети с аутизмом — неоднородная по составу группа школьников.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип
нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено
развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для
них являются аффективные проблемы и трудности становления актив&
ных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые опре&
деляют их установки на сохранение постоянства в окружающем и сте&
реотипность собственного поведения.
Вместе с тем, популяция таких детей, в том числе и в школьном воз&
расте, чрезвычайно неоднородна. В связи с этим в настоящее время, все
чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств
аутистического спектра (РАС).
«Ребенок с аутизмом может и безразличным к происходящему, и
иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться про&
стыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развер&
нутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на
основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умствен&
ная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуаль&
ное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Не&
редки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избира&
тельную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная
грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина
трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту
значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекват&
ную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организо&
ванная психолого&педагогическая помощь позволяет поддержать попыт&
ки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и
предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в
требуемом уровне и содержании начального (и тем более среднего —
комментарий авторов) школьного образования детей с РАС должен
быть максимально широким, соответствующим возможностям и потреб&
ностями всех таких детей. Включать как образование, сопоставимое по
уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся
сверстников, так и возможность обучения основным навыкам жизни
вместе с близкими людьми» (Из Проекта ФГОС для детей с РАС).
Варианты аутистических расстройств
Говоря о детях с расстройствами аутистического спектра мы будем
иметь в виду нарушения аффективно&эмоциональной сферы, приводя&
щее к искажению всех пропорций психического развития. В психоло&
гии эти варианты нарушений относятся к различным вариантам иска_
женного развития.
Выделяются три варианта искаженного развития:
• искажение преимущественно аффективно,эмоциональной сфе,
Ры (ранний детский аутизм);
• искажение преимущественно когнитивной сферы (атипичный ау,
Тизм);
• смешанный вариант искаженного развития.
Мы коснемся двух первых вариантов. Стоит отметить, что в реаль&
ности каждый из описываемых ниже вариантов имеет множество раз&
личных привнесений, особенностей. Наверно поэтому в настоящее вре&
мя все больше используется обобщенное для всех категорий (и доста&
точно щадящее) наименование состояния детей как расстройства аути&
стического спектра.
Ранний детский аутизм
(Искажения преимущественно аффективно,эмоциональной сферы)
«Детский аутизм — это особое нарушение психического развития.
Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития соци&
ального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что не мо&
жет быть объяснено просто сниженным уровнем когнитивного развития
ребенка. Другая характерная особенность — стереотипность в поведе&
нии, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные
условия жизни, сопротивлении малейшим попыткам изменить что&либо
в окружающем, в собственных стереотипных интересах и стереотипных
действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам.
Это первазивное нарушение психического развития, т.е. нарушение,
которое захватывает все стороны психики — сенсомоторную, перцеп&
тивную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы. Психиче&
ское развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно
искажается. Меняется сам стиль организации отношений с миром, его
познания. При этом характерно, что наибольшие трудности такого ре&
бенка связаны даже не с самим усвоением знаний и умений (хотя и это
достаточно трудно для многих аутичных детей), а с их практическим ис&
пользованием, причем наиболее беспомощным он показывает себя
именно во взаимодействии с людьми. Помочь такому ребенку, действи&
тельно, трудно.
Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне прини&
мает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного
безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с
блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания,
избирательной одаренностью. И те и другие, однако, нуждаются в специ&
альной педагогической и психологической помощи.» (Никольская О.С.
Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.)
По классификации О.С.Никольской все разнообразие детей с ран&
ним детским аутизмом может быть условно отнесено к 4&м группам.
Рассмотрим обобщенную характеристику детей каждой группы
РДА, которые стали все чаще встречаться в деятельности специалистов
образования.