Ругань, насмешка, пристыживание, обзывание 1 страница
Подобные сообщения могут оказать разрушительное воздействие на «образ-Я» ребенка. Они могут заставить ребенка почувствовать себя недостойным, плохим, нелюбимым.
Наиболее частая реакция детей на подобные высказывания — бумерангом вернуть их родителям («А ты— большой ворчун», «Еще надо посмотреть, кто из нас лентяй»).
Когда ребенок получает подобное сообщение от родителя, стремящегося повлиять на него, маловероятно, что это влияние будет реализовано. Вместо этого ребенок может оправдать себя и свести на нет родительскую несправедливую оценку («Я вовсе не выгляжу вульгарно, покрасив глаза», «Это несправедливо и смешно!»).
9. Интерпретация, анализ, постановка диагноза.
Такие сообщения коммуницируют ребенку, что родитель его разгадал, «вычислил», знает, каковы мотивы ребенка и почему он так ведет себя. Подобный родительский «психоанализ» может угрожать ребенку и вызывать фрустрацию.
Если анализ или интерпретация родителя оказываются правильными, ребенок может почувствовать себя в смущении и замешательстве из-за того, что его выставили напоказ («Тебе никто не назначает свиданий потому, что ты слишком застенчива», «Ты так ведешь себя, чтобы привлечь внимание!»).
Когда анализ или интерпретация родителя оказываются ложными, что и бывает в большинстве случаев, ребенок чувствует злость из-за несправедливого обвинения («Я независтлива, это абсурдно?»). Дети часто приобретают установку превосходства родителей («Ты думаешь, что ты так много знаешь?»). Родители, часто подвергавшие своих детей анализу, коммуницируют им свое чувство превосходства, то, что они умнее и мудрее.
Высказывания типа «Я знаю, почему...» и «Я вижу тебя насквозь» зачастую сразу же обрывают дальнейшую коммуникацию и приучают ребенка воздерживаться от обсуждения своих проблем с родителями.
10. Утешение, успокаивание, сочувствие, поддержка, помощьТакие сообщения вовсе не так полезны, как считают большинство родителей. Успокаивание и утешение ребенка, когда он взволнован чем-то, может просто убедить его в том, что вы не понимаете его («Ты не стал бы так говорить, если бы знал, как мне страшно»).
Родители утешают и успокаивают потому, что испытывают дискомфорт, если их ребенок огорчен, разочарован, ему больно, обидно и т. п. Подобные сообщения говорят о том, что вы просто хотите, чтобы он перестал испытывать эти чувства и переживания («Не переживай, и все будет в порядке»).
Дети могут усмотреть в утешении попытки изменить их и часто не доверяют взрослым («Ты так говоришь, чтобы заставить меня чувствовать себя лучше»).
Обесценивание чувства, которое испытывает ребенок, и успокаивание его часто прерывает дальнейшую внутреннюю работу, потому что ребенок чувствует, что вы хотите, чтобы он перестал испытывать то, что чувствует в данный момент (непринятие чувств ребенка).
Расследование, допрос, вопросы
Вопросы, которые вы задаете, могут коммуницировать детям ваш недостаток доверия, подозрение или сомнение («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»). Кроме того, дети рассматривают некоторые вопросы как попытку поставить их в трудное положение, «загнать в угол», повод, чтобы «пилить их («Сколько времени ты учил уроки? Только час. Прекрасно, ты вполне заслуживаешь тройки на предстоящем экзамене»).
Дети часто ощущают угрозу, исходящую от вопросов, особенно если они не понимают, почему родители спрашивают их. Заметьте, как часто дети говорят: «Почему ты спрашиваешь об этом?» или «К чему ты клонишь?»
Когда вы задаете вопросы ребенку, решающему с вами проблему, он может «заподозрить, что вы собираете данные, чтобы решить эту проблему за него, давая ему свое собственное решение («Когда ты это почувствовал? Это имеет отношение к школе? Что случилось в школе?»). Дети, напротив, часто не хотят, чтобы родители преподносили им готовые решения их проблем («Если я расскажу своим родителям, они тут же скажут, что должен делать»).
Когда вы задаете вопросы партнеру, разрешающему с вами проблему, каждый ваш вопрос ограничивает свободу личности говорить о том, о чем он хочет, в том смысле, что каждый вопрос задает определенное направление ответа. Когда вы спрашиваете: «Когда у тебя появилось это чувство?», — вы тем самым требуете от личности говорить только о начале чувства и более ни о чем. Именно поэтому возникает столь сильный дискомфорт, например, в суде во время перекрестного допроса — вы ощущаете, что должны рассказывать вашу историю, точно следуя поставленным вопросам. В силу этого вопрос — вовсе не лучший метод облегчения коммуникации для другого и, например, может сильно ограничить его свободу.
12. Уход, отвлечение внимания, развлечение, юмор (попытка превратить в шутку)
Такие сообщения могут коммуницировать ребенку то, что вы не заинтересованы в нем, не уважаете его чувства или откровенно отвергаете его.
Дети в большинстве своем совершенно серьезны и полны решимости, когда у них возникает нужда о чем-либо поговорить. Когда вы шутите над тем, что их волнует, они чувствуют себя обиженными и отвергнутыми.
Отбрасывание и обесценивание чувств детей или отвлечение их внимания оказывается успешным в данной сиюминутной ситуации, однако чувства личности так легко не исчезают. Они часто неожиданно обнаруживаются позднее. Отброшенные проблемы редко бывают решенными проблемами.
Дети, как и взрослые, хотят быть услышанными и понятыми с уважением. Если их родители будут отмахиваться от них, они скоро научатся обсуждать свои важные проблемы и чувства где-то и с кем-то вне родительского дома.
Каждая серия описанных упражнений и заданий может составить содержание отдельной встречи родительской группы. При этом следует выслушивать всех участников группы, активно интересоваться их впечатлениями, чувствами и следить за динамикой родительских установок.
Приводим еще один вариант групповых занятий с родителями (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989).
Занятие 1
Руководитель группы знакомит участников с основными правилами ее функционирования (общаться на «ты», открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь», избегать непосредственных оценок друг друга). Члены группы представляются друг другу.
В ходе занятий происходит уяснение и принятие участниками групповых норм, их знакомство с групповым напряжением, обмен ожиданиями от предстоящего группового опыта, первыми впечатлениями друг о друге. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем на рациональном уровне.
Группа выполняет психодиагностические упражнения (изобразить дерево, белье на веревке, памятник, резиновую игрушку, бросание мяча или снежка, брызгание водой, передачу друг другу хлопков, благодарности, чувства злости, раздражения и т.д.), направленные на уменьшение напряжения, активизацию и сближение группы, преодоление сопротивления отдельных участников, а также на их подготовку к ролевым играм
Элемент драматизации на первом занятии представлен за данием произнести свое имя и имена своих детей в разной модальности: ласково, грубо и т.д. Для акцентирования чувства принадлежности к группе участники вырабатывают ритуал группового прощания.
Занятие 2
Основные темы групповых дискуссий: впечатление от первого занятия, индивидуальные цели участников группы, цели группы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техники «ассоциация», «горячий стул»).
Невербальные психогимнастические приемы («Движение в темноте», «Восковая палочка», игра «Поводырь и слепец») направлены на сплочение группы и знакомство с помощью тактильных контактов. Игра «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру группы) и оценка эмоциональной близости группы по отношению к некоторым участникам (как ее ощущает группа и сам участник) применяются в качестве открытой социометрии.
Занятие 3
Рассказ о прошлом. Дискуссии: об отношении к очереди; толпе; о реакции детей на игровые занятия; о целях группы, о роли и тактике психолога; о линиях притяжения и отталкивания в группе. Ролевые игры «Мостик через ущелье», «Автобус в часы пик» выступают имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения участников.
Психогимнастические приемы выражение своего отношения к человеку, сидящему с закрытыми глазами (тренировка невербального взаимодействия), гравитационный стресс (проверка и повышение доверия в группе), «узнавание на ощупь», «глядение в глаза» (диагностика некоторых внутриличностных и межличностных проблем) и тренировка соответствующих навыков.
Занятие 4
Обсуждаются темы: должны ли супруги вместе ходить в гости; проблема ухода из семьи; об отношении к женщине и мужчине (одинаково ли оно); о вежливости; о прошлых обидах. Невербальное выражение чувств к некоторым участникам направлено на демонстрацию недифференцированного эмоционального отношения в группе, стимуляцию ее активности, а в другом случае — на оказание эмоциональной поддержки и выход из напряженной для участников ситуации. На каждом занятии группа прощается с семейной парой, которая вынуждена прекратить посещения занятий (впечатления, пожелания, уходящих качают).
Занятие 5
Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из супружеских пар (в своих ролях, поменявшись ролями, в том виде, в котором ситуация приемлема для участников) применяется в качестве вспомогательного средства в ходе групповой дискуссии (вместо рассказа о конфликте) с целью разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения.
Обсуждаются проблемы ревности у детей; воспитательные требования к детям; отношения с собственными родителями; допустимая грань откровенности между людьми.
Занятие б
Отрабатывается ритуал вхождения в группу опоздавших (акцент на причастность к группе). Дискуссия о конфликте между привязанностью к мужу и родительской семье у женщин; об объективной правоте, о том, насколько может принадлежать себе человек после вступления в брак; «о приходящей жене»; о взаимоотношениях ребенка с посторонними взрослыми; о мужских и женских ролях. Разыгрывание психодраматической сцены «Я хочу пожить один», где роль жены по очереди выполняют женщины группы. Социометрические методики: осуществление выбора за другого участника с последующим сравнением его результатов с собственными (диагностика и тренировка способности к эмоциональному пониманию); выбор «семьи» из членов группы. «Молитва» (суггестивный прием).
Занятие 7
Ритуал вхождения в группу и игра «Восковая палочка» для отсутствовавших на прошлом занятии, их ознакомление с содержанием прошлого занятия (акцентирование принадлежности группе и отработка некоторых индивидуальных проблем).
Основные темы дискуссии: впечатление от совместного занятия с детьми; о поведении детей в группе и дома; об изменениях в детях; проблема «разных интересов», о женственности и мужественности; как должна выглядеть женщина дома; отношение к матери, отношение к брату. Строят семью те, кто еще не строил.
Невербальные приемы — выражение отношения прикосновением и качанием (направлены на снятие напряжения и демонстрацию групповой поддержки участнице, чьи проблемы обсуждались в ходе занятия).
Занятие 8
Психолог интерпретирует детско-родительские отношения в семьях участников I группы и дает ряд рекомендаций по воспитанию, разыгрывается психодрама, обсуждаются темы: проблема «мужа — отца»; должна ли жена встречать мужа. Спонтанные высказывания о том, что дала группа.
Занятие 9
Дискуссии: впечатления о детях после критического анализа игрового занятия; о допускаемой границе фантазии в отношениях с детьми; о пользе занятий в группе; проблема взаимопонимания между супругами; проблема вечной занятости; о гедонистической позиции; о неуверенности в себе. Одной из участниц демонстрируется неэффективность некоторых форм ее поведения по отношению к детям; отрабатываются навыки коммуникативной экспрессии, для чего используется вариант «зеркального» метода с элементами драматизации.
Социометрическая методика «За дверью» (осуществление выбора за другого участника в его отсутствие и сравнение его с собственным выбором).
Занятие 10
Обсуждаются необходимость эмоциональной сдержанности в присутствии ребенка, важность для воспитания правильной женской позиции и супружеских отношений. Проводятся психогимнастическая разминка (напряжение — расслабление), игрг «Восковая палочка» — укрепление игровой сплоченности.
Невербальный прием — для облегчения выражения чувств одного из участников к другому; группа выстраивается спиной заним, результаты социометрической игры «Центр» сравниваются с результатами второго занятия.
Каждый участник рассказывает, что ему дала группа.
В начале и конце цикла занятий с родителями проводите? совместные занятия с детьми.
Таким образом, основным содержанием занятий является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимодействия с ребенком. Занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.
Динамика родительской группы содержит три фазы: ориентации и зависимости, конфликтов, конструктивную. Если в начале занятий участники ориентируются в обстановке зависимы от психолога, ждут его указаний, «прощупывают» друг друга, то на этом этапе группа вступает в фазу конфликтов. Появляется искренность в высказываниях, про явлений чувств, которые носят в основном негативный характер. Постепенно сглаживаются конфликты; интерес к проблемам личности, высокий накал эмоций свидетельствуют о том, что группа приобретает коррекционную способность.
3.2. МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Под семейной психотерапией принято понимать систему психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье, а также привитие ребенку (подростку) и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.
В основе метода совместной семейной психотерапии лежит допущение того, что причины психологических проблем и пути их решения неразрывно связаны с функционированием семьи как целостной структуры. Проблемы, приводящие семью в консультацию, затрагивают каждого члена семьи, хотя приобретают личностный смысл для каждого, преломляясь через черты, качества и стиль жизни. Поэтому в семейной терапии консультант работает со всей семьей, а не на каждого ее представителя.
Семейная терапия эффективна в семьях, члены которых объединены близкими, хотя и искаженными связями. Возраст детей — не менее 8—9 лет.
Психологически многие специалисты сводят семейную терапию к разрушению того или иного семейного мифа, который уже дал трещину. В локусе жалобы семьи обычно выделяется «козел отпущения» (чаще всего — ребенок) или идентифицированный пациент. Психолог опирается на здорового члена семьи, человека, на которого больше всего можно положиться и чья позиция наиболее конструктивна, кто менее всего искажен дисгармоничными отношениями. Очень важно для него определить реального пациента, т.е. того члена семьи, кто более всего страдает. Чаще всего он не обращается за помощью и, как правило, является «козлом отпущения».
В. Сатир вводит в контекст семейной психотерапии понятие «боль семьи», т.е. главную ее проблему.
Принципы семейной психотерапии:
1) терапевт должен концентрировать внимание на всей семье в целом, хотя чаще всего обращение связано с проблемой детей;
2) нельзя устанавливать сепаративные отношения с членами семьи, члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг от друга;
3) любые внутрисемейные нарушения — результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина, чувство вины не должно фигурировать в ходе работы с семьей;
4) работая с семьей, надо исходить из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины.
Что дает семейная психотерапия?
— Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е. увеличение открытости коммуникации.
— Закрепление новых способов общения в семье, что означает осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия, возможностей изменения своего поведения, свободный выбор разных способов коммуникации.
— Разрушение внутрисемейных стереотипов, флера благополучия, семейного мифа.
— Осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена.
— Понимание семьей своего единства, взаимозависимости.
— Возможность семьи выражать гамму чувств, эмоционально абстрагировать их.
А.А. Бодалев и В.В. Столин различают в семейной психотерапии несколько фаз.
Фазу концентрации на ребенке,в результате чего он должен понять, что в лице психолога имеет сильную поддержку и должен откровенно рассказать о своих проблемах.
Фазу детско-родительских отношений,по которой родители высказывают свои претензии ребенку, а психолог придает им гуманизированный характер.
Фазу прояснения коммуникаций в семье,выяснения родительских (супружеских) отношений.
В первых встречах психолог в беседе с родителями определяет суть проблемы-обращения, заключает общее соглашение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявляет суть отношений в семье, ее проблематику.
Еще до первой фазы он оказывает ребенку мощную эмоциональную поддержку, берет обещание с родителей не перебивать ребенка, не преследовать его за прямые высказывания в их адрес.
Итогом первой фазы является поиск таких коммуникаций, на которые могли бы пойти родители, удовлетворяя те или иные просьбы ребенка, желательно, чтобы уже во второй встрече в семье произошли позитивные сдвиги В начале каждой встречи психолог выясняет чувства ребенка и родителей, интересуется изменениями в семье.
«Ко второй фазе родители бывают уже достаточно напряжены и раздражены претензиями ребенка, они объединяются в своих жалобах на него и стремлении взять реванш. Основная задача психолога на этой фазе заключается в том, чтобы дать возможность высказаться и детям и родителям. Каждый член семьи, который не может высказать свои мысли и чувства, поддерживается психологом. Иногда он использует прием «подставного лица», т.е. высказывается от лица этого члена семьи.
Результативность этого этапа зависит от того, насколько члены семьи раскрыли, отреагировали свои негативные переживания и при этом не оказались во власти собственной неуправляемой агрессии.
Переломной фазой, фундаментом семейной психотерапии является переход на родительские и супружеские отношения, прояснение которых приводит родителей к пониманию того, что причина нарушения поведения ребенка лежит во всем комплексе семейных взаимоотношений.
Задача психолога — удерживать родителей на второй фазе до тех пор, пока не отреагированы негативные эмоции; не позволять слишком рано переходить на третью фазу; поддерживать баланс высказываний в ходе дискуссий и не давать слишком рано интерпретаций всего услышанного. Эту работу он проводит на заключительном этапе, прибегая к различным способам анализа: логической цепочке из слов и событий, логической связи настоящего и прошлого, аналогии с другими семьями и общими нормами.
Если в семье несколько детей, то после фазы родительских отношений психолог переходит к следующим: детских интеракций, т.е. отношений между детьми. Конечная фаза семейной психотерапии определяется наличием определенных признаков:
— симптомы, с которыми обратилась семья, постепенно исчезают;
— все чаще на встречах члены семьи смеются, оживлены;
— все чаще члены семьи обсуждают дома свои проблемы, в семье происходят приятные события;
— все члены семьи начинают признавать и понимать независимость друг друга;
— семья отмечает, что в ней все наладилось и отпадает необходимость встреч
При наличии этих признаков психолог должен поддержать мнение родителей о том, что он ей больше не нужен. В конце занятий необходимо обобщить все то, что было на встречах, подчеркнуть самостоятельность семьи, обсудить дальнейшую жизнь семьи. Предполагается, что к этому времени семья прояснила свое актуальное состояние, природу причины нарушений у идентифицированного пациента (ребенка), осознала возможности изменений каждого члена семьи, необходимость равномерного распределения ответственности за семейную боль.
По форме эти встречи могут проходить в виде совместных дискуссий, основой которых могут стать настоящее, прошлое и будущее семьи, конкретные конфликтные ситуации, общие проблемы семьи и семейного воспитания.
В. Сатир, в частности, использовала в семейной психотерапии метод составления семейной хроники (генограммы). На I этапе заслушиваются воспоминания родителей об истории их знакомства, истории семьи до появления ребенка. На II этапе выясняется прошлое супругов, их детские переживания, модели отношений в родительских семьях, предыдущий семейный опыт.
III этап — история семьи после появления ребенка — характеризуется словами родителя и ребенка.
Психолог на всех занятиях играет роль хроникера, он постоянно должен апеллировать к чувствам пациентов. Сложно закончить занятия построением «семейной скульптуры». Этот метод основан на эмпатическом слушании клиентов. Каждый член семьи должен сначала изложить свой взгляд на семейную ситуацию. Психолог при этом играет роль «внутреннего голоса». Он интерпретирует его мысли и чувства, помогает выразить их в семейной скульптуре. Каждый член семьи, чувства которого прояснены психологом, может нарисовать их, «оживить» в конкретных участниках терапевтической группы, послушать «голос» своих чувств. Эффект метода «семейной скульптуры» заключается в визуализации чувств, состояний всех членов семьи и семейных ситуаций, сильном эмоциональном отреагировании своих проблем и визуализации новой модели отношений. Скульптура строится до и после эмоционального отреагирования и отображает разные уровни понимания проблем и отношений.
Довольно часто в семейной психотерапии используется метод семейного совета, который направлен на прояснение конфликтной ситуации, поиск различных путей ее разрешения, совместное определение лучшего варианта, разработку плана-договора по его реализации и контроль за выполнением семейного договора.
На первой ступени выслушиваются все сообщения членов семьи и выявляется суть конфликта-проблемы. На следующей ступени все участники конфликта описывают чувства, которые они испытывают, и высказывают свое отношение друг к другу.
На третьей ступени проводится мозговой штурм, где члены семейного совета ведут поиск самых невероятных способов выхода из сложившейся ситуации. При этом первым высказывается ребенок. Далее идет оценка альтернатив и выбор лучшего варианта.
Итогом семейного совета должна стать выработка семейного договора.
Следует обратить внимание психолога на некоторые особенности помощи семье при нарушениях взаимоотношений родителей с подростками и юношами.
Особенности психологического консультирования и коррекции взаимоотношений родителей с подростками и юношами
1. Если оба родителя и подросток готовы прийти на консультацию, если родители говорят о трудностях отношений, понимания взрослеющего ребенка, при этом в прошлом были теплые отношения, можно сразу начинать совместную семейную психотерапию (техника «семейной скульптуры», эмпатического слушания, прояснения коммуникаций, психодраматические игры).
2. Если в ходе беседы выясняется, что подросток и родители готовы работать с психологом, но локус проблем лежит в трудностях общения с друзьями, учителями, то сначала нужна индивидуальная беседа и диагностика подростка, а затем его работа в группе или глубинноориентированная индивидуальная терапия. Родители привлекаются в параллельную группу либо консультируются без ребенка.
3. Если на первичном приеме родитель жалуется на то, что не понимает ребенка, ребенок ему в чем-то не нравится, просит пригласить ребенка под каким-либо предлогом — это означает, что утрачено доверие. Необходимы раздельные встречи с родителем и подростком, переориентация последнего, а затем семейная психотерапия.
4. Если родители жалуются на потерю контакта, отчуждение, боятся этого, просят пригласить ребенка, необходима индивидуальная работа с родителями, а затем семейная терапия.
5. При полной потере контакта и доверия, нежелании подростка идти к психологу, негативном отношении к взрослым нужна работа с родителями.
6. Если члены семьи пришли к психологу вместе, между ними существует близость, нужно выяснить у подростка, как лучше работать с семьей. Семейная терапия не проводится при отсутствии эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональном отвержении ребенка в искомых семьях, а также в случаях, когда имеют место нарушения личностного развития родителей.
3.3. МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
Семейная психотерапия при акцентуациях характера является ведущим методом коррекционной работы с подростками. Это связано с тем, что семья является основным источником психогенных расстройств у подростков в силу их большой зависимости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие контроля за его социальным поведением чревато не только нарушениями поведения, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психической травматизации. Если родители не содействуют подростку в овладении социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характерологическим нарушениям, которые, в свою очередь, являются предрасполагающими факторами для развития психогенных расстройств (неврозов, психозов, аффективных реакций, патологических нарушений поведения), психических заболеваний (шизофрении, психозов маниакально-депрессивных и шизоаффективных). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте идет интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются, тем более если налицо акцентуация.
Акцентуации характера у подростков связаны с определенными типами семейного воспитания и взаимоотношениями подростков в семье. В первой главе мы описали эти типы и предложили методы их диагностики. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою очередь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуации характера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации; доминирующая гиперпротекция и психастенический, сенситивный, астеноневротический, гипертимный; потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, гипертимная, шизоидная акцентуация; эмоциональное отвержение — присенситивной, лабильной и астено-невротической.
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий считают, что нарушения семейных представлений приводят к усилению отклонений у подростков (близорукость), ухудшению их нервно-психического здоровья («патологизирующие роли родителей»), развивают гиперпротекцию («расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональное отвержение («проекция нежелательных качеств»).
Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в неразвитости родительских чувств, предпочтении мужских или женских качеств в ребенке, приводят соответственно к гипопротекции или эмоциональному отвержению.
Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — воспитательная неуверенность родителей или страх утраты ребенка — чревато гиперпротекцией в воспитании.
Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.
Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей — как с родителями, так и с подростками.
Для семейной психотерапии подбирается группа подростков из 5—7 человек и 10—14 родителей. Занятия проводятся раз в неделю. В группе не должно быть больше одного эпилептоидного, истероидного и психопатичного подростка.
Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подростков следующие:
I этап— диагностический (включает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, личный анамнез и анамнез семьи глазами родителей, психологическую диагностику);
II этап— ликвидация семейного конфликта (заключается в установлении эмоционального контакта, эмоциональном отреагировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторонних встречах);
III этап— реконструктивный (включает групповое обсуждение семейных проблем, поиск приемлемых форм общения в группах подростков и родителей или семейной группе);