Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 11 страница

3.4.4. Система специального школьного образования

Школы для слепых (коррекционно-образовательные учрежде-
ния III вида) и для слабовидящих (коррекционно-образователь-
ные учреждения IV вида) являются составной частью единой го-
сударственной системы специального образования и функциони-
руют на основе присущих ей принципов. Система обучения и вос-
питания детей с особыми образовательными потребностями опи-
рается на следующие научно-методические основания: учение о
разностороннем развитии личности; естественно-научные осно-
вы компенсации слепоты и слабовидения; концепции о единстве

биологических, социальных и аномальных факторов в развитии
людей с нарушениями зрения, о ведущей роли целенаправленно-
го обучения в коррекции и компенсации недостатков в развитии
(М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, В.А.Фе-
октистова и др.). При реализации организационно-содержатель-
ных принципов обучения и воспитания слепых и слабовидящих
учитываются определенные изменения контингента детей школь-
ного возраста, проявляющиеся, во-первых, в увеличении числа
детей, имеющих остаточное зрение; во-вторых, в возможности
возникновения у ребенка не одного, а двух и более зрительных
заболеваний; в-третьих, в увеличении числа детей, у которых об-
наруживаются дополнительные нарушения развития, наиболее
характерными из них являются нарушения центральной нервной
системы.

Наличие зрительной депривации обусловливает определенные
трудности в осуществлении слепыми и слабовидящими детьми
учебно-познавательной деятельности, что проявляется в услож-
нении для них многих процессов:

- формирования зрительных образов — затруднения в различе-
нии цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких,
неполных или неадекватных зрительных образов и т.д.;

- ориентировки в своем собственном теле, на рабочей поверх-
ности, в микро- и макропространстве и др.;

- усвоения и использования практических навыков;

- овладения навыками письма и чтения — заторможенность
зрительно-моторной координации, трудности в запоминании букв,
различении конфигураций сходных по написанию букв, цифр и
их элементов, в копировании букв и цифр и др.;

- осуществления мыслительных операций — анализа, синтеза,
сравнения, обобщения и др.

В связи с этим наряду с общими образовательными задачами
перед школами для слепых и слабовидящих детей встает необхо-
димость решения задач специальных, направленных на восста-
новление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразви-
тых функций, а также профилактику возникновения вторичных
отклонений в развитии. Поэтому и содержание, и методы работы
школ III и IV видов предусматривают необходимость выполнения
следующих функций: учебно-воспитательных, коррекционно-раз-
вивающих, офтальмо-гигиенических, лечебно-восстановительных,
социально-адаптационных и профориентационных.

Организационная специфика школ слепых и слабовидящих
детей проявляется:

- в функционировании преимущественно в режиме школ-ин-
тернатов или школ полного рабочего дня;

- в увеличении срока обучения на один год (срок обучения
слепых и слабовидящих с нормальным интеллектом — 12 лет,

срок обучения слепых и слабовидящих, имеющих нарушения ин-
теллекта, — 10 лет);

- в учете общих закономерностей и специфических особенно-
стей развития детей, находящихся в условиях зрительной депри-
вации, с опорой на их здоровые силы и сохранные возможности;

- в модификации учебных планов и программ, перераспреде-
лении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

- в дифференцированном и индивидуальном подходе к детям,
уменьшении наполняемости воспитательных групп и классов (для
слабовидящих — до 12 человек, для слепых — до 9, для детей с
комплексным дефектом — до 5 человек);

- в применении специальных форм, методов и приемов рабо-
ты, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехни-
ческих средств обучения;

- в специальном оформлении учебных классов и кабинетов,
создании офтальмо-гигиенических условий, отвечающих потреб-
ностям слепых и слабовидящих детей, организации лечебно-вос-
становительной работы;

- в усилении работы по социально-трудовой адаптации и са-
мореализации выпускников.

В школах III и IV видов предусмотрены три ступени обучения:
первая — начальная школа (с I по IV класс), вторая — ос-
новная школа или неполная средняя (с V по X класс), третья —
средняя школа (с XI по XII класс). Эти ступени соответствуют
трем основным этапам развития человека — детству, отрочеству,
юности.

Школа 1-й ступени призвана обеспечить становление лично-
сти ребенка, целостное развитие его потенциальных возможно-
стей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школь-
ников умения и желания учиться. Учащиеся начальной школы
приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются
чтению, письму и счету, пониманию изображений, овладева-
ют элементами наглядно-образного и теоретического мышления.
В целях восстановления, коррекции и компенсации нарушенных
и недоразвитых функций проводятся фронтальные, групповые и
индивидуальные специальные коррекционные занятия. В ходе та-
ких занятий у учащихся повышается уровень развития сохранных
анализаторов, формируются компенсаторные способы познания
окружающего мира; дети овладевают элементарными приемами
личной гигиены и самообслуживания, мобильности, двигатель-
ной активности, ориентировки.

В школе 2-й ступени закладывается прочный фундамент обще-
образовательной и трудовой подготовки, необходимой учащимся
для продолжения образования и полноценного включения в жизнь
общества. Неполная средняя школа развивает потенциальные за-
датки подростка, формирует научное мировоззрение и способно-

сти к социальному самоопределению, расширяет область позна-
ния различных видов трудовой деятельности и возможность овла-
дения ими с учетом профессионального обучения и трудоустрой-
ства. В средней школе продолжается работа по коррекции позна-
вательной, личностной, двигательной сфер, по гигиене и охране
зрения.

Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразова-
тельной подготовки и курса профессионального обучения на ос-
нове его дифференциации. Здесь созданы условия для наиболее
полного учета интересов учащихся, для их социально-психологи-
ческой адаптации, активного включения в жизнь современного
общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный
план вводятся факультативные занятия по выбору самих школь-
ников.

Обучение детей с нарушениями зрения ведется по специаль-
ным учебным планам, программам, учебникам. В нашей стране
реализуется дифференцированное обучения слепых и слабовидя-
щих, что достигается за счет специальных учебных программ и
учебников для каждой категории учащихся. Учебные планы школ
III и IV видов имеют общеобразовательный и компенсаторно-адап-
тационный блоки. Первый содержит общеобразовательные дис-
циплины, предусмотренные для соответствующей ступени обуче-
ния; в компенсаторно-адаптационный блок входят коррекцион-
ные предметы.

Программы по общеобразовательным предметам по объему и
содержанию изучаемого материала соответствуют аналогичным
программам общеобразовательной массовой школы. При этом они
построены с учетом особенностей развития слепых и слабовидя-
щих. В них предусмотрена необходимость коррекционно-компен-
саторной работы, направленной на развитие восприятия, конк-
ретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного
мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и
регуляции движений с помощью сохранных анализаторов, а так-
же компенсаторных приемов познания предметов и явлений ок-
ружающего мира.

Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабо-
видящими по скорости, полноте и точности уступает его воспри-
ятию нормально видящими сверстниками, а представления детей
с нарушенным зрением об окружающем их реальном мире бед-
ны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, в программах по
общеобразовательным предметам увеличено время на выполне-
ние измерительных действий, проведение наблюдений, опытов и
экскурсий, кроме того, в них введены предметные уроки, обес-
печивающие формирование у школьников, находящихся в усло-
виях зрительной депривации, более полных и адекватных пред-
метных представлений.

В ходе изучения дисциплин, входящих в общеобразовательный
цикл, наряду с обучающими, воспитывающими и развивающими
задачами решаются коррекционные задачи, в результате чего каж-
дый общеобразовательный урок содержит определенный коррек-
ционно-развивающий потенциал. Так, на всех уроках большое вни-
мание уделяется формированию представлений на основе обога-
щения чувственного опыта учащихся, установлению соответствия
между словом и конкретным образом предмета, умению работать
с рельефными, объемными наглядными пособиями, овладению
ориентировочными навыками в микро- и макропространстве, вы-
делению сигнальных признаков предметов при помощи сохран-
ных анализаторов и т.д.

Компенсаторно-адаптационный блок учебных планов включа-
ет специальные занятия — по развитию зрительного восприятия,
осязания и мелкой моторики, по ориентировке в пространстве,
социально-бытовой ориентировке, формированию коммуникатив-
ной деятельности, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции
нарушений речи.

Кроме того, программами по общеобразовательным дисцип-
линам и специальным предметам предусмотрено использование
средств коррекции и компенсации познавательных возможностей
слепых и слабовидящих с помощью оптических приспособлений,
тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоско-
печатных (для слабовидящих) пособий.

Содержание учебников для детей с нарушениями зрения иден-
тично содержанию учебников массовой общеобразовательной
школы. Однако в оформлении учебников для слепых и слабовидя-
щих имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для
слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе
Л.Брайля (шеститочечная система) и снабжены рельефными ри-
сунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное
зрение, выпускаются учебники, сочетающие рельефную и цвет-
ную печать. В учебниках для слабовидящих использован более круп-
ный плоскопечатный шрифт и имеются адаптированные (отсут-
ствуют мелкие детали, и выведены более четкие контуры и т.п.)
цветные иллюстрации.

В школах для детей с нарушениями зрения широко использу-
ются тифлотехнические средства обучения. В основе тифлотехни-
ческих средств компенсации нарушенных функций зрительного
анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуаль-
ной информации в сигналы, доступные для восприятия посред-
ством слуха и осязания (сохранных анализаторов). Функции при-
емника световых сигналов выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехни-
ческих средств осуществляется путем усиления (повышения уров-
ня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обуслов-

ленных неполноценностью зрительного анализатора, что дости-
гается усилением яркости, контрастности, угловых размеров изоб-
ражения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В школах для
слепых и слабовидящих повсеместно используются специальные
оптические средства — лупы (ручные, опорные, стационарные),
очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные),
монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппа-
раты (эпи- и диапроекторы). Применяются также телевизионные
увеличивающие устройства для индивидуального и коллективно-
го пользования, создающие более чем 60-кратное увеличение и
компьютерные программы. В процессе обучения слабовидящих ус-
пешно пользуются специальными замкнутыми телевизионными
устройствами, позволяющими проводить фронтальную работу. Для
школьников, имеющих нарушения поля зрения (трубчатое зре-
ние, гемианопсия), разработаны специальные оптические систе-
мы, в необходимых пределах расширяющие поле зрение. В тех слу-
чаях, когда зрение ухудшается при повышенной освещенности,
употребляются светотехнические средства в виде светозащитных
корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла
с покрытием.

Для слепых разработаны различные по назначению и сложно-
сти технические устройства и приспособления — трости для обес-
печения возможности самостоятельного передвижения, грифели
и приборы для ручного письма по системе Л.Брайля, для плоско-
го письма и рельефного рисования, специальные пишущие ма-
шинки и т.д.

Большое место в учебном процессе занимают компьютеры,
снабженные брайлевскими экранами (брайлевской строкой), пре-
образующие плоскопечатные буквы в азбуку Брайля, а также прин-
терами, воспроизводящими тексты брайлевским шрифтом. При
наборе действуют системы распознавания речи, которые могут
воспроизводить текст «на слух» и преобразовывать в слова: компью-
тер как бы пишет «под диктовку» и воспринимает простейшие
голосовые команды. Слабовидящим в работе помогают монито-
ры, создающие на экране увеличенный текст.

На уроках по физической культуре, на занятиях по ЛФК и
ритмике используются специальные тренажеры, звуковые мише-
ни, звучащие мячи и т.п. На уроках трудового и профессиональ-
ного обучения специальные технические средства и приспособле-
ния позволяют слепым и слабовидящим школьникам осуществ-
лять сборку электротехнических и радиоэлектронных устройств,
производить механическую обработку разных материалов, холод-
ную штамповку и другие операции.

В изучении предметов гуманитарного цикла и в воспитатель-
ной работе большую помощь оказывают «говорящие» книги,
представляющие собой записи книг, тиражированные на раз-

личных носителях, а также специальные устройства для их про-
слушивания.

Неотъемлемой частью деятельности школ для слепых и слабо-
видящих детей является организация лечебно-восстановительной
и профилактической работы, которая осуществляется врачами-
специалистами — офтальмологом, педиатром, психоневрологом —
и средним медицинским персоналом. Лечебная работа направлена
на сохранение здоровья учащихся, предупреждение возникнове-
ния различных заболеваний, на максимальное восстановление,
улучшение и охрану зрения. В обязанности офтальмолога и сест-
ры-ортоптистки входят:

- периодический осмотр и обследование состояния зрения уча-
щихся школы;

- консервативное лечение глазных заболеваний (медикамен-
тозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

- своевременное направление в стационар учащихся, нуждаю-
щихся в хирургическом вмешательстве;

- активное плеоптическое, плеоптоортоптическое, компьютер-
ное лечение;

- проверка и назначение оптической коррекции;

- создание и соблюдение офтальмо-гигиенических условий обу-
чения и воспитания школьников с учетом различного характера и
степени имеющихся у них зрительных нарушений.

В зависимости от показаний проводится консультирование уча-
щихся в специализированных клинических центрах.

Особое место в школах для детей с нарушениями зрения зани-
мают трудовое обучение и профориентация, которые реализуют-
ся с учетом специфических возможностей, возрастных особенно-
стей и интересов учащихся.

Первоначальное трудовое обучение (I — IV классы) предусмат-
ривает привитие интереса и любви к труду, ознакомление уча-
щихся с элементами технических, сельскохозяйственных и об-
служивающих работ. В этот период ученики получают элементар-
ные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бу-
маги, картона, жести, проволоки, глины и др.), знакомятся с
устройством, назначением и применением рабочих и измеритель-
ных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, ру-
летки, различных шаблонов и др.), усваивают основные понятия
мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому
труду и самообслуживанию.

В основной школе (V — X классы) трудовое обучение приобре-
тает политехнический характер и предусматривает активное во-
влечение школьников в общественно полезный труд. Расширяют-
ся знания и умения учащихся в сфере труда:

- технического — они изучают элементы электроники, маши-
новедения, овладевают приемами пользования инструментами и

способами обработки разных материалов, выполняют различные
практические работы;

- сельскохозяйственного — школьники получают знания о пре-
обладающих в данной местности овощных, плодово-ягодных и
цветочно-декоративных растениях, овладевают навыками их вы-
ращивания и ухода за животными;

- обслуживающего — подростки усваивают знания и умения
по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, ухо-
ду за одеждой.

На этом этапе начинается профориентационная работа —
школьники знакомятся с разными профессиями, доступными
людям с нарушениями зрения.

В средней школе (XI—XII классы) осуществляется широко-
профильная трудовая подготовка с вовлечением учащихся в об-
щественно полезный производительный труд, организованный
в условиях школы или на предприятиях, формируется психоло-
гическая готовность к выбору профессии. В перечень профессий,
на которые ориентированы школы для слепых и слабовидящих,
входят массаж, машинопись (слепой метод), переплетные, ма-
шиносборочные, электромонтажные и картонажные работы,
вязание, плетение, игра на различных музыкальных инструмен-
тах и их настройка, пение, швейные работы, раскрой тканей по
шаблону, ручная обработка металла (нарезка, плавка, штампов-
ка и др.), штамповка пластмассовых изделий, расфасовка, ук-
ладка, упаковка заготовок, полуфабрикатов и готовой продук-
ции, наклейка ярлыков.

Работа по профориентации наряду с расширением знаний о
различных профессиях включает формирование психологической
готовности к выбору профессии, знакомство с сущностными ха-
рактеристиками видов деятельности в рамках выбранной профес-
сии.

Одной из важнейших задач школ для детей, имеющих наруше-
ния зрения, является воспитание учащихся, которое прежде все-
го направлено на их социализацию. Социализация обеспечивает
детям и подросткам, находящимся в условиях зрительной депри-
вации, овладение определенной системой ценностей, установок,
знаний, умений, норм межличностного взаимодействия, правил
поведения. Однако эти школьники по сравнению со зрячими свер-
стниками испытывают значительные трудности в познании об-
щественно значимых ценностей, в их присвоении и превращении
в личные ориентиры.

Наличие дефекта зрения, нередко приводящее к нарушению
социальных отношений, может содействовать возникновению не-
гативных социальных установок (на избегание зрячих, иждивен-
чество, неадекватное ситуативное поведение и др.). Кроме того,
люди с нарушениями зрения не в состоянии обрести многие на-

выки общения и невербальные средства общения (жест, мимика
и др.) спонтанным путем естественного наблюдения и подража-
ния. Все перечисленное негативно влияет на социализацию сле-
пых и слабовидящих.

Эффективность педагогического воздействия в этой сфере тре-
бует воспитания базисных качеств личности — целеустремленно-
сти, упорства, стремления к самостоятельности; формирования
компенсаторных навыков, которые позволили бы слепым и сла-
бовидящим школьникам без зрительного контроля или под конт-
ролем дефектного зрения качественно, эстетично и относительно
быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельно-
стью, используя совокупность информации от всех сохранных
анализаторов, включая остаточное зрение; приобретения ими со-
циально-адаптивных навыков и адекватного отношения к своему
дефекту, а главное — активной жизненной позиции.

Решение этих задач в школах слепых и слабовидящих осуще-
ствляется в процессе работы по традиционным направлениям вос-
питания — эстетическому, нравственному, трудовому, физиче-
скому, которые в данных условиях приобретают особую специфи-
ку. Так, нравственное воспитание, предусматривающее формиро-
вание нравственного идеала, этических ценностей, норм и оце-
нок, развитие нравственных чувств, освоение опыта поведения в
соответствии с принятыми нормами и выработку нравственных
привычек, ставит своей целью, во-первых, расширение нравствен-
ного опыта детей с нарушениями зрения за счет использования
гуманных, развивающих аспектов любого вида деятельности, раз-
нообразных жизненных ситуаций, различных взаимоотношений
между людьми, включая и опыт взаимодействия с нормально ви-
дящими, во-вторых, побуждение слепых и слабовидящих учащихся
к осуществлению нравственного выбора и совершению нравствен-
ных поступков в специально создаваемых учебных ситуациях, обу-
чение их управлению своим поведением в соответствии с суще-
ствующими нормами социального поведения.

На становление личностных качеств и нравственного поведе-
ния слепых и слабовидящих детей и подростков значительное вли-
яние оказывает социально-психологический микроклимат (в се-
мье, в школе и др.), обусловливающий формирование либо пас-
сивности, инертности, зависимости, неадекватной (заниженной
или завышенной) оценки своих возможностей и ограничений,
слабости проявлений нравственного поведения, либо активно-
сти, открытости, инициативности, веры в собственные силы, ре-
ального понимания имеющихся ограничений, усвоения нравствен-
ного поведения. Результатом этой важнейшей работы является вос-
питание у школьников с нарушениями зрения способности к нрав-
ственному самовоспитанию и самосовершенствова-
нию.

Своеобразие эстетического воспитания учащихся, находящихся
в условиях зрительной депривации, основанного на воздействии
на личность различными средствами искусства, состоит в необхо-
димости учета того факта, что некоторые источники прекрасного
(природа, объекты изобразительного искусства) недоступны им
для непосредственного восприятия или такое восприятие затруд-
нено, не дифференцировано, ограниченно. Решение задач эсте-
тического воспитания слепых и слабовидящих детей и подростков
требует прежде всего оптимизации процесса восприятия произве-
дений искусства — активного вовлечения сохранных анализато-
ров, использования тифлотехнических средств, а также избира-
тельного и продуманного выбора доступных для слепых и слабо-
видящих видов искусства и творчества.

В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художествен-
ному моделированию и конструированию, декоративно-приклад-
ному искусству учащиеся знакомятся с содержательными элемен-
тами этих областей искусства (формой, ритмом, гармонией, сим-
метрией, пластикой, светосочетанием и др.), у них формируются
эстетические потребности, эмоциональная отзывчивость, готов-
ность и расположенность к восприятию эстетических и художе-
ственных ценностей.

Трудовое воспитание слепых и слабовидящих учащихся направ-
лено на формирование мотивации и позитивного отношения к
труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору про-
фессии, адекватной их способностям, состоянию зрения и здоро-
вья. Умение применять теоретические знания и творческие спо-
собности на практике достигается только благодаря системати-
ческой, хорошо организованной предметно-практической деятель-
ности учащихся. Систематическая предметно-практическая дея-
тельность обеспечивает формирование у слепых и слабовидящих
знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой дея-
тельности в условиях зрительного дефекта, навыков контроля,
правильного дозирования и распределения трудовых операций и
нагрузок, т.е. овладение рациональными приемами работы.

Особое внимание в школе III и IV видов уделяется физическо-
му воспитанию, что имеет чрезвычайно важное значение для со-
стояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих
детей, способствует коррекции вторичных отклонений в разви-
тии и профилактике их возникновения. Эффективность физичес-
кого воспитания таких учащихся во многом определяется широ-
той использования кроме ЛФК и ритмики других видов физкуль-
турно-оздоровительной работы — гимнастики до занятий, физ-
культурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортив-
ных часов, ежемесячных дней здоровья, процедур закаливания и
т. п. Однако для достижения положительных результатов требуется
создание режима наибольшей двигательной активности, способ-

ствующей развитию пространственно-временных компонентов
моторных действий, координации, точности, ловкости движений,
но вместе с тем и неукоснительное соблюдение каждым школь-
ником нормативов и качественных характеристик выполняемых
движений, рекомендованных с учетом ряда факторов, значимых
для состояния зрения учащихся.

В этих специальных (коррекционных) учреждениях учатся так-
же дети с амблиопией, миопией, гиперметропией, астигматизмом,
косоглазием. Анализ их продвижения по образовательному марш-
руту показывает необходимость оказания им коррекционно-разви-
вающей и лечебно-восстановительной помощи не только в до-
школьный, но и в школьный период (Г.В.Никулина, Л.И.Плак-
сина, Л.В.Фомичева и др.). В нашей стране до последнего време-
ни обучение и воспитание таких детей проходило в общеобразо-
вательных школах, куда воспитанники данной категории нередко
попадали из дошкольных учреждений для детей с нарушениями
зрения. Многолетний опыт обучения таких детей в общеобразова-
тельных школах без коррекционно-развивающей и лечебно-вос-
становительной помощи обнаруживает, что при переходе из спе-
циальных дошкольных учреждений в школьные учреждения об-
щего назначения у них заметно снижаются результаты лечебно-
восстановительного процесса, достигнутые в дошкольный пери-
од. Кроме того, не получая коррекционно-развивающей поддерж-
ки, эти дети испытывают большие трудности в реализации учеб-
но-познавательной и практической деятельности, что обусловли-
вает значительное снижение темпа и качества работы по сравне-
нию с нормально видящими одноклассниками. Это, в свою оче-
редь, неизбежно ведет к падению успеваемости. Ситуация неуспе-
ха, особенно остро проявляющаяся на 1-й ступени обучения, ста-
новясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачас-
тую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что сни-
жает положительную мотивацию к учебной деятельности и не-
редко выступает в качестве причины формирования отрицатель-
ных качеств личности. Признание важности предоставления та-
ким детям в период обучения в школе комплекса лечебно-восста-
новительных и коррекционно-развивающих услуг привело к от-
крытию классов «охраны и развития зрения». Необходимость та-
ких классов продиктована также стабильным и значительным ро-
стом численности таких детей.

Классы «охраны и развития зрения» функционируют в нашей
стране с 2001 г. как при общеобразовательных (массовых), так и
при коррекционно-образовательных учреждениях для детей с нару-
шениями зрения. Основные цели открытия классов данного типа —
нивелирование трудностей, возникающих в процессе обучения
детей, создание для их обучения и воспитания комфортных усло-
вий, коррекция вторичных нарушений и профилактика их воз-

никновения. В классах «охраны и развития зрения» решаются сле-
дующие задачи:

- обеспечение оптимальных условий для развития учащихся
данной категории, коррекции и компенсации психического, фи-
зического, эмоционально-волевого развития, для профилактики
возникновения вторичных нарушений;

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом зри-
тельных возможностей учащихся;

- создание щадящего режима учебно-воспитательного процес-
са — соблюдение определенных офтальмо-гигиенических норм,
дозировка зрительной нагрузки, использование специальных при-
емов обучения и др.;

- обеспечение необходимого плеоптико-ортоптического лече-
ния с последующим анализом динамики развития зрительных
возможностей учащихся с целью стабилизации зрительных функ-
ций и их активизации;

- проведение коррекционно-развивающей работы с использо-
ванием коррекционного потенциала общеобразовательных уроков
и систематических коррекционных занятий, направленных на улуч-
шение зрительного восприятия, развитие и коррекцию познава-
тельной, двигательной, личностной сфер и речи.

Режим пребывания детей в классах «охраны и развития зре-
ния» образовательного учреждения соответствует схеме «полно-
го рабочего дня»: в первой половине дня ученики посещают об-
щеобразовательные уроки, во второй — коррекционные заня-
тия, лечебно-восстановительные и профилактические процеду-
ры. Наполняемость воспитательных групп и классов «охраны и
развития зрения» составляет 15 человек. По отношению к уча-
щимся таких классов применяются дифференцированный, ин-
дивидуальный и личностно ориентированный подходы, учиты-
ваются их зрительные возможности и уровень развития познава-
тельной, двигательной и личностной сфер каждого конкретного
ребенка.

Наши рекомендации