Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ 2 страница
В сплоченности выделяют две взаимосвязанные стороны: теоретическую — как степень общности единомыслия и единочув-ствия членов группы и предметно-практическую — как ту или иную степень единодействия.
Сплоченность выступает следствием проявления и взаимовлияния внутригрупповых интегративных процессов и характеризуется степенью общности целей и мотивов жизни и деятельности группы, всех входящих в нее людей. Высокосплоченный коллектив проявляет наивысшую свою дееспособность. Поэтому сплочение производственных, трудовых коллективов является одной из важных служебных и нравственных задач как их руководителей, так и каждого сотрудника, специалиста.
Сплочению коллектива способствуют как благоприятные внешние, объективные обстоятельства (здоровая морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень престижности, социального статуса ведущей деятельности коллектива и др.), так и внутренние (коллективистическое самоопределение и самоутверждение членов коллектива, общность их интересов, потребностей, позиций, высокий авторитет руководителей, актива коллектива). Особую роль в этом играет целенаправленная и систематическая работа по сплочению коллектива, формированию в нем подлинно коллективистической психологии, характеризующейся отношениями взаимного уважения, сотрудничества, помоши» дружбы и товарищества, а также отношениями взаимной ответственности и требовательности.
Основные направления работы по сплочению коллектива, созданию в нем благоприятной морально-психологической атмосферы:
а) правильное решение организационных вопросов: подбор и расстановка людей, обучение и воспитание актива, руководителей нижних звеньев, контроль и оценка деятельности сотрудников, стимулирование их деятельности и поведения и др.;
б) правильная организация деятельности и ее обеспечение средствами, материалами и т.п.;
в) целенаправленное проведение воспитательной работы в коллективе, направленной на формирование у людей коллективизма, нравственно-психологического здоровья, профессионализма, деловитости и т.п.;
г) повышение авторитета руководителя, актива, использование ими адекватного стиля взаимодействия с сотрудниками, психологически обоснованного стимулирования сотрудников, оценочной деятельности в коллективе;
д) недопущение и преодоление, профилактика негативных социально-психологических явлений, мешающих сплочению коллектива: индивидуалистического, эгоцентрического самоутверждения сотрудников; отрицательного лидерства, ведущего к созданию негативных стихийно складывающихся микрогрупп; недовольств, страхов, слухов, конфликтов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Вчем состоят особенности в изучении малых групп в отечественной и зарубежной психологии?
2. Что выступает объектом социальной психологии как науки?
3. Какова история изучения малых групп в социальной психологии?
4. Раскройте подходы к пониманию малой группы как объекта социальной психологии.
5. Дайте классификацию малых социальных групп.
6. Что изучает психология в малой группе?
7. Раскройте понимание и дайте классификацию социально-психологических процессов и явлений в малых группах.
8. Покажите понимание коллектива как одного из уровней развития малой группы.
9. Проанализируйте основные признаки малой группы, дающие основание считать ее коллективом.
10. Каковы основные идеи А. С. Макаренко о коллективе?
11. Дайте анализ основных функций коллектива, его возможностей решать различные задачи.
12. Раскройте этапы в становлении и развитии коллектива по А. С. Макаренко.
13. В чем состоит суть стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского?
14. Раскройте типологию и особенности поведения специалиста при вхождении в новый трудовой коллектив.
15. Охарактеризуйте особенности социометрической и коммуникативной структур малой группы, коллектива.
16. Покажите особенности структур социальной власти в малой группе.
17. Дайте сравнительный анализ процессов руководства и лидерства в малой группе, коллективе.
18. Раскройте понимание и особенности складывания, формирования общего мнения в малой группе, коллективе.
19. Дайте характеристику коллективных, общих настроений, эмоциональных состояний в малой группе, коллективе.
20. Раскройте понимание морально-психологического состояния в малой группе.
21. Дайте характеристику сплоченности как социально-психологического феномена.
22. Каковы основные направления работы по сплочению малой группы, коллектива?
ГЛАВА 26. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении— это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и в мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произвольно и целенаправленно проявляет себя, свое «Я», свою индивидуальность и утверждает себя как личность.
Самоутверждение — атрибутивная характеристика личности. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются его сознание, способности, формируются черты характера. Вместе с тем личность в социальном самоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь ко все более значимым общественным ролям.
Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал. В. Н. Мясищев отмечал, что наиболее полно личность раскрывается в том, что для нее важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво (см.: Мясищев В. Я. Личность и неврозы. — Л., 1960. — С. 71). И поэтому чем более целеустремленно и полно молодой специалист будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней добьется. С другой стороны, чем энергичнее борется специалист за осуществление своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимается в своем профессиональном становлении, своей профессиональной зрелости.
I
I
Вот почему при подготовке специалистов важно формировать у них позитивно-ценностное отношение к своей профессии, специальности, готовность и стремление наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Если же иметь в виду становление личности современного специалиста в целом, то этот процесс также непосредственно связан с проблемой самоутверждения личности. Чем более общественно значимы и многообразны сферы приложения человеком своих сил, тем богаче личность, больше возможностей для ее дальнейшего совершенствования. С.Л.Рубинштейн считал, что главное в воспитании «как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается» {Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 140—141). Это в полной мере относится и к профессиональному становлению и самоутверждению личности современного молодого специалиста.
Стремление личности к самоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее к профессиональному самоутверждению — одним из факторов ее профессионального становления и совершенствования.
Феномен самоутверждения рассматривается в психологии как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой — индивидуальными личностными особенностями человека.
Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности.
Самоутверждение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных особенностей, личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности. Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.
Основные сферы профессионального самоутверждения специалиста: профессионально-деятельностная, социально-ролевая и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).
В самоутверждении личности, а это в полной мере относится и к профессиональному самоутверждению молодого специалиста,
выделяются три этапа: подготовительный, основной (исполнительный) и заключительный.
Основным содержанием подготовительного этапа является самоопределение личности: осознание ею потребности в самоутверждении и реализации, выработка своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановка целей деятельности, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей.
Исполнительный этап — это процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения.
На заключительном этапе осуществляется оценка человеком результатов и процесса своего самоутверждения, выявляются истоки его затруднений. Этот этап постепенно переходит в первый, на котором происходит коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.
Все этапы взаимосвязаны. В то же время они и относительно самостоятельны.
Самоопределение — важные и грань, и сторона, и этап в самоутверждении личности, во многом определяющие его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Так, например, самоопределение личности специалиста может оказаться правильным или неправильным, разносторонним, полным или неполным, односторонним, оно может быть коллективистическим или индивидуалистическим, альтруистическим или эгоистическим и т.п. Все это и определяет соответствующее самоутверждение личности и ее успешность.
Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:
1) кто стоит, находится выше, а кто ниже него в системе должностных, социально-профессиональных и социально-психологических ролевых, статусных ролевых позиций, а кто находится на его уровне;
2) кто находится впереди, позади, а кто на его уровне в достижении производственных, научных, учебных, спортивных и других результатов и в получении соответствующих благ;
3) кто находится ближе, а кто дальше по содержанию профессиональных, нравственных и других ценностей, ориентации, позиций, мнений и т.п.
Определившись в этих трех системах оценки, личность осуществляет свое утверждение, в том числе и профессиональное.
Наряду с этим на особенности самоутверждения личности существенное влияние оказывают ее самооценка и то, как соотносит она эту самооценку с оценкой по этим же параметрам воз-
можностей тех, кто находится выше и ниже, впереди и сзади, ближе и дальше.
Очевидно, что все эти оценки у человека могут оказаться в разной степени достоверными, правильными, а поэтому его самоутверждающееся поведение может быть в разной степени соответствующим возможностям личности и требованиям, ожиданиям среды.
Многие исследователи не без основания рассматривают самоутверждение как активный процесс целенаправленного взаимодействия личности прежде всего с непосредственным окружением и считают, что особенно отчетливо оно проявляется у подростков и юношей. Объясняется это периодом активного становления личности, включения ее в трудовые, политические и другие общественно значимые отношения, стремлением проявить свою индивидуальность и добиться признания окружающих, найти место в жизни (см.: МудрикА. В. О воспитании старшеклассников. — М., 1981. — С. 22—24). Причем самоутверждающееся поведение в этом возрасте не всегда осуществляется правильно, на здоровой нравственной основе, что в значительной степени обусловлено недостаточным развитием, сформированностью личности, ее сознания.
В. А. Сухомлинский отмечал, что «бравирование подростков непослушанием, хитроумные поиски путей заслужить похвалу товарищей, игнорирование требований, обязанностей, дисциплины — весь этот букет духа «сопротивления» есть не что иное, как отсутствие крепкого фундамента процесса самоутверждения — богатой идейной жизни {Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М., 1979. - С. 53).
В отечественной психологии самоутверждение рассматривается как одна из фундаментальных социальных потребностей и тем самым как важное условие и фактор развития личности. При этом подчеркивается, что потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей.
Выделяют четыре группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:
1) в достижении определенных результатов в деятельности и утверждении на этой основе своей соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих;
2) общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролей в контактной социальной среде, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть полезным ему;
3) потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие, самолюбие, потребность в аффилиации;
4) познании своей индивидуальности, сил и возможностей приобретении или усилении чувства уверенности в себе.
Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения и определяет в значительной степени его цели характер и динамику. Потребности личности в самоутверждении выступают непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждающего поведения.
Среди личностных детерминант самоутверждения ведущую роль играют система ценностей личности и обусловленные ею притязания, выступающие относительно самостоятельным регулятором поведения личности.
Термин «уровень притязаний» (УП) был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Причиной появления такого понятия послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дем-бо. (Упомянутые опыты были проведены в конце 20-х годов и обобщены автором в публикации «Гнев как динамическая проблема», 1931.) В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто не решаемые задачи, обнаружилось, что, если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам». Вот эту промежуточную цель Т.Дембо и назвала уровнем притязаний данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи.
К. Левин использовал термин «притязания» применительно к жизненным целям субъекта. Таким образом, притязания получают широкую трактовку целей субъекта, а их уровень — значение показателя трудности намечаемых индивидом целей.
Содержание притязаний личности определяется системой ее профессиональных, нравственных, эстетических, правовых, политических и других ценностей, а уровень и характер — самооценкой личности.
Притязания личности определяют направленность ее самоутверждающегося поведения, т. е. предметные области профессиональной, социальной, личной жизни и деятельности, в которых человек определенным образом проявляет и утверждает себя.
Уровень и характер притязаний существенно влияют на постановку определенной высоты, уровня целей самоутверждения и на избрание временных параметров, путей, средств и способов их достижения.
Интегрируя в себе такие базовые психические образования личности, как ценности и самооценка, притязания, в свою очередь, приобретают форму достаточно устойчивых психических образований, создающих психологическую готовность личности К
вполне определенному самоутверждающемуся поведению в соответствующих обстоятельствах профессионального, социального и другого характера. Именно притязания личности создают своеобразие ее потребностей в самоутверждении, обусловливая его цели, мотивы путей, средств, способов их достижения.
В определенном смысле слова самоутверждение является и процессом, и одним из способов реализации притязаний личности в конкретных условиях ее жизнедеятельности. И поэтому знание содержания, уровня и характера притязаний личности выступает хорошей основой для прогноза ее самоутверждающегося поведения в тех или иных обстоятельствах. В то же время притязания личности выступают одним из механизмов ее самоутверждающегося поведения.
Притязания личности могут в разной степени соответствовать ее возможностям: быть адекватными, завышенными или заниженными, что во многом определяет характер взаимодействия ее с непосредственным социальным окружением. Притязания личности влияют на ее отношение к деятельности, ролевым функциям, другим людям, а также на особенности восприятия окружающими данной личности.
В поведении людей с завышенными притязаниями проявляется самоуверенность, а порой и самонадеянность, неуживчивость с теми, кто с ними расходится в оценках, суждениях, мнениях. Они чаще директивны в отношениях к своим товарищам, особенно если занимают руководящие должности. Их трудно переубедить, нередко их переубеждает свой собственный опыт, да и то не сразу. Они недостаточно самокритичны, тогда как в оценке других проявляют категоричность, хотя и не всегда достаточно обоснованную. В деятельности обычно ориентируются на свою точку зрения и полученные практические результаты, абсолютизируя их. При неуспешности самоутверждения обычно ищут причины в социальном окружении, в других людях, в стечении обстоятельств и т.п., но только не в себе, своих действиях и поведении.
Для личности с завышенными притязаниями характерны активное стремление к занятию более высокого положения в коллективе и недостаточная удовлетворенность своим местом в нем, а порой и собой. Все это создает внутриличностную напряженность и отрицательно сказывается на индивидуальном развитии как этих людей, так и коллектива, поскольку внутриличностный конфликт в таком случае обычно развивается в межличностный, создавая напряженность в коллективе в целом либо в его отдельных микроструктурах. При завышенных притязаниях личности не-Редки срывы в ее самоутверждении в первичном коллективе, социальной среде непосредственного окружения. Это объясняется тем, что, переоценивая свои возможности, такие люди и внешне проявляют высокомерие, зазнайство, категоричность в обра-
щении к товарищам, «болезненное» реагирование на критику окружающих. И конечно же, все это соответствующим образом воспринимается их товарищами, старшими, вызывая негативное к ним отношение, а порой и обращение, соответствующие действия.
Для человека с заниженными притязаниями характерна неуверенность в своих силах, возможностях, а порой застенчивость в общении с другими и даже элементы замкнутости. В деятельности они чаще ориентированы на мнение окружающих и старших. В решении задач, выполнении поручений старательны, но нередко проявляют пассивность. Мнение свое, позицию активно показывать не стремятся. По отношению к товарищам в коллективе внимательны, тактичны, заботливы, но легкоранимы, нередко мнительны. В неуспешности своего утверждения в коллективе, как правило, считают повинными самих себя.
Людям, не уверенным в себе, с заниженными притязаниями в большей степени, чем другим, присуща неустойчивость поведения. Среди них чаще встречаются лица, легко поддающиеся внешнему воздействию, колебаниям настроения, чрезмерно осторожные в действиях и поступках. Занимая положение в коллективе выше своих возможностей, некоторые стремятся добровольно уступить его другим, неуверенно выполняют и даже порой уклоняются от исполнения своих функциональных обязанностей. При отсутствии достаточной помощи и поддержки со стороны у этих людей порой закрепляются и формируются новые отрицательные качества личности. В целом заниженные притязания, как правило, не только снижают успешность самоутверждения, но и не способствуют и даже мешают всесторонности и гармонии в развитии индивидуальности.
Соответствие самооценки возможностям человека и уровня его притязаний продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция показателей самооценки и притязаний, когда человек при скромном представлении о своих наличных достижениях избирает высокие цели, вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, рост агрессивности, т.е. обнаруживает картину личностного неблагополучия.
Понятно, что успешность нравственно-здорового самоутверждения личности во многом зависит от адекватности ее притязаний, а также от места в ролевой системе взаимоотношений, соответствующего ее действительным возможностям.
Притязания личности динамичны. По мере развития личности и коллектива проявляется тенденция к повышению самокритичности личности и к росту числа членов коллектива с адекватными притязаниями. При этом в большей степени уменьшается число тех, кто имеет завышенные притязания.
Имеется взаимосвязь характера изменения притязаний личности с успешностью (неуспешностью) ее самоутверждения.
Устойчивость и повышение уровня притязаний в значительной мере связаны с успешностью, а неустойчивость и снижение их — с неуспешностью самоутверждения. Очевидно, что воспитание у личности правильных притязаний выступает одним из условий обеспечения успешности ее самоутверждения в коллективе.
Самоутверждение личности осуществляется в разнообразных формах. Так, устремления самоутверждающейся в первичном коллективе личности могут быть направлены на расширение сфер взаимодействия с социальной средой и ее преобразование и тем самым на всестороннее развитие своей индивидуальности и, наоборот, на сужение этих сфер и приспособление к их требованиям. В первом случае имеет место активное самоутверждение, во втором — пассивное. Уровень социальной значимости, полезности самоутверждения позволяет оценивать его либо как нравственно-здоровое, либо как антиобщественное, нравственно-нездоровое. Такая оценка зависит от учета многих аспектов, среди которых особую роль играют характер и степень воздействия самоутверждающейся личности на окружающих, цели и мотивация ее поведения. Например, в зависимости от содержания мотивов и целей самоутверждение личности может быть альтруистическим или эгоистическим, коллективистическим или индивидуалистическим, аскетическим или гедонистическим и др. Самоутверждение характеризует также стиль, способ поведения и взаимодействия личности со средой.
Как видим, типология самоутверждения личности разнообразна. Знание ее может помочь в диагностике поведения личности в контактной социальной среде.
Личность обычно стремится к самоутверждению в разнообразных официальных и неофициальных сферах взаимоотношений в коллективе, социальной среде и на различных уровнях общения: по горизонтали (среди равных) и вертикали (среди старших, начальников и в мнении младших, подчиненных).
Успешность самоутверждения личности может быть различной, что соответствующим образом сказывается на психическом состоянии как самой личности, так и социальной контактной среды, коллектива. Каковы же критерии успешности данного процесса в коллективе? Их две группы: внешние и внутренние.
Наряду с критериями успешности процесса самоутверждения необходимо также выделять и критерии самоутверждения как явления.
Неотъемлемой чертой, характеристикой, атрибутом самоутверждения личности выступает ее осознанно-мотивированная активность. Отсюда внутренними критериями самоутверждения как феномена выступают потребности в самоутверждении, цели и
мотивы данного процесса. А внешними — уровень, широта, устойчивость и направленность активности, устремления личности, сферы, средства, формы ее самоутверждения.
К внешним критериям успешности самоутверждения относятся эффективность, результативность деятельности и поведения индивида, его авторитет, положение в ролевых (как официальной, так и неофициальной) структурах взаимоотношений в коллективе и др.
Интегральным показателем, выражением этих критериев может служить признание со стороны руководителей, старших, коллег.
Внутренние, личностные критерии успешности самоутверждения — это положительная самооценка личностью хода и результатов данного процесса. Удовлетворенность (или неудовлетворенность) индивида своим положением в ролевой структуре коллектива, результатами своей деятельности и т.п. выступает внутренним объективным показателем успешности самоутверждения. Утверждая свою индивидуальность, человек небезразличен к тому, как относятся к нему и его деятельности другие люди. Гегель считал, что ничего не происходит и ничто не производится без того, чтобы действующие индивидуумы не получали удовлетворение.
Успешность рассматриваемого процесса характеризуется степенью совпадения первой и второй групп критериев в конкретном акте самоутверждения личности.
Как видим, эмоциональный комфорт личности и здоровая социально-психологическая атмосфера в коллективе связаны с успешностью самоутверждения членов коллектива в нем. Последняя может быть достигнута только при нравственно-здоровых, коллективистических основах этого процесса.
Самоутверждение взаимосвязано с другими социально-психологическими явлениями, возникающими в контактной социальной среде, и прежде всего с теми, которые характеризуют социально-психологические особенности личности, проявляющиеся в процессе ее взаимодействия со средой: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, стиль поведения и деятельности, эмпатийность, ригоризм, гибкость, ригидность личности, экстра-, интра-, нормовертивность, экстра- интра-, импунитивность и др. Все это различные формы самоутверждения личности, обусловленные ее индивидуально-типическими особенностями.
Одной из активных форм утверждения личностью своей индивидуальности является ее стремление стать лидером в микрогругь пе, коллективе. В каждой социальной группе в неофициальной системе взаимоотношений стихийно возникает процесс выделения лидера в интересах обеспечения внутренней социально-психологической самоорганизации группы (см.: Глоточкин А. Д., КУЗЬ~
мин Е. С, Парыгин Б. Д.). Лидером становится тот, кто не только может что-то дать группе, но и хочет, умеет это сделать. Чтобы стать лидером, человек должен хотеть этого, стремиться к подобному ролевому положению в социальной группе, прилагать необходимые усилия для реализации своих целей. Иными словами, он должен активно осуществлять свое ролевое утверждение и иметь соответствующие возможности, для того чтобы добиться признания окружающими своего лидирующего положения в группе.
Основу лидерства составляет психологический механизм состязательности. Действуя в условиях проявления коллективизма, коллективистических взаимоотношений, он приводит к соревновательным отношениям, основанным на взаимном сотрудничестве, помощи и т.п., и проявляется в мягких, гуманистических формах. Когда же состязательность проявляется на основе индивидуалистических, эгоистических ценностей, в коллективе складываются конкурентные отношения, обычно имеющие жесткие, негуманистические проявления, форму преобладания, доминирования над другими людьми.
В этом смысле и борьба за лидерство может проявляться в разных и даже в противоположных формах.
При соревновательных отношениях выдвижение лидера происходит на основе действительных и конструктивных, соответствующих интересам социальной группы, осуществляемой деятельности, достоинствах и качествах личности лидера. Когда же лидер перестает оправдывать ожидания группы, происходит его безболезненная, основанная на добровольном согласии замена другим лидером.
При конкурентных отношениях в борьбе за лидерство могут использоваться недозволенные, безнравственные, не в полной мере соответствующие групповым ожиданиям средства и способы. В таком случае лидер обычно пытается любыми способами не только утвердить себя, но и всячески поддерживать, отстаивать свое лидерство и добровольно от него обычно не отказывается. Такое лидерство чаще всего бывает в криминальных и других асоциальных структурах, организациях, системах отношений. Вполне очевидно, что в производственных и других общественно значимых организациях такое лидерство малоэффективно и чаще носит социально-разрушительный характер.
В психологии различают и другие разновидности лидерства (и соответственно типы лидеров):
лидерство в малой социальной группе, контактной социальной среде (производственный коллектив, студенческая группа, Школьный класс, семья и т. п.) — парное лидерство: лидер в борьбе с другими претендентами и непосредственном контактном взаимодействии с ними доказывает свое право на лидерство и добивается признания, поддержки окружающих;
— фронтальное лидерство: преподаватель и аудитория, оратор на митинге, депутат государственной думы и другого выборного органа, избираемые людьми руководители города, района, округа и т.п.;