Октября 2016 года в выставочном зале города Невинномысска открылась выставка художественных полотен Ревы Петра Алексеевича.
Краткая справка из интернета: «Российский художник-живописец Рева Петр Алексеевич (1941 г.р.) родился в селе Октябрьском на Ставрополье. Сейчас живет и работает в городе Невинномысск. С 1961 по 1971 годы работал учителем рисования и черчения общеобразовательных средних школах. В 1967г. окончил курсы повышения Московского университета искусств им. Крупской. Художник является признанным мастером школы Репина. Особенно ярко его талант выразился в жанре пейзажа. Любовь к родной земле, трудолюбие и мастерство живописца, слившись воедино, позволили Петру Алексеевичу создать галерею пейзажей, каждый из которых является образцом классической русской живописи. С 1979 года П.А. Рева становится участником многочисленных художественных выставок, а в 1989 получает звание Члена Союза художников России.»
· Мне довелось учиться в 9-м классе средней школы № 11, когда Петр Алексеевич Рева, молодой, высокий. Красивый, белокурый юноша, пришел к нам в школу учителем рисования и черчения. Его отличала та особенная стать. которая без всяких слов говорит о собранности, уважении к людям, самоуважении и бескомпромиссности. Не смотря на молодость, он сразу завоевал любовь и уважение. Всегда сдержанный, понимающий и увлеченный тем, что преподавал, он находил подход к каждому. На его уроках дисциплина не была проблемой, так как было. элементарно, интересно! Теперь, вспоминая то давнее время, я констатирую, что таким и должен быть настоящий Учитель. Когда человек сам находится в творческом потоке. это проявляется во всём и вызывает уважительное доверие - столь важные составляющие человеческой жизни. Совершенствуясь в искусстве художника, постоянно самообразовываясь, постигая мастерство, Петр Алексеевич и нам являл пример целеустремленности, работоспособности и спокойного, уверенного стиля поведения. Он был для нас, что называется, кумиром. Возвращаясь к настоящему времени, с радостью отмечаю, что этот замечательный человек по- прежнему красив и что он, пройдя не простой путь испытаний, состоялся как художник! Так профессор Рейхет Виктор Иосифович (профессор кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина), с которым волею судеб Петр Алексеевич познакомился в одной из самых памятных своих творческих командировок, отметил упорство. трудолюбие и работоспособность Ревы, похвалив высокое мастерство Петра Алексеевича. А Грибачёв Владимир Яковлевич, член Союза художников России ( СССР), тонкий ценитель и знаток живописи, заметил еще 15 лет назад ( привожу его слова потому. что лучше не скажешь): «Петр Алексеевич очень цельная натура, это человек с абсолютным видением цвета. Качество, о котором в живописи говорят так же, как в музыке об абсолютном слухе. Ему удается передать не просто тон - там светлее, там темнее, а отразить цвет среды. Можно просто констатировать состояние природы, а можно через нее выразить состояние души». Рева П.А. работает в технике масляной живописи в реалистической манере, в лучших традициях русской школы, относясь к творчеству с большой ответственностью настоящего Мастера. В этом и сегодня может убедиться любой – ни в одной из картин Петра Алексеевича нет претензионной броскости поверхностного видения; всё тонко, гармонично, технично и Абсолютно. Этому не учит любуется красотой ни одна академия. это или есть или нет в душе художника. У Петра Алексеевича Ревы есть! Академичность, рожденная в самой основе его художественных полотен несомненна. Неброские, но глубокие в проникновенном величие простоты, картины художника живут и звучат каждая в своем ритме цвета, света и состояния. Кто-то любуется пейзажем, кто-то ощущает волну автора, у кого-то рождаются свои собственные ассоциации. Так на его полотна органично ложатся строки Людмилы Козловой
: «Когда вам станет трудно в жизни от тех преград, что на пути, Попробуйте, хотя бы в мыслях, к берёзкам в рощицу прийти. Там речка с чистою водою печали ваши унесет. Там - синь небес над головою, там звонко соловей поет. И через речку, по мосточку, но не в туфлях, а босиком, Вы по траве зеленой в рощу войдите, как в волшебный дом. Под шепот листьев на березах, и под дыханье ветерка. За семь морей умчатся грозы, чтоб не вернуться никогда. И все тревоги испарятся! И вот - опять поёт душа! И можно, радуясь, признаться, что жизнь чертовски хороша!»
Даже капелька Света, разлитого в мире. освещает порой самые дальние закутки человеческих душ и судеб. Но есть люди не только тонко чувствующие прекрасное и всю его глубинную суть, но и способные поделиться этим своим видением со всеми. Это во истину Творцы! Именно к этой плеяде принадлежит Петр Алексеевич Рева, замечательный живописец. талантливый художник и наш земляк. Выставка его удивительно гармоничных и проникновенных работ открылась в городском музее Невинномысска 5 октября сего года. Возможность соприкоснуться, ощутить сопричастность с чистотой его светлых картин – это подарок художника ко Дню города, празднующего свой 191-й день рождения. В этом весь Петр Алексеевич - он дарит горожанам возможность посетить свою выставку, (а это. поверьте. дорогой подарок!) сам являясь именинником. Не верится, но Петру Алексеевичу Рева исполняется 75 лет! Те из Невинномыссцев, кто увлекается искусством. завсегдатаи нашего городского музея, наверняка, знакомы с творчеством Петра Алексеевича. Тем. кто не знаком с его творчеством – такая возможность предоставляется - двери выставочного зала, расположенного по адресу: ул. Гагарина 43-б, распахнуты с 5 октября до конца месяца. Экспозиция представляет более 80-и работ. Активное участие в подготовке выставки: размещении и монтаже картин приняли художники Николай Гринь и Наталия Очкурова при содействии известного энтузиаста Игоря Сердюкова. Всё получилось на славу! Море цветов, теплые слова поздравления юбиляру создавали ощущения настоящего праздника. От городской администрации Марина Владимировна Шихова произнесла слова признательности за потрясающие работы, учащие любить природу, людей, жизнь и ценить прекрасное. Выставка совпала с днем Учителя, и было очень отрадно отметить группу детей, воспитанников художественной школы города во главе с Фоменко Еленой Евгеньевной, думаю, это было приятно и Петру Алексеевичу, как художнику и как учителю, рассказавшему юным о том, как не прост путь художника. следующего за своим призванием всю жизнь. Подтверждением этому может служить и творческая позиция самого юбиляра.
Не обошли столь значимое событие и представители Ставропольских художников, отметив, что Петра Алексеевича знают, ценят и любят в Ставрополе. Татьяна Евгеньевна Плетнева от Главного правления художников России сердечно поздравила П.А. Реву с юбилеем, пожелав Мастеру и в дальнейшем высоко нести свет своего таланта. Много добрых слов признательности и пожеланий прозвучало. «Мы горды, что Вы у нас есть!» - волнуясь выразила общую признательность юбиляру заведующая выставочным залом НГТИ Л.Ф. Кущева. Одним из самых эмоциональных получилось, пожалуй. поздравление директора гимназии № 10 «Лик» А.А. Колкаева, рассказавшего, что в их гимназии по инициатив Петра Алексеевича создана в интерьере целая галерея работ невинномысских художников. И что на сомнения учительского коллектива, не безопасно ли размещать картины в рекреациях, ответ Ревы был ответом гения: «Рука ребенка не поднимется на настоящее искусство». Узнаю нашего учителя Петра Алексеевича! В этом случае как нельзя лучше виден добрый. мыслящий учитель, прекрасный человек не предполагающий зла в детях, знающий духовную цену тому, что значимо. Помню в семидесятых мы устроили целую «бучу» ортодоксально-резкой директрисе, когда наш Учитель, Петр Алексеевич, ушел из школы, сохранив тем самым самого себя в праве на нравственную позицию. Невозможно не восхищаться этим цельным человеком, как и его картинами. Вот что говорят о нем собратья-художники:
«Это мастер традиционной живописи, работающий на такой глубине, что дух захватывает! Пожалуй, он – «последний из могикан» своего рода» ( Зоя Козловская)
« Труд, труд и еще раз труд! Ну и, конечно, талант – вот столпы его творческой состоятельности» (Татьяна Плетнева)
« П.А.Рева, пожалуй, самый сильный пейзажист из наших художников. Эмоциональный колорит удивителен! У него есть чему поучиться» ( Николай Орлов)
« Очень близкий мне по духу художник. Его натура излучает Любовь, безграничную Любовь к сущему!» (Александр Бабич)
« О, Рева! У него можно очень многому научиться» ( Наталия Очкурова)
« Я рад. что есть у нас в городе такие художники .как Рева» ( Дмитрий. Омельченко)
И я безмерно рада, что через 45 лет вновь вижу своего учителя. Любуюсь его картинами, слушаю его рассказ о жизни и творчестве, узнаю в нем что-то прежнее-то, вижу что-то новое. и от всей души желаю этому удивительному человеку здоровья, благополучия и всего того, что он сам желает себе на творческом пути!
Кто-то удачно сказал: «Все мы родом из детства». Вспоминая своё не простое послевоенное детство, Петр Алексеевич, теплеет взглядом, словно рассматривает какие-то одному ему ведомые, но значимые детали. И я, слушая его, вижу скромную чистую комнату и его маму, умевшую создать особую атмосферу уюта. Вот она вместе с детьми лепит из глины игрушки. такие теплые, добрые. Наверное, в душе этой простой женщины жил художник, стремившийся подарить радость, невзирая на усталость и тяжелый быт, ограждая детей теплотой материнского сердца, как Богородица своим покровом. Такие были люди. Такие были времена.
Послевоенная школа тоже сильно отличалась от нынешней. Взрослые были более сплоченные, доброжелательные, да и сами дети почитали родителей и учителей. а те не давали детям повода для агрессии, по-родительски жалея и понимая ребятишек. Директора (он же преподаватель истории) начальной школы села Октябрьское Комарджиева Ивана Федоровича Петр Алексеевич называет «крестным отцом своего творчества». Еще в 4-м классе маленького Петра поразил рисунок в учебнике. Дело было на уроке истории. Мальчик засмотрелся, задумался о том, как же получается, что простые линии передают смысл движения? Будучи творческой натурой изначально, Петя сам не заметил, как взяв карандаш стал создавать свой первый шедевр, рисуя Ивана Сусанина и совершенно забыв, что находится на уроке истории, а не рисования. Могу представить сколько шума подняли бы современные учителя, ущемленные невниманием к себе учащегося! Иван Федорович подошел к Пете только после звонка, позволив мальчику тем самым закончить рисунок. Затем молча забрал листочек с изображением и не сказал ничего обидного. Зато на общем собрании, когда в руках учителя появился листок с рисунком, и он пустил его по рядам, чтобы все родители и дети посмотрели…душа маленького Пети ушла в пятки, но…каково же было изумление и радость Петра, когда учитель похвалил его рисунок и сказал: «Запомните, этот мальчик будет художником, вот смотрите, даже движение волос на голове Сусанина нарисовал!» Это была хорошая установка мудрого Учителя. С тех пор и так увлеченный рисованием Рева, стал рисовать еще больше, окрыленный доверием такого человека. Рисовал Петр всё, что видел. Особенно нравилось ему изображать радиорупоры, располагавшиеся на столбах и служившие своеобразными центрами в селах и городах в то время. Видимо. юному художнику этот предмет был интересен: 1 - графически, 2 - на подсознательном уровне, ведь радио в те времена имело огромное значение для всех людей. В сорок пятом оно возгласило долгожданную Победу в Великой Отечественной войне. Четырехлетний Петя не мог, разумеется, этого помнить, но не мог и не впитать состояние общего ликования. Подрастая вместе с послевоенным поколением, он взрослел под песни первых пятилеток, рассказы о достижениях простого народа и открывающиеся для всех горизонты возможного. Судьба ведет правильным путем, если человек чист и светел. Старший брат, видевший стремления и способности Петра, помог переехать в город, чтобы было больше возможностей для развития таланта младшенького. Нет, не было ни легко, ни просто, но целеустремленность Петра Ревы проторяла ему дорогу и открывала закрытые двери. Старожилы Невинномысска, наверное, помнят каким культурным центром был Старый ДК на Степной ( ныне там располагается «Королина»). В этом ДК была первая студия-мастерская юных энтузиастов, начинающих художников во главе с Петром Ревой. Парень осваивал рабочую специальность, столь необходимую для существования, но, тем ни менее. находил время для главного - каждую свободную минуту он рисовал! Как к магниту к нему стали притягиваться единомышленники. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, верной подругой и чуткой помощницей, высокой красивой чертежницей Алевтиной, подарившей ему в последствии двух дочерей, из которых младшая, хоризматичная Ирина тоже выбрала путь художника. В 60-х годах Горком комсомола имел «вес». и Петр отправился туда как представитель ребят, мечтающих о своей студии. Секретарь Горкома комсомола Тумасова помогла получить место для творческой группы в городском ДК, чему все были безмерно рады. Слушая рассказ Петра Алексеевича, я словно наяву вижу все то, о чем он говорит. Очень надеюсь, что его энергетика рисует и перед читателями то время и то особое состояние духа людей 50-60х годов. Один старый парк чего стоил! Белокаменный забор, духовой оркестр. Молодой Невинномысск тогда наращивал свои производственные мощности, уже имея несколько градообразующих предприятий. Днем кипела работа, а вечером народ культурно отдыхал в любимом парке. Довольны были все: молодость уверенная в своем будущем, а старость. не боящаяся своего настоящего. Это ли не критерии развития общества?!
О том, что важнее буквы постановлений живое дело, говорит то, что произошло в жизни Петра Алексеевича Ревы дальше. Неожиданно его вызвали в Городской Отдел Народного Образования. Председатель ГОРОНО Галина Власова, увидев его рисунки, ( разумеется, заручившись положительными характеристиками и Петра Ревы от Горкома комсомола), направила ( такое было время и еще живы были традиции быть там, где ты нужен) юного Петра Реву. не имевшего документа о соответствующем образовании, в школу номер два учителем рисования и черчения. Почти ровесник старшеклассников, Петр Алексеевич умел держать необходимую для учителя дистанцию, вместе с тем вызывать доверительную любовь ребят от мала до велика. Директором школы тогда был фронтовик Остапенко Петр Андреевич, настоящий педагог и руководитель. Его. завуча и весь учительский коллектив энтузиастов Рева вспоминает с глубокой признательностью. (Жаль только, что в нынешней школе номер два практически нет материалов о замечательных людях, педагогах того времени. Да уж, уроки истории надо бы узнавать не только по многочисленной лжи учебников, но и посредством сохранения памяти о тех, кто и сегодня служит достойным примером и детям, и учителям. В 11 школе П.А.Рева работал не долго, но мы, ученики, его хорошо помним. (Я и в художественное училище поступила на автомате, вспоминая Петра Алексеевича).
Петр Алексеевич прочувствованно рассказывает о творческих командировках, о создании некоторых картин, а я смотрю на него и думаю: «Как же хорошо, что есть такие люди! Сколько богатства в их душах и трудах! И какой должна быть благодарность понимающих!
Но ни о какой благодарности он не думает – он думает о деле: о своем творчестве, о том. что к сожалению город не имеет своей постоянной экспозиции, куда и он сам и другие художники могли бы предоставить свои работы, а горожане ( и особенно молодежь) приходили бы и дышали чистым воздухом творчества земляков.
Наверное, уверенность в выбранном пути и верность призванию дает особенные силы преодолевать обиды и проблемы, способность расставлять приоритеты так, чтобы Жить полноценно и плодотворно. Рева вспоминает доброжелательно и тепло о студии в ДКХ. Парковой мастерской семидесятых. Маячками времён вспыхивают имена Евгения Плетнева, Унтилова, Владимира Ракитина, Олега Урюпина и многих других. Тот, кто хочет, ищет возможности и тем самым притягивает их. Наверное, поэтому Петру Алексеевичу, не особо заботящемуся о пиаре, но стремящемуся совершенствоваться, открывались возможности поездок для работы на Академической даче и другие командировки по стране. «Очень много мне дала поездка на Байкал!» - делится художник, я мысленно вспоминаю картины того цикла, просмотренные мною в интернете перед встречей с ним. Но встреча с некоторыми произведениями в выставочном зале, что называется «в живую», несравненно сильнее!. В полотнах чувствуется завораживающая притягательность, живая энергетика природы, мысль и чувства автора.
Ангара, Дом творчества, величавый вид Байкала и, наконец, поездка на остров Ольхон, запавшая в сердце художника и проявившаяся в прекрасных этюдах и картинах - всё это было. Всё это есть. Петр Алексеевич говорит о движении воды, о линиях цвета и света. а я вижу этот свет в нём самом.
« До поездки на Байкал были только зональные выставки, после - дело пошло быстрее. – рассказывает художник. Трудолюбие, упорство и талант это и есть волна, несущая к заслуженной удаче признания. Неизмеримую пользу дают творческие встречи, открытие новых горизонтов. Впрочем, любая встреча с теми. кто смотрит, даёт художнику свой импульс. Выездные выставки «Урал – Сибирь – Дальний Восток», за каждым названием стоит время творчества по имени Жизнь. И снова имена, встречи, приносящие опыт обогащения общением. «В морозный Ямбург, Уренгой мы попали из июньского Краснодара – рассказывает Рева. Мощь Байкала, Сибири. Дальнего Востока, как бы, впустила художника в свои святая святых, разрешив его кисти творить! Наблюдательность, ощущение всеми фибрами души тонкости природы, особые переходы и единство времен года – всё это мы видим в работах Петра Алексеевича. « А какое время года Вам особенно импонирует?» - задаю я традиционный вопрос. « Зима» - почти сразу отвечает художник. Возможность белого и всех нюансов зимнего тона и света, неброская, от того еще более глубокая проникновенность. Не могу оторвать взгляда от зимнего пейзажа. Понимаю только то, что не бывает полноценных слов, чтобы описывать ими картины. Художник всё говорит сам своими работами!
Слушайте картины, вдыхайте их и не старайтесь понять умом то, что открывается сердцам. Берегите художников!
Виктория Карпова