Структура процесса обучения. Восприятие в обучении умственно отсталых детей
Подготовка к восприятию учебного материала |
Восприятие учебного материала |
Осмысливание учебного материала. Уточнение и углубление знаний |
Закрепление в памяти. Систематизация и обобщение знаний |
Применение усвоенных знаний и умений |
Схема 20
Восприятие в обучении умственно отсталых детей
Запаздывание реакций на внешние раздражения |
Фрагментарный характер восприятия |
Наличие затруднений опосредованного познания действительности |
Трудности передачи в центральную нервную систему информации от анализаторов, а также их высший анализ и синтез |
Схема 21
Приёмы и средства, направленные на развитие восприятия
Расчленение сложного учебного материала на части, уменьшение его объема |
Замедление процесса их восприятия |
Обеспечение руководства почти каждым перцептивным действием ученика |
Приучение школьников анализировать результаты своих восприятий, сравнивать воспринятое с образцом |
Опора на как можно большее количество анализаторов: зрительного, слухового, кожного |
Схема 22
Осмысливание в обучении
Дети воспроизводят только то, что видят |
Затруднен процесс трансформации наглядных образов в представления |
Малодоступные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, отвлеченые и обобщние) |
Осмысливание имеет наглядно-действенный характер |
Схема 23
Корректировка мыслительной деятельности ребенка
Переход от конкретного к образному |
От единичного к общему |
От действий с предметами к действиям в уме |
Анализ объектов познания |
Сравнение и синтез их |
Абстагирвоание существенных признаков от несущественных |
Обобщение, конкретизация выводов, правил путем приведения примеров |
Обучение учащихся "мышлению вслух" |
Высказывать суждения о предметах и явлениях, действиях, словесно оформлять понятия |
Схема 24
Закрепление знаний и умений
При воспроизведении выпадают существенные элементы раннее усвоенных знаний |
Знания носят фрагментарный характер, теряя признаки системности |
Недостаточная осознанность заучиваемого |
Преобладание дословного и мехзанического запоминания и воспроизведения |
Ниболее долго сохраняется в памяти предметно-наглядный материал |
Схема 25
Корректировка закрепления знаний и умений
Проведение пропедевтичсекой работы, направленной на обеспечение полноценного восприятия и осознания учебного материала |
Материал для закрепления всесторонне анализируется, расчленяется на составлные части, выделяется наиболее важное и существенное, уясняются связи между частями |
Патологически выраженное забывание приобретенных знаний требует большой частоты воспроизведения их в виде повторения |
При повторении: осуществление направления, уточнения и выполнения, перестройка заново неправильно усвоенных знаний и способов действий |
Опора на наглядно-образную, эмоциональную память |
Схема 26