Физического воспитания педагогического вуза
Петьков В.А. зав. кафедрой физического воспитания Армавирской государственной педагогической академии, доктор пед. наук, профессор
Динамизм общественных преобразований вызвал к жизни широкомасштабные инновационные процессы в российском образовании.
Большинство исследователей определяют инновационные процессы в образовании как систему, которая, активно откликаясь на вызовы социокультурной реальности и не отвергая существующих традиций, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности. В инновационных процессах осуществляется преобразование не только самой педагогической деятельности, присущих ей средств и механизмов, но и существенно перестраиваются ее целевые установки и ценностные ориентации [1].Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р.Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в системе образования. Первый – блок создания нового в педагогике, второй – блок восприятия, освоения и оценки нового и третий – блок использования и применения нового [4].
В педагогической литературе выделяется два типа инновационных процессов в области образования. Первый тип – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.
Второй тип нововведений – инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.
А.Г. Кармаевым предложена организационно-педагогическая модель реализации инновационных образовательных процессов. Как своеобразный аналог реального объекта, эта модель воспроизводит их наиболее существенные характеристики:
- идеологию (ориентация на человека как высшую социальную ценность, воспитание творческой и конкурентноспособной личности в ее гармонии с природой, обществом и самой собой и т.п.);
- содержание (целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом базовых и элективных курсов; вариативность и гибкое сочетание обязательных и дополнительных дисциплин и т.п.); - технологию (целостная совокупность педагогических действий, операций и процедур, обеспечивающих актуализацию и развитие личностных функций, личного опыта и личностного уровня саморегуляции учащихся);
- педагогическое управление (целеполагание и проектирование, конструирование и коррекция, итоговый учет и контроль) [2].
В качестве базовой нами принята и адаптирована к условиям кафедры
физического воспитания педагогического вуза разработанная В.А. Сластениным и Л.С. Подымовой [3] модель инновационной деятельности педагога и предложена система критериев уровня ее сформированности, проявляющихся в конкретных признаках.
Творческая восприимчивость к инновациям предполагает открытость внутреннего мира педагога культуре, обществу, проницаемостью для иного опыта, готовность к изменениям и т.д.
Творческая активность личности педагога обусловливается степенью интеллектуальной инициативы, проявлением педагогической интуиции и импровизации.
Методологическая и технологическая готовность к введению новшеств предполагает владение методами и приемами педагогического поиска, технологией принятия решений, умением осуществлять выбор инновационной проблемы и темы исследования, составлять развернутую программу экспериментальной работы, владение методикой составления авторской программы и учебного плана, разнообразными способами введения новшеств в педагогический процесс и т.д.
Культура общения подразумевает владение искусством ведения спора, разрешения конфликтных ситуаций, наличие толерантности и т.д.
Степень развития педагогического мышления включает в себе следующие показатели: сформированностъ педагогической рефлексии, проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений, стремление к профессиональному самосовершенствованию.
В данной модели также представлены четыре уровня сформированности инновационной деятельности: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный уровни.
Инновационный процесс кафедры физического воспитания педагогического вуза проектируется в следующей последовательности: разработка концепции или программы развития кафедры; организация деятельность преподавателей кафедры по реализации этой программы и мониторинга за ходом её выполнения. Организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий и внедренческий. Важными направлениями инновационной деятельности кафедры физического воспитания педагогического вуза являются разработка и апробация современных образовательных технологий, создание концепций, программ и моделей образовательных учреждений и обеспечение процесса модернизации физкультурного образования студентов.
Для реализации вышеназванных направлений на кафедре физического воспитания Армавирского педагогического университета был создан научно-методический совет по внедрению новых педагогических технологий. Основными направлениями его деятельности являются: - проведение научно-поисковых работ, разработка и экспертиза учебно-методических программ и комплектов; - осуществление консультативной и экспертно-аналитической помощи преподавателям физического воспитания учреждений города; - мониторинг качества образования в сфере физической культуры, эффективности организации и проведения образовательного процесса на всех уровнях; - разработка инновационных, педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов и приемов физического воспитания; - создание образовательных программ и проектов, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и студентов; - совершенствование системы управления физкультурным образованием. Деятельность совета включает в себя следующие компоненты: организационно-педагогический, методический, научно-исследовательский и экспериментальный.
Организационно-педагогический аспект предполагает координирование деятельности субъектов образовательного пространства города в целях выработки согласованных подходов к решению федеральных и региональных задач развития физкультурного образования. Методический аспект касается, в основном, консультирования по внедрению разработанных систем и методик, проведения аналитико-экспертных работ по вопросам их эффективного использования в различных условиях. Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность посвящена разработке новых педагогических технологий и моделей физкультурного образования.
Конечным результатом, который достигается в процессе взаимодействия структурных элементов совета и субъектов образовательного процесса является инновационная образовательная деятельность кафедры. Она позволяет обеспечить мобильность продвижения инновационных идей, подходов, технологий от педагогической теории к образовательной практике.
Список литературы
1. Инновационное обучения: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Лияудис. – М., 1994. – 203 с.
2. Инновационные методы обучения в вузе: сб. научных трудов. – Мурманск, 1993.
3. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
4. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991. – 92 с.
Содержание и методы профессионально-