Предмет, проблемы и основные категории дидактики.
Дидактика (didaktos – поучающий) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах. Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.
К основным категориям дидактики относятся:
1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУН (знание, умение, навык), их осознании и практическом применении;
2) учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;
3) обучение – систематический целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;
4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов, полученных в процессе обучения;
5) знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;
6) умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;
7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);
8) учебный предмет – область научных знаний;
9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;
10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;
11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;
12) метод обучения – способ достижения цели;
13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);
14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
Дидактика бывает:
Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания
Основные задачи дидактики:
1) разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;
2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;
5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;
Дидактика выполняет следующие функции:
1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;
2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;
3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.
В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения:
а) традиционная – главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я. А. Коменский, Гербарт, Дистерверг и И. Г. Пестолоци);
б) прагматическая – главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);
в) современная – главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).
Я. А. Коменский.
Понятие дидактика впервые появилось в его произведении «Великая дидактика». Он говорил, что детей в школе надо принимать одинаково всех: благородных и плебеев, богатых и бедных. Он ввел принцип наглядности, который называл «золотым правилом дидактики». Большой заслугой является введение классно-урочной системы школьного обучения. Появилось понятие «урок» и «перемена», поделил год на четверти и выделил каникулы. Класс состоит из постоянного коллектива детей. В «Великой дидактике» выделено 4 шестилетия ступеней развития, включающих в себя годы обучения и воспитания молодого человека:
- материнская школа ( от рождения до 6 лет);
- школа родного языка (от 6 до 12 лет);
- школа латинского языка (от 12 до 18 лет);
- академия и путешествия (от 18 до 24 лет).
На все эти ступени были разработаны программы обучения. Я. А. Коменский уделял больше внимания 3 особенностям человека: разум (связь с мышлением), рука ( связь с деятельностью), язык (связь с речью). Благодаря этим особенностям человек способен к саморазвитию.
Гербарт И. Ф.
Немецкий философ и педагог, представитель авторитарной педагогики. Цель его воспитания – формирование нравственной личности и морально сильного характера.
Основные черты системы обучения Гербарта:
- главная задача школы – интеллектуальное развитие школьников, а воспитание – дело семьи;
- для поддержания порядка и дисциплины на уроке предлагается использовать запреты, ограничения и телесные наказания;
- воспитание нельзя отделять от обучения, а воля и характер развиваются одновременно с разумом;
- он вводит понятие воспитательное обучение (тесное сочетание обучения с дисциплиной).
Главный вклад Гербарта в дидактику – выделение 4 ступеней обучения: ясность, ассоциации, система, метод. Ученики на уроке должны строго и внимательно слушать учителя и заучивать готовые знания. Учителю отводится активная роль, а ученикам пассивная, ни каких поблажек не было. В середине 19 века теория Гербарта пришла в упадок и распространения не получила.
П. Я. Гальперин (современная концепция).
Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий». В основе теории лежит алгоритм – это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату. Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап);
2) формирование действия как внешне речевого (проговаривание);
3) формирование действий во внутренней речи (сознание);
4) переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления.
Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному). Индуктивный метод опирается на личный опыт ребенка.