Воспитание и развитие личности 2 страница
Такова действенная, активно руководящая позиция, на которую ставит педагогическую практику и науку марксистская логика. По существу, принципиально-методологически,— это та же творческая и преобразующая позиция практики и науки, которая выражена знаменитой формулой И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача»1.
Таким образом, жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое. В процессе своей жизнедеятельности ребенок (дети), необходимо устанавливая взаимоотношения с окружающими его людьми, вещами, явлениями, удовлетворяет свои жизненные потребности и в то же время, поскольку Он «приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы» (К- Маркс), упражняет и развивает их и приобретает соответствующие навыки, умения, знания, формирует духовные и физические качества.
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания — это продукт своей жизнедеятельности.
Если закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают «механизм» процесса воспитания детей и метод овладения и управления им, то идея единства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспитания, его содержание.
Задача воспитателей состоит в том, чтобы педагогически целесообразно организовать всю детскую жизнедеятельность так, чтобы каждый элемент детской жизни наря-
ду с максимальным удовлетворением соответствующих жизненных потребностей был бы в то же время средством воспитания тех или иных человеческих качеств, а вся жизнь детей в целом была бы в то же время определенной, соответствующей воспитательным целям системой их воспитания, определенно воспитывающей школой.
Отсюда совершенно ясно, что руководящими и направляющими в педагогической работе должны являться воспитательные цели. Только отправляясь от ясно поставленной развернутой цели, можно из всего многообразия жизненных явлений, воспитывающих детей, выбрать действительно нужное содержание педагогического процесса и в верном направлении организовать действие «механизма» воспитания детей, их деятельность (учебную, трудовую, бытовую, игровую и др.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Как организовать детскую жизнь, каким содержанием ее насытить — на эти вопросы можно ответить, только исходя из конкретных воспитательных целей. Поэтому педагогика, говорил Макаренко, «есть прежде всего наука практически целесообразная»1.
В истории развития педагогической мысли вопрос о целях воспитательной работы решался в плане борьбы двух основных направлений — материалистического и идеалистического, выражавших в различные периоды истории общества интересы тех или иных прогрессивных и реакционных классов.
В противоположность идеалистической педагогике, строившей свои идеалы в отрыве от потребностей развития общественной жизни и выдававшей воспитательные интересы реакционных классов за. требования «разума», «всеобщей морали» и т. п., материалистическая педагогика в разработке целей воспитательной работы всегда откликалась на назревшие потребности материальной жизни общества.
Советская педагогическая наука в разрешении этого вопроса исходит из марксистско-ленинского учения, из Программы партии. Цели нашей практической педагогической деятельности не могут быть выведены ни из произ-
1 Мичурин И. В. 60-летние итоги и перспективы моих работ// Соч.— 2-е изд. —М,: Сельхозгиз, 1948.— Т, L —С. 605s
! Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4.— С. '126.
G5 |
б Заказ 3923
вольных мечтаний и представлений в плане построения абстрактных идеальных схем и педагогических утопий, ни из данных психологии или биологии в плане пассивного следования за так называемой «природой ребенка». Они должны быть выведены «из наших общественных нужд, из стремлений советского народа, из целей и задач нашей революции, из целей и задач нашей борьбы»1;
Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей, и ими должны определяться содержание и методы воспитательной работы. Такова в общей форме позиция А. С. Макаренко в этом вопросе.
Коммунистическая партия поставила перед нашей щко-лой задачу — воспитать поколение, способное окончательно установить коммунизм. Исходя из этой задачи, педагогическая теория в разработке целей воспитательной работы должна дать программу человеческой личности, человеческого характера, требуемого нашей эпохой, «причем в понятие характера, — говорил Макаренко, — я вкладываю все содержание личности, т. е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личн иости...»2.
Какова эта воспитательная программа на сегодня? Какие качества и характеры мы должны воспитывать у наших детей?
В своих произведениях и практическими результатами своей работы А. С. Макаренко дает ясный ответ на этот вопрос.
«Мы желаем воспитать культурного советского рабочего/Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря —он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным — в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Лед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 4.—С 126.
2 Там же.—С. 129.
владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Оя должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день1.
Ни одно из вышеуказанных качеств мы не можем воспитывать «вообще». Мы можем и должны воспитывать конкретную целеустремленность как целеустремленность члена советского общества, коммунистического коллектива. Нельзя воспитывать мужественного борца «вообще», а можно и нужно воспитывать мужество советского патриота, борца за коммунизм. Одним словом, какую бы сторону человеческого поведения мы ни взяли, какое бы человеческое качество мы ни воспитывали, для нас они будут иметь положительное значение только в том случае, если проявления их будут совпадать с нашими общественными целями, с интересами коллектива.
Советский патриотизм и коллективизм — это основной мотив поведения личности, и без него наша воспитательная работа лишена основного в достижении цели.
К этой цели, к выполнению этой программы «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели... Мы должны знать, чего мы добиваемся, и никогда не забывать об этом. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей. Никакая параллельная или боковая цель не должна отстранять нас от главной цели»2.
«Я сторонник активного воспитания, — говорил Макаренко,— т. е. хочу воспитать человека определенных качеств и все делаю, весь интеллект, все усилия свои направляю на то, чтобы достигнуть этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть, и всегда должен видеть перед собой цель, должен видеть тот образец, идеал, к которому стремлюсь»3.
Принцип активной целеустремленности — важнейший и характерный для педагогики Макаренко. Этот принцип проводит одну из линий, отделяющих нашу советскую пе-
1 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами//Пед. соч.:
В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. г-Т. 1. —С. 138.
2 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(тезисы)//Пед соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т, 4.—
С. 120—121.
3 Макаренко А. С. Из опыта работы//Пед. соч.: В 8 т. — М.:
Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 369.
5* |
дагогику от биологизаторских, педологических и прочих буржуазных педагогических теорий, отправляющихся от так называемой «природы ребенка» и обрекающих процесс воспитания детей на стихийную игру случайных обстоятельств.
Следовательно, педагогическое проектирование — это необходимый начальный момент в организации воспитательного процесса. Как нельзя без проекта построить дом, так нельзя и воспитать определенных, нужных людей, не имея представления о том, какими качествами они должны обладать. Только через проектирование можно включить воспитательные цели в организацию объективного процесса воспитания детей. Только на основе проектирования может быть правильно разрешен вопрос об отношении воспитательных средств к воспитательным целям.
Проектируемые качества личности, утверждал Макаренко, должны быть общие, типичные, одинаковые для каждого воспитанника как будущего советского человека, и частные, индивидуальные, основывающиеся на индивидуальных особенностях каждого воспитанника, на его способностях, склонностях. Поэтому в проектировку личности, прежде всего, должны войти такие конкретные стороны, как «самочувствие человека в коллективе, характер егб коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принципиальность и эмоциональное перспективное устремление», а также система и уровень знаний и представлений, тот «образовательный запас»1, который должен быть у воспитанника к моменту выхода из школы.
Но чтобы наши действия, направленные на достижение определенных воспитательных целей, были успешны, кроме правильного определения самих целей, надо правильно выбрать еще и воспитательные средства, т. е. правильно определить содержание жизни и деятельности детей, организацию, формы и методы их деятельности, принципы построения детского коллектива и, наконец,, методы педагогического воздействия.
Антон Семенович исходил из марксистского представления о целостности процесса воспитания детей. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически... Поэтому отдельное средство всегда может быть и положи-
тельным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»1 (курсив мой.— Ц, К-)* в полном соответствии с развитием жизни общества.
Эти положения о целостности воспитания личности и о единой логике всей системы воспитательных средств позволили Макаренко сделать следующие практически действенные выводы.
Во-первых, «никакое средство не может быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково точно»2. Следовательно, не догматическое утверждение «воспитательных» средств, а немедленный анализ и немедленное действие — вот что должно быть положено в основу выбора средств повседневной воспитательной работы.
Во-вторых, «никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним»3. Следовательно, необходимы не отдельные, разобщенные средства, а система средств, разработанная сообразно с целями воспитательной работы.
Общее назначение системы воспитательных средств, по Макаренко, заключается в том, чтобы педагогически целесообразно (на передовых, коммунистических началах) организовать жизнь детского коллектива.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная Антоном Семеновичем Макаренко теория воспитательного коллектива.
Воспитательным коллективом Макаренко назвал такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей рее воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития. Такой коллектив, являясь общим и основным методом педагогически целесообразной организации жизни детей, вместе с
1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы)//Пед. соч.: В 8 т,—М.: Педагогика, 1984. — Ts 4,-« С. 120,
1 Макаренко Л. С. Проблемы школьного советского воспитания
(тезисы)//Пед. соч.: В 8 т.— М.: Педагогика, 1984.— Т.4.— С. 119.
2 Там же.™ С. 118.* •'
3 Там же.—С. 119.
тем является и основным методом организации коммунистического воспитания подрастающих поколений.
^Потребность в таком общем и едином методе для советских педагогов давно стала настоятельной. В 1937 году Антон Семенович писал: «Достойной нашей эпохи и нашей революции... задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно непосильной для педагогики, если бы не марксизм, который давно разрешил проблему личноЬти и коллектива»1.
В разработке теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко исходит из основных положений исторического материализма. Возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективно-закономерный/
Огромную роль играет коллектив в развитии человеческой личности. «Развитие индивида, — писали Маркс и Энгельс,—обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении»2.
В социалистическом, а затем ив коммунистическом обществе коллектив является одним из необходимых условий свободного и всестороннего развития каждого его члена. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»3.
Эти важнейшие положения легли в основу учения А.. С. Макаренко о воспитательном коллективе.
Ясно, что и детский коллектив есть явление объективно-закономерное. Дети живут и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, в школе и других детских учреждениях. Они везде, где есть совместная деятельность детей. Точно так же ясно, что и всестороннее развитие детей, их коммунистическое воспитание может быть организовано только в коллективе.
1 Макаренко А. С. Цель воспитания//Пед. соч.; В 8 т. ~~М.: Пе<
дагогика, 1984. —Т. 4.— С 46—47.
2 Щаркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. — 2-е изд. —
Т. 3. — С. 440.
3 Там же.— С. 75.
Но не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы детей возникают и живут стихийно, в этом-случае и процесс воспитания членов такого коллектива протекает стихийно. Поэтому центральной задачей педагога является организация детского коллектива, всей его жизни. Процесс воспитания детей в социалистическом обществе должен быть организован.
Воспитательный коллектив — это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т. е. достигаются определенные воспитательные цели. «...Наш путь единственный, — писал А. С. Макаренко, —упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики»1.
Итак, воспитательный коллектив — это научно-организованная система коммунистически воспитывающей детской жизни в социалистическом обществе.
Сам Антон Семенович так характеризовал подобную форму организации детской жизни: «Образцовый воспитательный советский коллектив, давно сложившийся, растущий материально и духовно на основе больших концентрированных коллективных сил, обладающий традицией и совершенной формой, вооруженный тончайшей педагогической техникой — социалистический детский коллектив. . .»2.
Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива, подчеркивают, что организованный детский коллектив является в руках педагога мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации общественной работы, помощи отстающим ученикам и т. п. В этом случае обычно имеется в виду более или менее дружный, организованный опытным руководителем класс, и эта сплоченность класса рассматривается как важный воспитательный фактор. Безусловно, это положительное явление в нашем педагогическом опыте. Уровень воспитательной работы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и организованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть еще воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это — яв-
1 Макаренко А. С. ФД-1//Пед. соч.: В 8 т. — М.:' Педагогика,
1983.— Т. 2. —С. 128.
2 Макаренко А. . С. Открытое письмо товарищу Ф. Левину//Пед.
соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 7. — С. 206—207.
ления одного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности того воспитательного коллектива, который имеет в виду Макаренко.
Воспитательный коллектив, по Макаренко, — это научная организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самый организованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной деятельности той или иной объединенной группы советских людей, а специально с педагогическими целями научно-организованный воспитательный коллектив как форма организации детской коммунистически воспитывающей жизни, как система коммунистического воспитания подрастающего поколения.
О коммуне имени Дзержинского, где была в полной мере развернута его воспитательная система, Антон Семенович говорил, что ее можно сравнить со спортивным залом. Как в специально оборудованном спортивном зале группа людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора занимается на снарядах и благодаря этому становится через определенное время хорошими спортсменами, точно так же и коммуна была первоклассно оборудованным «воспитательным спортзалом». Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом представляли собой упражнения на сложнейших «воспитательных снарядах» под руководством педагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения и становились передовыми советскими людьми.
Это, в известном смысле слова, была та воспитывающая школа жизни, о которой говорил М. И. Калинин4, с той лишь разницей, что здесь была специально педагогически организованная жизнь.
Но это не была какая-нибудь надуманная, нереальная, оторванная от действительности жизнь. Это была обобщенная в ее типичных прогрессивных тенденциях и* освобожденная от всего лишнего жизненного «хлама» и «мусора» настоящая советская жизнь нескольких сот детей, организованная педагогом Макаренко. Для этой жизни было характерно то, что составляет суть нашей советской действительности: активное участие в строительстве коммунизма, типичные для советской жизни отношения и поведение лю-
._ * См.: Калинин М. И. О коммунистическом воспитании//Избр. произведения. — М.: Политиздат, 1975.-—С. 281—302.
дей — борцов за коммунистические идеалы, членов единого, дружного, сплоченного трудового коллектива; в ней были реализованы в полной мере радость и счастье нашей жизни, а также и типичные трудности нашей жизни. На всем этом воспитывались люди, умеющие побеждать трудности, борцы за счастливую и культурную жизнь. В этом смысле коммуна жила так, как живет передовой советский коллектив.
Но в то же время она отличалась от нашего обычного передового коллектива. Освобожденная от лишнего будничного «мусора» тем, что она создавалась как воспитательная жизнь рукой педагога и целеустремленно направлялась и руководилась им, жизнь коммуны была в определенном смысле идеальным выражением нашей советской жизни. Именно это имел в виду А. М. Горький, когда характеризовал коммуну как прообраз жизни будущего. И нет ничего удивительного в том, что ознакомившиеся с жизнью коммуны заявляли, что заглянули в наше будущее.
А. С. Макаренко, как он говорил, «проектировал» жизнь своих воспитанников, обобщая прогрессивные тенденции нашей советской жизни в ее идеале, а затем этот идеал реализовал в виде определенного содержания, интересов, целей, отношений, норм и традиций передовой, коммунистической жизни детского коллектива, в соответствии с целями коммунистического воспитания.
Отличалась эта жизнь от жизни обычного советского коллектива еще и тем, что все установленные в ней нормы, законы и традиции имели целеустремленное воспитательное значение и каждое движение ее было соответствующим образом организовано и «инструментовано», т. е. выражено наиболее четко, ярко, требовательно и в то же время доходчиво и ощутимо для каждого воспитанника и для всего коллектива.
Наконец, особенностью этой жизни являлось то, что она была в соответствии с детской психологией опоэтизирована, выражена в несколько романтическом стиле, что делало ее радостной, бодрой, веселой, увлекательной, а следовательно, любимой детьми и поэтому наиболее сильно воздействующей на них в воспитательном отношении.
Таким образом, это была не просто «воспитывающая школа жизни», о какой говорил М. И. Калинин. Это была специально с педагогическими целями организованная воспитывающая школа жизни; она более эффективно действовала в воспитательном отношении, чем обычная «школа
/
жизни». Вот в каком смысле надо понимать А. С. Макаренко, когда он говорит о детском коллективе, о его воспитательной роли.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Что,, по Макаренко, значит создать воспитательный коллектив в школе или в любом другом воспитательном учреждении?
Кратко на этот вопрос можно ответить так: это значит организовать жизнь детей данной школы или любого другого воспитательного учреждения во всех ее проявлениях на передовых, коммунистических началах и в передовых, коммунистических формах.
Следовательно, принципы, методы и формы жизни детей должны быть действительно передовыми, значительно более приближенными к идеалу коммунистической жизни, чем наша будничная действительность. Они должны быть такими, какие сегодня еще не. реализованы полностью в повседневной жизни и ощущаются нами только в тенденциях, в назревающих потребностях общественной практики, являясь типичными только как зарождение нового, передового. Ясно, что эти передовые принципы, нормы не выдумываются педагогом, а берутся из нашей советской жизни, .где они возникают и утверждаются, хотя еще и не стали массовыми, широко распространенными.
Овладение марксизмом-ленинизмом позволяет педагогу не только понять закономерности общественного развития, но и при выявлении всего нового, что ежечасно и ежеминутно рождается в нашей жизни, довести обобщение этого нового до степени установления прогрессивных тенденций и, следовательно, верно спроектировать жизнь своих воспитанников.
Это одно из важнейших принципиальных положений педагогического опыта А. С. Макаренко, в нем —- суть прогрессивности и целеустремленности его практической работы и теоретических выводов.
Мы воспитываем из детей завтрашних людей и в силу этого обязаны проектировать качества наших воспитанников. Следовательно, мы обязаны прививать детям самые передовые принципы, отношения, взгляды и привычки, нормы и навыки коммунистической жизни.
Одними словами и разговорами мы в детях этих качеств не воспитаем. Поэтому мы обязаны организовать дет-
скую жизнь педагогически целеустремленно, т. е. как самую передовую советскую жизнь.
Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком подчинена воспитательным целям. Таков один из основных макаренковских принципов подхода к организации воспитательного коллектива.
Коллектив возникает и сплачивается в процессе совместной деятельности людей, поэтому необходимо прежде всего организовать такую совместную коллективную деятельность детей (в учебе, труде, общественной работе), в которой дети, вступая в отношения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи, сплачиваются в единую, сильную организацию.
А. С. Макаренко считал необходимым подкреплять жизненное упражнение своих воспитанников овладением ими «теорией советского поведения», так как наша задача — организовать сознательное коммунистическое поведение детей. Теория морали на первых порах подкрепляет поведение воспитанников, помогает им понять, осознать свое поведение. Когда же жизнь коллектива налажена, теория морали выступает как организующий фактор детской жизни, становится выражением традиций, норм, идеалов коллектива.
Коллектив детей, как указывал Макаренко, является составной частью всего советского общества и его место в обществе оформляется в связях с другими коллективами: коллективами детскими, производственными и т. д. Эти связи имеют огромное воспитательное значение. В жизни коллектива, организованного Антоном Семеновичем, они занимали большое место. Достаточно указать на связь горьковцев с коллективами комсомольцев паровозных мастерских, села, с коллективом чекистов. То же самое мы видим в коммуне имени Дзержинского. Коммунары поддерживали самые тесные отношения с коллективом Харьковского театра русской драмы, с рабочими бакинских нефтяных промыслов и др. «Коллектив, — писал Макаренко, — является частью советского общества, органически связанной, со всеми другими коллективами»1.
Все связи детского коллектива необходимо организовать, подчинив и их воспитательным целям. Решающая роль в выборе этих связей, в их организации (налаживание переписки, устройство встреч и т. п.) принадлежит педагогу.
1 Макаренко А. С. Цель воспитания//Пед. соч.: Я 8 т.-М,: Педагогики, 1984. —Т. 4. —С. 47.
7%
Детский коллектив живет полнокровной, радостной жизнью. Это не бесплодная толчея на одном месте, а деловое устремление вперед. «Формы бытия свободного человеческого коллектива, — делает вывод А. С. Макаренко,— движение вперед, форма смерти — остановка»1.
Кризис коллектива горьковцев, назревший к 1926 году, сам Антон Семенович объяснял остановкой в развитии коллектива. Переезд в Куряя£, новые цели, расширение перспектив сделали возможным дальнейшее развитие коллектива, направили его движение и тем самым ликвидировали кризис.
Создавая коллектив, необходимо организовать его развитие, ставить все новые и новые цели перед детьми. Методикой организации развития коллектива является «система перспективных линий», разработанная А. С. Макаренко. Направлять развитие воспитательного коллектива— таков один из принципов его организации, руководства им.
Сам коллектив на различных этапах своей жизни изменяется. На первом этапе педагог как организатор выступает с самым решительным требованием к коллективу; в это время он может требовать только одного: точного безоговорочного исполнения его требований всеми членами коллектива. Уже на первом этапе педагог должен в своей работе опираться на возникающий актив, создавать его и сплачивать вокруг себя. Второй этап жизни коллектива начинается с возникновения в нем актива, не только поддерживающего требования педагога, но и самостоятельно выступающего с этими требованиями. На третьем этапе, отмечал Макаренко, «требует сам коллектив». Это значит, что детский коллектив стал коллективом воспитательным в полном смысле слрва. На всех этапах его развития меняется соотношение между передовой и отсталой частью детского коллектива и соответственно —формы методов педагогического воздействия. Следовательно, детский коллектив необходимо рассматривать в развитии, движении.