Тема 29. Иванушка и молодильные яблоки
Цель. Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Пробирка или маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ на веревочке, спиртовка или свечка.
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку про Иванушку и молодильные яблоки.
В одном царстве-государстве жил-был царь. Он был очень старый, но умирать ему не хотелось. И вот услышал он, что далеко-далеко, за тридевять земель, в царстве Кощея Бессмертного растет молодильная яблоня, а на ней – яблоки молодильные: кто съест яблочко, тот помолодеет. И послал царь доброго молодца Иванушку в тридевятое царство за яблоками молодильными. В этом тридевятом царстве жил Кощей Бессмертный. Он потому был Бессмертным, что все время ел вот эти молодильные яблоки. Пришел Иванушка во дворец к Кощею и попросил у него немного яблок для старого царя. Кощей Бессмертный и говорит: «Хорошо, я дам тебе яблоки, мне не жалко, только вот хочу я проверить, что ты за молодец такой, что ты умеешь, чему тебя учили. Ты иди, Иванушка, только прямо, впереди тебя ждут две загадки, разгадаешь их – бери яблоки, не разгадаешь – вернешься обратно ни с чем. Согласен?» «Согласен», – ответил Иванушка и отправился вперед.
А дворец у Кощея большой, кругом двери, коридоры темные. Вдруг Иванушка увидел перед собой большие-пребольшие двери. Толкнул двери, а они закрыты. Но и назад нельзя возвращаться. Что же делать? Стал Иванушка двери изучать, потрогал их, а они холодные, прозрачные и твердые… Кто мне скажет, из чего двери сделаны?
Дети. Из льда!
Воспитатель. Правильно, двери были из льда. Смотрит Иванушка – рядом сухие веточки лежат. Взял он сухие веточки и разжег костер прямо под дверями. Огонь горячий, лед холодный – вот двери и стали таять, а лед стал превращаться… Во что, ребята?
Дети. В воду!
Воспитатель. Правильно. Растопил Иванушка дверь, чтобы пролезть можно было, и пошел дальше. Шел, шел и вышел из дворца. Видит – перед ним высокий-высокий забор, а за забором – яблоневый сад. Пошел Иван вдоль забора, подошел к запертым железным воротам. Что же делать? Вдруг видит Иванушка, к ручке ворот привязана бутылочка, а в бутылочке ключик лежит.
Обрадовался Иванушка! Стал он бутылочку открывать – не открывается! Пробка так далеко забита, что не ухватить ее. Хотел Иванушка разбить бутылочку, но не смог: бросает он ее на камень – камень разлетается, а бутылочка не разбивается! Что же делать? Иванушка заметил, что в бутылочке есть немного воды. Вспомнил Иванушка опыт, который им показывали в детском садике, и решил повторить этот опыт.
Педагог нагревает на спиртовке или свечке бутылочку (пробирку) с водой на дне. Вода кипит, образуется пар.
Воспитатель. Видите, ребята, – вода кипит, превращается в пар, пару некуда деваться, и он скоро должен выйти… (Пробка вылетает.) Пару стало тесно в бутылочке, и он вытолкнул пробку! Почему пробка вылетела? Кто вытолкнул пробку? (Пар.) Вот так Иванушка смог добыть ключ. Взял он ключик. (Вынимает ключик из пробирки.) Открыл большие железные ворота. Вошел в сад и увидел молодильную яблоню, а на ней молодильные яблоки. Взял Иванушка несколько яблок, сказал: «Спасибо тебе, яблонька, за яблоки, а тебе, Кощей Бессмертный, спасибо за то, что ты вырастил такую замечательную яблоню» – и пошел обратно домой. Отнес он яблоки царю. Царь покушал молодильные яблоки и стал моложе, чем прежде. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
Примечание. При проведении этого опыта необходимо соблюдать большую осторожность – нагревать пробирку на расстоянии 2–3 м от детей.
Тема 30. Письмо к дракону
Цель. Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Спиртовка или свечка, металлическая трубка или деревянная палка (длина 20–40 см), обернутая бумагой, – письмо; картинки, соответствующие сюжету сказки.
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, сегодня мы послушаем сказку про огнедышащего дракона.
Однажды в одном царстве-государстве появился огнедышащий дракон. Поселился он на берегу озера, и люди боялись подойти к озеру набрать воды, а если и решались подойти, то могли обжечься паром, потому что дракон купался в воде, дышал на воду огнем и превращал воду в пар. Никому этот дракон житья не давал!
У дракона был сын, маленький дракончик, который еще не умел выдыхать огонь, и поэтому люди его не боялись. Дракончик часто приходил в гости к Иванушке и Настеньке. Они угощали его сладкими конфетами. И вот однажды спрашивают они у дракончика: «Скажи, почему дракон всем житья не дает, все сжигает, озеро испаряет? Что же нам теперь делать?» Дракончик отвечает: «Мой папа хочет работать, делать добрые дела, но ему никто не предлагает делать добрые дела, вот он и злится».
«А может, нам предложить ему какое-нибудь доброе дело?» – спрашивает Иванушка. Дракочник отвечает: «Конечно! Только вы к нему сами не ходите, а напишите письмо. Я письмо отнесу. Только надо сделать так, чтобы он не смог это письмо сразу сжечь, а то в последнее время он и письма-то не читает – все сжигает, до того расстроился мой папа, что не может себе найти работу по душе!»
Иванушка написал письмо и думает: как же сделать так, чтобы письмо не сгорело? Не знаете, ребята, как сделать, чтобы письмо не сгорело?
Дети высказывают разные предположения.
Воспитатель. Думал, думал Иванушка и придумал. Завернул он в свое письмо металлическую трубку и отдал дракончику. Пришел дракончик к дракону и говорит: «Папа, папа, тебе письмо пришло от Иванушки». А дракон и говорит: «Ох, и надоели мне все эти письма, дай их сюда, я их сожгу!» Взял он письмо и хотел сжечь, а оно не горит!
Очень удивился дракон: «Как же это Иванушка смог перехитрить меня, огнедышащего дракона! Надо прочитать это письмо, может, там что-то интересное написано. Развернул письмо и увидел железную трубку. Так вот что положил Иванушка, чтобы бумага не загорелась, – железную трубку. Железо все тепло себе забирает, а бумаге тепло не остается, вот она и не загорается. Что же в письме написано? «Приглашаем Вас, уважаемый дракон, на интересную работу – добывать воду из льда: сейчас пресной воды мало, реки каждый год загрязняются все больше и больше. Людям нужна чистая вода. А вот на Северном полюсе и в Антарктиде полным-полно льдов. (Педагог показывает картинку с айсбергами.) А вы, дорогой дракон, будете их растапливать, превращать в воду и делать добро всем людям на нашей планете».
Прочитал дракон, и сразу захотелось ему поехать в Антарктиду или на Северный полюс расплавлять льды и превращать их в воду. А дракончик стал бы ему помогать. На этом сказке конец, а кто слушал – молодец!
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Поиграть с детьми в игру «Царство льда, воды и пара», «Заморозить – растопить»
//-- Домашнее задание родителям --//
Расскажите детям про образование айсбергов: вода замерзает, превращается в лед, лед откалывается от огромных ледяных пластов и начинает плавать по океану. Такие огромные осколки льда называют айсбергами.