Тема 26. Плавание тел. Изготовление корабля
Цели. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода.
//-- Методические указания --//
Педагог показывает детям кусок пластилина и спрашивает: «Ребята, скажите, может вот этот кусочек пластилина плавать в воде? (Нет.) А почему? (Потому что он тяжелый.) А что еще тяжелое и тонет в воде? (Камень.) Правильно, камень тяжелый и тонет. А что легкое и плавает в воде? (Мяч, шарик.) Дома вы, конечно, играли с надувными игрушками в ванной. Они тонут или нет? Правильно, они не тонут, потому что внутри есть воздух, а воздух легкий, и он не тонет. Сегодня мы с вами будем выяснять, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. Вот вам разные предметы – камушки, железные кнопки и скрепки, кусочек дерева, пластилин, бумага. Кладите их в тарелку с водой и смотрите, плавают они или нет».
Дети кладут предметы в тарелку с водой.
Воспитатель. Что плавает? (Дерево, бумага.) А что утонуло, что не плавает? (Пластилин, железо, камушек.) Почему деревяшка не утонула? (Потому что она легкая.) Правильно, дерево легкое и не тонет в воде, а все железное утонуло.
Педагог показывает иллюстрацию с изображением парохода и спрашивает: «Что изображено на этой картинке? (Корабль.) Корабль железный, но не тонет. Почему?» (Его волны держат. Он большой.)
Показывает детям брусок пластилина и вылепленную из пластилина лодочку. Спрашивает: «Как вы думаете, эти кусочки пластилина будут плавать или утонут?»
Выслушивает ответы детей, обращает внимание на разнообразие ответов.
Воспитатель. Давайте проверим – опустим кусочки пластилина. Почему же так получилось, что один кусочек утонул, а другой – нет? Ведь оба они из пластилина!
Хорошо, если кто-то из детей догадается, что дело не в материале, а в форме.
Воспитатель. Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы и этот кусочек пластилина (показывает брусок) не тонул? Корабли не тонут не потому, что они железные. Они построены таким образом, чтобы не тонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул? (Придать ему форму корабля.) Правильно. Сегодня мы будем учиться лепить кораблик из пластилина, и вы поймете, почему кусочек пластилина тонет, а кораблик из пластилина – плавает.
Далее педагог показывает детям, как лепить кораблик из пластилина: сначала лепится плоское донышко (3–4 мм толщиной), затем к нему аккуратно приделывают бортики и тщательно замазывают, чтобы не было дырочек. Кораблик осторожно опускают в тарелку с водой. Он погрузится в воду и будет плавать.
Воспитатель. Вот видите, ребята, кусочек пластилина тонет (показывает), а наши кораблики плавают! Потому, что мы придали им нужную форму: вылепили донышко и бортики, вода дальше бортиков не заходит и кораблик плавает!
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Поиграть с детьми в игры «Наоборот», «Тяжелый – легкий». Во время обеда обратить их внимание на то, что ложка железная, тяжелая, она тонет в воде (в стакане), а корабли не тонут, хотя они тоже железные, потому что они особой формы – у них есть бортики.
//-- Домашнее задание родителям --//
Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду.
Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимется. Пусть ребенок понаблюдает за наполнением ванны водой – воды становится все больше и больше, и за уменьшением уровня воды при сливе – воды становится все меньше и меньше.
Посмотрите с ребенком телепередачи о кораблях, лодках, яхтах, путешествиях (или рассмотрите иллюстрации).
Тема 27. Термометр
Цель. Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Термометры, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали), по два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника) (на каждого ребенка).
//-- Методические указания --//
Воспитатель. Ребята, послушайте сказку о мертвой и живой воде. Вы помните сказку, в которой Баба-яга давала Илье Муромцу живую воду? Она дала ему очень мало воды, потому что она у нее почти закончилась. Попросила Баба-яга Илью Муромца принести ей живой воды – вдруг еще кто-нибудь попадет в беду, и тогда живая вода поможет. Отправился Илья Муромец за живой водой. А Баба-яга дала ему в дорогу вот это прибор. (Показывает термометр.) Это термометр.
Баба-яга объяснила: «Этот термометр поможет тебе, Илюша, распознать, где вода живая, а где вода мертвая, ведь прикасаться к воде нельзя – она волшебная! Живая воду теплая. Если потрогать ее, то можно превратиться, например, из большого в маленького, из взрослого – в ребенка. А если прикоснуться к мертвой воде, то можно состариться и превратиться из молодого в старого, из маленького мальчика во взрослого. Поэтому ни к живой, ни к мертвой воде нельзя прикасаться руками – только термометром.
Вот пришел Илья Муромец к большой скале, а в скале пещера. Зашел он в пещеру и видит два больших озера – одно с мертвой, другое – с живой водой. В мертвом озере вода холодная, а в живом – вода теплая. А где мертвая вода, где живая, Илья Муромец не знает. Забыл он, что ему объясняла про термометр Баба-яга. А как с помощью термометра различить, где живая вода? Кто подскажет, как узнать, где живая вода, а где – мертвая?
Дети. Нужно термометр опустить в воду и посмотреть.
Воспитатель. Правильно. Молодцы. Илья Муромец опустил термометр в одно озеро – и увидел, что столбик термометра понижается, опускается. Опустил термометр в другое озеро – увидел, что столбик термометра вверх поднимается. Где столбик термометра вверх поднимается – там вода теплая – значит, это живая вода. Набрал Илья воды из этого озера и отнес к Бабе-яге. Так термометр помог Илье Муромцу сделать доброе дело – добыть живую воду. Ребята, а как вы думаете, без термометра Илья Муромец смог бы узнать, где горячая вода, а где холодная?
Педагог выслушивает ответы детей, раздает им по два стакана воды (горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)) и по ложке; говорит: «Один стакан с живой водой – горячей, а другой стакан с мертвой водой – холодной. Кто из вас может определить, не трогая стаканы руками, в каком из них горячая вода, а в каком холодная?»
Выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: «Нужно опустить в воду ложку, а затем пощупать ее».
Воспитатель. Правильно! В холодной воде ложка будет какой? (Холодной.) А если мы опустим ее в горячую воду, то ложка нагреется и станет какая? (Горячая, теплая.)
Дети экспериментируют с ложками.
Педагог собирает у них ложки и раздает термометры. Предлагает: «Давайте проведем опыт: сумеете ли вы определить, где холодная, а где горячая вода, с помощью термометра».
Дети экспериментируют с термометрами.
Воспитатель. Как определить с помощью термометра, где холодная, а где горячая вода? (Если столбик поднимается, значит, вода горячая. Опускается – значит, холодная.) Теперь вы уже умеете обращаться с термометром, молодцы.
//-- Закрепление материала в течение недели --//
Продолжить знакомство детей с термометром – повесить в помещении группы термометр со шкалами разных цветов: от 0° и выше красно! о цвета, ниже 0° – синего. Обратить на него внимание детей, отметить, что он показывает «тепло». Такой же термометр повесить за окно. Пусть дети сравнивают показания этих двух термометров по критериям «тепло» – «холодно». За окном холодно – столбик на «синем», в комнате тепло – столбик на «красном».
Поиграть с детьми в игры: «Лед – вода – пар», «Мы растем».
//-- Домашнее задание родителям --//
Познакомьте ребенка с градусником для измерения температуры тела, с термометром за окном. Научите его определять, изменилась ли температура за ночь, за день: повысилась температура – потеплело, понизилась за ночь – похолодало.
Обратите внимание ребенка на то, что чайник с водой стоит на горячей плите и нагревается – был с холодной, стал с горячей водой. Потом чайник с горячей водой остывает – была вода горячая, потом остыла, стала холодная. То же самое происходит с горячей и холодной пищей.