Подготовка педагогических кадров
Еще в послевоенные годы в Англии стали уделять серьезное внимание подготовке учителей для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Следует оговориться, что наличие специальноЙ подготовки необязательно для преподавания в специал ьных школах. Такую подготовку будушие учителя могли получить нa курсах, действующих самостоятельно или при университетах, а также в колледжах.
С 1950 г. начали действовать одногодичные курсы при педагогическом факультете Лондонского университета. В 1954 г. такие же курсы были созданы при Бирмингемском университете. Здесь изучались психологические особенности детей и подростков с различными нарушениями и методика их обучения. для Англии того времени бьша характерна убежденность в том, что каждому учителю специальной школы полезно периодически возвращаться в школу обычную.
В последние годы подготовка кадров по программе специального образования осуществляется во многих университетах и колледжах, где имеются факультеты соответствующего профиля (в Оксфорде, Манчестере, Эдинбурге, Лондоне, Нью-Кастле). Срок обучения составляет шесть лет. для получения права работы в качестве специалиста (сурдопедагога, логопеда) необходимо помимо 4-летнего курса бакалавриата пройти дополнительное 2-летнее обучение по определенной специализации и получить степень магистра. Кроме того, для работы надо иметь лицензию на профессиональную деятельность, для получения которой требуется сдать профессиональный экзамен.
Подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в условиях общеобразовательной школы (т. е. обычных учителей) чаще всего осуществляется без отрыва от производства. Для этого организуются стажировки, семинары, тренинги. По окончании предусмотренных занятий выдается сертификат о праве работать в данной области.
Слияние массового обучения со специальным, значительный приток «особых» детей в обычные школы ставят местные органы самоуправления перед необходимостью создания различных вспомогательных служб внутри общеобразовательных школ (и за их пределами), и организации их взаимодействия, а сами педагогические коллективы школ побуждают к поиску новых эффективных форм работы.
Наибольшее распространение получают такие формы как «сотрудническое обучение», предполагающее совместную работу на уроке учителя класса (основного педагога) и учителя-специалиста, ответственного за специальное обучение; деятельность «команд специального образования» при общеобразовательных школах для оказания помоши детям и подросткам с различными нарушениями, в задачи которых входит координация действий с обычными учителями, соблюдение соответствия общему процессу обучения в школе.
Для Великобритании, как и для многих европейских стран, типична активная деятельность влиятельных профессиональных объединений, союзов, ассоциаций дефектологов, таких, как «Британская Ассоциация учителей глухих», основанная еще в 1885. Ее профессиональный журнал «Учитель глухим выходит в свет с 1902 г., в 1977 г. он бьш пере именован в «Журнал Британской Ассоциации учителей глухих».
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте первые опыты обучения и воспитания в Англии людей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.
2. Раскройте значение слова «бедлам,). Почему оно стало нарицательным?
З. Существует ли взаимосвязь между изобретением шрифта для незрячих и увеличением количества школ для детей и подростков данной категории?
4. Почему в Англии законы об обязательном образовании детей и подростков с отклонениями в развитии бьmи приняты только во второй половине XIX столетия? Кто лоббировал их принятие и почему?
5. Чем обусловлено интенсивное развитие специального образования в первой четверти ХХ в.?
6. Почему в начале- середине ХХ столетия именно категория умственно отсталых детей и подростков привлекала внимание законодателей? Обоснуйте свой ответ.
7. Какие категории детей и подростков имели право на получение специализированной государственной помощи по закону 1944 года?
8. Охарактеризуйте структуру специального образования, сложившуюся в Англии к 70-м гг. прошедшего столетия.
9. Познакомьтесь с работой Н. Портмена, А. Праттена и подготовьте ответы на следующие вопросы:
а) почему в 70-х гг. прошедшего столетия в английском обществе изменилось отношение к людям с нарушениями развития?
б) что способствовало реформированию специального образования?
в) в чем состояли основные положения реформы специального образования?
г) как авторы реформы оценивали преимущества и недостатки интеграции?
10. Охарактеризуйте современную структуру специального образования в стране. Назовите основные противоречия, с которым приходится сталкиваться в настоящее время.
11. Выберите любого известного вам английского исследователя, педагога, практика и опишите его вклад в развитие специального образования этой страны.
ЛИТЕРАТУРА
Айрленд В. Идиотизм и тупоумие. - СПб., 1880. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. - М., 2005.
ЗамС1СUЙ Х С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ столетия. - М., 1995.
Малофеев Н. Н Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. - Ч. 1.
Назарова Н. М., Ленuн С. Г. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред.
11.М. Назаровой. - М., 2006. - Т. 1.
lJиколаева Т. В. О международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы сурдопедагогики XXl B.~ / / Дефектология. - 2007. NQ 3.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына. - СПб., 1997.
Форман Н., Праттен А. Новый подход к обучению детей с особыми потребностями в Великобритании // Дефектология. - 1993. - NQ 4.
Lowe А. Horgeschadigtenpadagogik internationaJ. - Heidelberg, 1992. Tyseп М. S., WaZdeck М. L. Grossbritanien / / Handbиch der Sonderpadagogik / Vergleichende Sonderpadagogik. - Bd. 11. - Berlin, 1987.
Гл а в а 6
ФРАНЦИЯ