Тема 2. Криминалистическая идентификация и диагностика.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию в интерактивной форме необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.
Вопросы:
1. Понятие и научные основы криминалистической идентификации.
2. Виды и объекты идентификации, идентификационный признак.
3. Стадии идентификационного исследования.
4. Значение криминалистической идентификации для расследования и раскрытия преступлений.
5. Понятие и научные основы криминалистической диагностики.
Темы докладов:
1. Понятие, научные основы и задачи криминалистической идентификации.
2. Основные этапы идентификационного исследования.
3. Идентификационный признак, предъявляемые к нему требования, критерии оценки его идентификационной значимости.
4. Теория криминалистической диагностики, ее становление и научные основы.
Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач».
Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить научные основы таких частных криминалистических теорий, как теория идентификации и теория диагностики; определить место данных теорий в системе криминалистики; понять, в чем значение и содержание криминалистических идентификации и диагностики при расследовании преступлений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать основные приемы планирования расследования и проведения следственных действий на различных этапах расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, иностранными гражданами, несовершеннолетними.
Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.
Преподаватель раздает студентам задачки из упражнения «задачи». Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно.
По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.
Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).
Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов группе, наиболее развернуто и точно решившей представленную задачу.
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое /техническое оснащение:
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996*;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001*;
Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005*.
Не зная теорию идентификации, невозможно провести криминалистическое исследование (сравнение) объектов, которые могут стать доказательствами. При подготовке к данной теме, следует обратить внимание на следующее:
Криминалистическая идентификация – это процесс установления тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков, осуществляемый с целью решения вопроса о том, является ли данный объект искомым.
В процессе идентификации участвуют объекты двух видов: идентифицируемый (отождествляемый) - объект, тождество которого устанавливается; идентифицирующий (отождествляющий) - объект, с помощью которого устанавливается тождество.
В теории и практике криминалистической идентификации различают две формы отражения: материально-фиксированную и психофизиологическую. Первая означает объективную фиксацию признаков в материальных объектах. К ним относятся следы (рук, ног, оружия, транспортных средств и т. п.); фотоснимки (живых лиц, трупов, вещественных доказательств, участков местности, строений и т. д.); описания (в том числе картотеки учета) и подобные им объекты.
Психофизиологическая форма - отображение мысленного образа предмета в памяти конкретного лица - носит субъективный характер. Поэтому субъектом отождествления (лицом, осуществляющим идентификацию) здесь может быть только человек, в сознании которого запечатлен данный образ.
Идентификация может проводиться в двух формах: процессуальной и непроцессуальной. Процессуальная форма идентификация осуществляется в виде экспертизы или в ходе проведения другого следственного действия. Результаты идентификации, отраженные в заключении эксперта или в протоколе следственного действия, приобретают значение доказательств. Непроцессуальной является идентификация осуществляемая в оперативных целях, а также предварительные, до экспертные исследования следователя или специалиста.
Идентификационный признак - индивидуализирующий признак, присущий сравниваемым объектам и используемый в целях идентификации.
Для того чтобы признак можно было использовать в качестве идентификационного, он должен отвечать следующим условиям:
а) специфичность признака, т.е. способность выделять объект, отграничивать его от группы однородных объектов;
б) выраженность признака, т.е. способность к систематическому адекватному отображению;
в) относительная устойчивость признака.
При всей значимости криминалистической идентификации многие доказательственные факты по уголовным делам устанавливаются без ее использования. Первоначально эти исследования в криминалистической литературе именовались неидентификационными, но после 1972 г. их стали называть диагностическими. В настоящее время к криминалистической диагностике относят исследование свойств и состояний объекта (ситуации) с целью установления происшедших в нем изменений, определение причины этих изменений и ее связи с совершенным преступлением.
Тема 3. Общие положения криминалистической техники.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.
Вопросы:
1. Понятие, система и задачи криминалистической техники.
2. Средства и методы криминалистической техники, применяемые для обнаружения, фиксации и изъятия следов и иных доказательств.
3. Методы, средства и возможности предварительного и экспертного исследования следов преступления.
Темы докладов:
1. Понятие, история возникновения и развития криминалистической техники.
2. Виды технико-криминалистических средств и методов, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений.
Готовясь к практическому занятию по теме «Общие положения криминалистической техники», следует обратить внимание на следующие положения:
Криминалистическая техника — одно из первых сложившихся в криминалистике понятий, основа науки на этапе ее становления (тогда она называлась «уголовной»). В настоящее время это один из разделов криминалистики, в котором дается система научных положений и основанных на них технических (в широком смысле) средств, приемов и методов, предназначенных для собирания и исследования доказательств в процессе судопроизводства по уголовным (и гражданским) делам, иных мер раскрытия и предупреждения преступлений. Средства, приемы и методики криминалистической техники представляют собой естественнонаучные и технические знания.
Как раздел криминалистики, криминалистическая техника состоит из элементов, образующих собственную систему, в которую входят:
общие положения, включающие систему и задачи криминалистической техники, элементы частных криминалистических теорий и учений (например, учения о навыках, о механизме следообразования, теории идентификации и др.), общую характеристику технико-криминалистических средств, правовые основания их применения;
криминалистическая фотография, видеозапись;
криминалистическая габитология (криминалистическое исследование внешних признаков человека);
криминалистическая трасология (криминалистическое исследование следов);
криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения;
криминалистическое исследование документов, в которое входят: судебное почерковедение; судебное автороведение; технико-криминалистическое исследование документов;
криминалистическая фоноскопия (установление человека по голосу);
криминалистическая одорология (исследование запаховых следов человека);
криминалистическое исследование веществ и материалов;
криминалистическая регистрация.
Криминалистическая техника использует как общенаучные, так и специальные методы.
В зависимости от источника происхождения и степени приспособления к нуждам судопроизводства технико-криминалистические методы и средства делятся на три группы:
а) методы и средства, разработанные в криминалистике специально для собирания и исследования розыскной и доказательственной информации;
б) методы и средства, заимствованные криминалистикой из других отраслей науки и техники, но конструктивно приспособленные для решения технико-криминалистических задач;
в) методы и средства, которые заимствованы криминалистикой из других отраслей науки и техники и применяются без каких-либо конструктивных изменений.
Субъектами применения криминалистической техники являются следователи, оперативные работники, эксперты-криминалисты органов внутренних дел и других правоохранительных органов.
К основным направлениям применения криминалистической техники в профилактике преступлений относятся следующие:
-выявление условий, способствующих совершению преступлений;
-создание условий, способствующих быстрому, обнаружению лиц, совершивших преступления;
-разработка технико-криминалистических средств, затрудняющих или исключающих достижение преступного результата;
-разработка технико-криминалистических средств пресечения преступлений.
При изучении данного раздела, необходимо также усвоить язык криминалистической техники: ее основные категории и систему терминов (след, механизм следообразования, форма следа, информатика следа, признак и др.); провести систематизацию технико-криминалистических средств обеспечения криминалистической деятельности. Изучение криминалистической техники должно сопровождаться освоением нормативно-правовых, организационно-тактических и научных проблем использования криминалистической техники в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.