Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа
Задание 1
Выписать из учебника понятия сущностных категорий морали «совесть», «долг», «достоинство», «честь», «справедливость», «ответственность».
Подберите к каждому понятию пример из жизни сотрудников милиции, иллюстрирующий его.
Задание 2
Начертить схему «Основные категории профессиональной этики сотрудников ОВД», предусмотрев в ней следующие элементы:
- сущностные категории.
- категории морального сознания.
- категории моральной деятельности.
- категории нравственных отношений.
Задания. ориентированные на формирование навыков нравственного поведения и воспитания нравственных чувств
Задание 3
Во время самостоятельной работы посмотреть фильм С.Говорухина «Ворошиловский стрелок» и ответить на вопросы:
5. Оценить проявление совести в деятельности сотрудников ОВД (участкового уполномоченного, полковника милиции Пашутина, сотрудников ОМОНа, следователя прокуратуры).
6. Оценить выполнение профессионального долга сотрудниками милиции.
7. Оценить проявление чести и достоинства в деятельности сотрудников милиции.
8. Оценить справедливость в служебной деятельности сотрудников милиции.
Темы докладов
6. Деонтологическая сущность категорий морали в профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел.
7. Реализация категорий добра и зла в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
8. Категория долга в профессиональной деятельности сотрудника милиции.
9. Совесть - как этическая категория, противостоящая возможностям своеволия сотрудника милиции.
10.Категории «честь» и «достоинство», их воплощение в профессиональной деятельности сотрудника милиции. Понятие «честь мундира».
Теоретическая часть
Тема: « Категории профессиональной этики сотрудников ОВД»
Семинар - 2 часа
Цель занятия: подробно проанализировать основные категории профессиональной этики: «долг», «честь», «совесть». Рассматривать их применительно к специфике милицейской службы.
П Л А Н
6. Анализ диалектической взаимосвязи базовых категорий этики «добро» и «зло».
7. Содержание основных категорий профессиональной этики сотрудников ОВД:
« долг», «честь», «совесть», «достоинство»
8. Взаимосвязь основополагающих категорий «справедливость» и «гуманизм» с категорией права -«законность».
Основная литература
Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД.
Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД. Курс лекций. –М., 2005.
Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М., 2008.
Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. Под ред. Г.В.Дубова - М., 2005, гл. П,У.
Дополнительная литература
Новые методы подготовки кадров полиции/ милиции. Материалы международного семинара (24-25 января 2006 г.), Московский университет МВД России. М., 2006.
Профессиональная этика сотрудников ОВД. Хрестоматия/ Сост. Ю.А.Полетухин. –М., 2004.
Психология. Педагогика. Этика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2002.
Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Ч. 1-3- М., 2008.
Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методические материалы. М., 2002.
Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел. М.: МВД России, 2008, гл 6, стр. 72-119.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно осмыслить, как реализуются категории «добро» и «зло» в практической деятельности сотрудника милиции. Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник должен учитывать моральные аспекты того или иного конкретного явления и моральные последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Так, добро по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.
Второй вопрос посвящается рассмотрению таких категорий профессиональной этики, как долг, честь, достоинство, совесть, ответственность, которые в деятельности работника милиции играют ведущую роль. Необходимо раскрыть соотношение служебного и нравственного долга - их единство и взаимосвязь в деятельности сотрудника милиции. Следует также показать важнейшую роль совести - как для высокого качества службы, так и особенно в тех случаях, когда деятельность сотрудника не может быть проконтролирована ни руководством, ни гражданами.
Третий вопрос требует подробного рассмотрения категории справедливости, являющейся базовой для всех форм юриспруденции, в том числе и в служебной деятельности сотрудников милиции. Главная проблематика в ее понимании и применении заключается в том, что категория справедливости теснейшим образом связана с законностью, является ее непременным атрибутом. Правовое понятие «презумпция невиновности», базируется на таких этических категориях как «справедливость» и «гуманизм». Вместе с тем, как известно, жизненные явления в своей совокупности не могут быть полностью определены законом, тогда как мораль является всеобъемлющей. Поэтому одной из задач участников семинара является раскрытие на конкретных примерах применения категории справедливости в ситуациях, находящихся в области этого несовпадения.
Практическая часть
4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
• Долг - это очень личная вещь! Она проистекает из ощущения не-
обходимости что-то сделать, а не только из необходимости побу-
дить других людей к каким-то действиям (Мать Тереза, монахиня,
1910-1997).
• Когда глупый человек делает что-то, чего он стыдится, он всегда за-
являет, что повинуется долгу (Б. Шоу, английский драматург, 1856—
1950).
• Долг — это то, что ждешь от других и не делаешь сам (О. Уайльд,
английский писатель, 1856-1900).
• Угрызение совести - это больной зуб, растущий из самой глубины
отчаявшегося сердца (Э. Долберг, американский писатель, историк,
философ, 1900-1977).
• Бог каждого человека - его совесть (Менандр, древнегреческий поэт,
драматург).
• Совесть обычно мучит не тех, кто виноват (Э. М. Ремарк, немецкий
писатель, 1898-1970).
• С совестью можно заключить перемирие, но прочный мир - никогда
(А. Онсеншерн, шведский канцлер, 1583-1651).
• Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки (Древнеиндийское
изречение).
• Каждому свою честь воздает потомство (Тацит, древнеримский ис-
торик).
• Какое бы высокое положение ни занимал честолюбец, он желает
подняться еще выше (Д. Брюэс, французский богослов и драматург,
1640-1723).
• Нет человека благороднее человека честного (П. Буаст, французский
лексикограф, 1765-1824).
• Человек не должен никогда сходить с широкой дороги чести. Даже под
благовидным предлогом, что цель оправдывает средства (Ч. Диккенс, анг-
лийский писатель, 1812-1870).
• Сначала нужно быть честным, а уже потом благородным (У. Черчиль,
премьер-министр Великобритании, 1874 - 1965).
4.2. По материалам СМИ оцените и прокомментируйте понятия:
_- профессиональный долг
- профессиональная честь
- достоинство сотрудника органов внутренних дел