Психокоррекционные возможности музыки как вида искусств 3 страница

Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа», которая предусматривает:

1. Реализацию с 2011 г. Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, где предусмотрены новые образовательные технологии, новые программы, в том числе по музыке.

2. Выявление и сопровождение одаренных детей. Появляются значительные возможности для выстраивания образовательных траекторий тех, кто будет лидерами нового общества в выбранной области.

3. Здоровье учащихся. Созданные материально технические условия, новые образовательные стандарты, стимулированная деятельность учителя, личностно ориентированное образование, в том числе с одаренными детьми) и вытекающие из этого возможности учиться без перегрузок и стрессов, по новым здоровье сберегающим и здоровье развивающим технологиям, поможет учащимся учиться и развиваться в полную силу, сохраняя здоровье свое и педагогов [5].

Учителя МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина» включились в реализацию этих инициатив совместно, потому что только коллективными действиями можно добиться значимых изменений в учебном процессе и его результатах. В схеме совместной деятельности важная роль отводится занятиям музыкой, и в том числе вокальному пению. Музыкальная составляющая, обновляющегося учебного процесса, в своей специфической части, положительно влияет на профилактику определенного числа заболеваний и укрепление здоровья детей.

Цель здоровье сберегающих (здоровье образующих) образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

В соответствии с целью определены следующие задачи, их реализация помогает осуществить следующее:

- снимать нервно-психические нагрузки;

- повышать положительный эмоционально-энергетический тонус;

- осуществлять профилактику органов дыхания;

- охранять голос в мутационный период;

- лечить и осуществлять профилактику психических расстройств;

- повышать самооценку учащегося;

- адаптировать к школьному процессу;

- повышать образное мышление;

- повышать слуховое внимание;

- корректировать произношение звуков.

Лечебные свойства музыки известны уже давно. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки с помощью элек­тромагнитных волн заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Музыкотерапия это - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Музыкотерапия - это лечение музыкой.

Во 2-ой половине XX века музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Оно широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-терапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.

В 1999 г. в Италии прошёл 3-ий Международный конгресс по интегративной медицине.

В мае 2000 г. В Москве на базе МОИМ был организован Конгресс «Музыкотерапия и Восстановительная медицина в XXI веке» (специалисты из Великобритании, Италии, Румынии, России, стран ближнего зарубежья). Основные направления дискуссий: стратегия перспектива развития нового направления восстановительной медицины (А.Н.Разумов), общая концепция развития музыкотерапии и подготовка кадров России (С.В.Шушарджан), значение психосоматической музыкотерапии (Р.Фортуната), использование музыки в реабилитации ребёнка с проблемами в развитии.

Музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную, интегративную.

Рецептивная (пассивная): музыкотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Восприятие музыки может выражаться в различных формах: «музыкальные сны», музыкально-образная медитация, т.е. это воздействие непосредственно на тело человека.

Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребёнка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия, вокализация) или движения (танцетерапия) и игры на музыкальных инструментах. Ребёнок получает возможность выразить себя, своё непосредственное эмоциональное состояние.

Интегративная музыкотерапия я сочетает в себе рецептивную и активную музыкотерапию. Она может повышать резервные возможности организма. Здесь происходит слияние музыкального и зрительного восприятия: музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом), музыкоизотерапия (восприятие рисунка в музыке).

Одним из направлений музыкотерапии является вокалотерапия (лечение голосом). Вокалотерапия (вокализация), как направление активной музыкотерапии разработана и впервые внедрена в музыкотерапевтическую практику именно в Российской Федерации. В настоящее время она переживает вторую молодость. Установлено, что когда человек поет, вибрации его голоса поступают во все внутренние органы и происходит их акустическая стимуляция, легкие насыщаются кислородом [9].

Ведущий российский музыкотерапевт, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан и его коллеги провели исследования влияния вокалотерапии на легкие и другие, жизненно важные органы. В результате ученые пришли к выводу, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство, а остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами. Т.о., они обнаружили, что пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на сердце, железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу.

Важную роль певческой деятельности, связывая её с вопросами общего физического, умственного и психического развития детей, отводили известные ученые и педагоги: В.П.Анисимов, В.Д.Остроменский, В.И.Петрушин, Н.В.Суслова, Л.В.Школяр, А.Д.Войнова, Д.Б.Кабалевский. Т.о, голос является своеобразным индикатором здоровья человека.

Специально подобранное пение, упражнения на дыхание часто применяют профессиональные певцы, как лечебное и профилактическое средство, а значит это можно и нужно использовать и в школе.

К здоровьесберегающим (здоровье образующим) технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся.

Работа в гимназии строится по двум направлениям: непосредственно уроки музыки и внеклассная работа, которая включает в себя занятия с хоровым коллективом, индивидуальные занятия с солистами, ансамблевое пение. Методы, методические приёмы и образовавшиеся посредством этого технологии переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Проблемный метод дает энергию для мышления и детей и педагогов. Для чего это нужно? Для того чтобы, вывести мышление учителей из замкнутого мира педагогики на принципиально иной масштаб - общечеловеческий. С помощью этого метода просвечивается психическое состояние ребенка, его духовный мир.

Методические приёмы:

- пластическое интонирование с вокализацией;

- художественные движения с вокализацией;

- «вышивка голосом»;

- голосовые игры;

- музыкальные скороговорки (омузыкаливание скороговорок);

- дыхательная гимнастика.

Опираясь в своей работе на здоровье сберегающие (здоровье образующие) технологии, интересуемся здоровьем детей, с которыми работаем. Не только тех, которые приходят первого сентября, но и тех которых уже обучались, ведь изменения здоровья бывают у детей часто. В этом помогают учителя начальных классов, заместитель директора, психолог, логопед, медицинский работник школы и, конечно, родители. С учетом этого выстраиваем свою работу.

Перед началом пения, чтобы разогреть мышцы гортани я провожу с детьми гимнастику для дыхания. Дыхательные упражнения имеют профилактический характер, они предупреждают заболевания органов дыхания. Дыхание - энергетический источник голоса. В мире на данный момент в ходу более 300 различных дыхательных техник для самых разных целей (дыхательная тонопластика Владимира Леви, упражнения Ольги Лобановой, методика Стрельниковой).

Важно сформировать у ребёнка ощущение «дыхания в живот» и научить его чувствовать движения стенки живота. Производить контроль, например, можно, положив, на него руку. Дыхание берётся естественно, экономично. Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы-диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот [7].

Реализуя идею программы «Музыкальное искусство» (авторы: В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр), предлагаем ребятам попробовать себя в роли композиторов, дирижёров, актёров, исполнителей. Участвуя в таких видах деятельности, как пластическое интонирование с голосом ребята двигаются, имитируя профессионалов, что способствует погружению их в смысл музыки, а также расслабляет мышцы рук, ног и спины. Художественные движения с вокалом под музыку позволяют снимать у детей накопившиеся зажимы, так же это является хорошей профилактикой органов дыхания.

С помощью «вышивки голосом» ребёнок интуитивно старается созданный им графический узор выполнить не только движением руки, но и проследить голосом, как принято говорить «вышить». Именно так он начинает осознавать, что значит «выше», «ниже», и понимать, оценивать, как у него получается, как он этого добился. В этой ситуации школьники сами ставят творческую задачу, сами ищут средства её решения и сами оценивают своё мастерство интонирования. Важно это вовремя заметить и помочь ученикам [4].

Голосовые игры - очень интересный методический приём, разработанный Усачёвой. Дети сами проживают процесс рождения музыкальной интонации из человеческой речи. В программе «Музыкальное искусство», любая вокальная интонация осознаётся как необходимость выражения какого-либо значимого смысла. Например, звучание гласной «а» должно быть ярким, т.к. первая буква алфавита рождается как провозглашение «себя» через громкое возвышенное. Яркое звучание - так дети её чувствуют и когда просим их выразить эту букву в художественном движении, то как правило эту вокальную интонацию они сопровождают поднятием «широких» рук вверх, а звучание буквы «о» - гулкое, «утробное», показывают какая это «округлая и толстая» буква [4].

Такие виды деятельности плодотворно влияют на эмоциональное состояние детей, ребёнок становится уверенней, повышается его самооценка, он сочиняет и исполняет сам. Это и профилактика, органов дыхания.

В программе есть так называемые музыкальные скороговорки, которые способствуют улучшению артикуляции и дикции, помогают устранить бормотание у доски, монотонность в голосе, скоординировать дыхание с речью.

Пение песен всегда связано со смыслом. Поэтому проводится предварительная работа (настройка детей на образ): Необходимо проанализировать текст (сюжет), создать общий эмоциональный настрой, объяснить особенности интонирования, закономерности выражения в ритме, темпе. Важно сформировать в сознании детей единство содержания и формы.

Также для снятия напряжения проводим с учащимися музыкальные физкультминутки (художественные движения под музыку).

Таким образом, вокализация включает в себя следующие виды тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный.

Для школьников урок музыки всегда отдых и удовольствие. Они даже не задумываются, что пение - лучшая дыхательная гимнастика. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Литература:

1. Гладунцова, М.А. Замятина, И.А. Школяр, В.А. Школяр, Л.В. Музыкальное искусство. 1 класс (программа и методика). Научный руководитель: В.В.Давыдов. М, 1994.

2. Клыков, А. «Глубокое дыхание, как база постановки голоса певца и один из факторов долголетия человека»// Уроки вокала. Вокал - обучение.

3. Лобанова, Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровье сберегающих технологии»// «Музыка в школе».№ 3-2005.

4. Усачёва, В.О. Школяр, Л.Е. Школяр, В.Л. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя. 1-4 классы. М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. Москва: Просвещение, 2010.

6. Школяр, В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М, 1997.

7. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Обновлённое издание с дополнениями автора. М., Издательство «Метафора», 2007.

8. doroga-istin.ru/index.php?topic=436.0

9. (zyazan.rfn. 18.02.2010)-интернет: вокалотерапия. Секрет здоровья в пении.

Егошина Е.А.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, дети получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей.

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения.

Музыкотерапия один из способов поддержания психологического здоровья дошкольников. Она используется как метод в психокоррекционной работе с детьми замкнутыми, агрессивными, тревожными, с проблемами в эмоциональной сфере.

Использование в психокоррекции музыкотерапии дает возможность:

- активизировать ребенка;

- преодолевать неблагоприятные установки и отношения;

- улучшать эмоциональное состояние;

- помогает наладить отношения между психологом и ребёнком, между сверстниками;

- развивает чувство внутреннего контроля;

- открывает новые способности;

- повышает самооценку.

В индивидуальной и групповой психокоррекции музыкотерапию используется, как метод в работе с дошкольниками.

Слушание музыки и исполнительство (вокалотерапия), являются основными направлениями в работе с детьми с использованием музыкотерапии.

К слушанию музыки, в свою очередь, относится:

- беседа, когда музыка звучит фоном;

- специальное прослушивание подобранных музыкальных произведений или их фрагментов, а затем обсуждение собственных переживаний, воспоминаний, фантазий (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания;

- музыконаслаждение - слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений.

Очень важно подобрать музыкальный репертуар с учетом возраста и эмоционального состояния.

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти), классика произведений Вивальди, Бетховена «Симфония 6» - часть 2, Брамса «Колыбельная», Шуберта «Аве Мария», Шопена «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - мажорные мелодии, темпа ниже среднего, народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность.

Хорошее воздействие могут оказать классика: Шопена «Мазурка» и «Прелюдии», Штрауса «Вальсы», Рубинштейна «Мелодии».

Уменьшению раздражительности, нервного возбуждения поможет классика Баха «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдна «Симфония», Бетховена «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения - скрипичная и церковная музыка, классика произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности можно использовать различные марши, это оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие, классика: Чайковского «Шестая симфония» - часть 3, Бетховена «Увертюра Эдмонд», Шопена «Прелюдия 1, опус 28», Листа «Венгерская рапсодия 2».

На ряду со слушанием музыки важно использовать и активное музыцирование - вокалотерапия.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

В работе с детьми использую элементы вокалотерапии: мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание, выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры.

Важно подчеркнуть, что психокоррекционная работа с использованием методов музыкотерапии влияет:

- на снижение нервно-психического напряжения гиперактивных детей;

- на уменьшение чувства тревоги и неуверенности тревожных и застенчивых детей;

- на уменьшение раздражительности, нервного возбуждения агрессивных детей.

Музыкотерапия дает возможность: активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, укреплять психологическое здоровье.

Музыкотерапия проста и доступна в обстановке любого детского сада.

Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальные занятия в детском саду./ Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение. 1984. - 78c.

2. Вераксы, Н.Е. От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез. 2011.- 304с.

3. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии./ О. А. Ворожцова - М.: Просвещение 2004. - 64с.

4. Завьялов, В.Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков / В. Ю. Завьялов. М.: Просвещение, 1990. - 72с.

5. Резниченко, С.И. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. Диагностика уровня развития ребенка. Формы и методы проведения коррекционно-развивающих занятий // Справочник педагога-психолога. - 2011.- № 10. С.66.

Ефимова М.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По результатам исследования, регулярно проводимого специалистами Государственного учреждения Республики Марий Эл «Республиканский центр социально-психологической помощи населению» за последние шесть лет среди старших дошкольников города Йошкар-Ола, 92 % из 1080 продиагностированных старших дошкольников обратившихся за психологической помощью в Республиканский социально-психологический центр помощи населению имеют медицинский диагноз - синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, имеющих проблемы развития эмоционально-волевой и познавательной сфер, доставляющих взрослым-родителям, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам в школе множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад, но и в настоящее время не утратили своей актуальности. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией. В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является наиболее часто встречаемой и мало изученной психологической проблемой. Анализ обращений выявил половую закономерность наличия данного синдрома. Мальчики страдают гиперактивностью в 9 раз больше, чем девочки. Но у девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности. Тем временем детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. Последствия несвоевременной медицинской и психологической помощи могут быть следующие:

- трудности планирования и организации сложных видов деятельности;

- слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка;

- неконтролируемое упрямство;

- лживость, вспыльчивость;

- агрессивность;

- проблемы в коммуникациях;

- отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил;

- деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение;

- ранняя тяга к алкоголю и наркотическим веществам;

- неадекватное поведение, социальная дезадаптация;

- развитие аффективных и личностных расстройств в подростковом и взрослом возрасте недоверие к миру и др.

Поэтому психологическая коррекция данной проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста является дополнительной важной составляющей профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании. Возрастает актуальность своевременности выявления и коррегирования развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что позволяет эффективно компенсировать этот недостаток развития.

В течение 6 последних лет в Государственном учреждении Республики Марий Эл «Республиканский центр социально-психологической помощи населению» была востребована диагностическая, консультативная, коррекционная работа с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения (повышенный уровень агрессивности, импульсивности, тревожности, невротизации, низкий самоконтроль). Количество подобных обращений составило около 83% от общего числа запросов родителей. Специалисты центра регулярно выходят с лекциями и практическими занятиями в учебные заведения и дошкольные образовательные учреждения, пишут статьи в местную прессу, выпускают специальные брошюры и методические сборники для родителей и специалистов: педагогов, психологов, воспитателей. Выступают на телевидении по данной проблеме. В 2009 году центр выиграл общероссийский грант, по работе с гиперактивными детьми «Буратино в школе радости». Целью проекта была реабилитация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии Республики Марий Эл, средствами игротерапии и терапии творчеством.

В настоящее время разработана новая программа, с использованием музыкотерапии в работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста «Хлопаем-топаем ».

Цель программы: реабилитация детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, средствами музыкотерапии. Поскольку гиперактивность наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном возрасте и именно в этот период осуществляется переход к ведущей - учебной деятельности, в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата, параллельно нарушается его доверие к миру, активно проявляются трудности в установлении и поддержании коммуникативных контактов, поэтому важно именно в групповой форме продолжить работу с негативными переживаниями и проявлениями гиперактивности. И менее болезненно это можно сделать с помощью музыки и игры.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал.

Программа преследует основную цель: коррекция эмоционально-личностных и познавательных нарушений (невнимательности, импульсивности, неусидчивости, заниженной самооценки и пр.) детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, средствами музыкотерапии.

Задачи программы сводятся к тому, чтобы:

- создать положительный эмоциональный настрой в группе;

- способствовать созданию отношений взаимного принятия, эмпатии, готовности оказывать помощь другому, толерантности к другому;

- совершенствовать коммуникативные навыки;

- создать условия для снятия нервно-мышечного напряжения;

- способствовать развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер старшего дошкольника;

- формировать и укреплять позитивную Я-концепцию;

- прививать навык анализировать свои чувства, поступки, происходящие события, осознавать свое отношение к миру, адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

Предметом коррекции является: эмоционально-личностная сфера детей старшего дошкольного возраста.

В ходе занятий планируется использовать следующие средства коррекции:

- этюды психогимнастические;

- самомассаж пальцев рук и ушных раковин;

- детская игра;

- дневник «Мои успехи» (индивидуальное заполнение);

- рисунки;

- музыкальные упражнения, игры;

- специальные приемы неигрового типа.

Продолжительность одного занятия - 40минут (что соответствует возрастным нормам), всего курса - 10 занятий. При еженедельных разовых встречах курс можно пройти за 2,5 месяца. (Занятия проводятся после индивидуальной работы с каждым ребенком).

Каждое занятие имеет определенную структуру, состоящую из основных блоков:

«Разогрев», включающий в себя ритуал приветствия; обмен настроением, эмоциональным состоянием; упражнения на снятие нервно-мышечного напряжения, сплочение коллектива; обсуждение домашнего задания; мотивацию на предстоящее занятие.

«Хлопаем-топаем» включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.

«Протяни на встречу руку» содержит упражнения, направленные на развитие эмпатии, взаимного принятия участников группы друг другом.

«Мои успехи» включает рефлексию («здесь и теперь»), подведение итогов работы, пояснение и запись домашнего задания, интеграцию опыта, полученного на занятии, обратную связь, заполнение дневника «Мои успехи».

«Ритуал прощания» включает в себя определенные действия, установленные в группе (песня, упражнения с тактильным контактом или произнесение пожеланий перед зеркалом).

Таким образом, использование в работе с детьми данной программы способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. - М. 1965.

2. Габдракипова, И.И. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / И.И.Габдракипова, Э.Г.Эйдемиллер. - М.: Изд-во Перспектива, 2009.

3. Декер-Фойгт, Г.Г. Введение в музыкотерапию / Г.Г.Декер-Фойгт. - СПб.: Изд-во Питер, 2003.

4. Джойс, М. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка" / М. Джойс, К.Ричард. - М., 2009.

5. Политика, О.И. Дети с СДВГ / О.И.Политика. - М.: Изд-во Речь, 2008.

6. Романчук, И.О. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / И.О.Романчук. - М.: Изд-во Генезис, 2010.

7. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет Психологические игры, упражнения, сказки / О.В.Хухлаева. - М.: Изд-во Генезис, 2011.

Заболотских О.П.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Проблема школьной дезадаптации учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) имеет в настоящие время существенное медико-социальное значение. В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на выявление особенностей психической дезадаптации учащихся с ЗПР при переходе из начальной в основную школу.

Опытно-экспериментальной работой было охвачено 48 испытуемых младшего подросткового возраста с задержкой психического развития (учащихся РМЭ - 24 чел.), и с нормальным онтогенезом (учащиеся РМЭ - контрольная группа - 24 чел.). При осуществлении диагностической части исследования использовались методика цветового теста отношений Люшера. Общий результат адаптированное оценивался по характеру самооценки, преобладающему эмоциональному фону и физиологической работоспособности, то есть наличию или отсутствию переутомления.

По результатам обследования можно сделать вывод о нормальном уровне адаптированности учащихся контрольной группы. Интегральные показатели адаптированности положительны у 75-87,5% учащихся. Ситуацию в экспериментальной группе благополучной назвать нельзя. Объективно к нагрузкам дети не вполне адаптировались, так как переутомление у учащихся вы-является в 25%. У 50% учащихся эмоциональный фон характеризуется преобладанием плохого настроения, а у 62,5% детей сформировалась отрицательная самооценка. Проблемы адаптации детей при переходе их в 5 класс связаны с низкой самооценкой, неверием в собственные силы, а также с не вполне благоприятным социально-психологическим климатом.

Наши рекомендации