Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства 2 страница

Церковное пение входило в перечень обязательных предметов церковно-приходских школах Братства Св. Гурия. Братство уделяло особое внимание обучению пению в школах. Результаты обучения пению часто публиковались в ежегодных отчетах Братства Св. Гурия. Так, например, в 1915-1916 годах существовало 13 школ Братства Св. Гурия. При каждой школе был свой учитель пения. Всего учащихся за 1915-1916 год было 275: 198 мальчиков и 77 девочек. Школы размещались в съемных квартирах, отапливаемых дровами бесплатно предоставляемыми Управлением Земледелия и Государственных имуществ [6,с.134-135]. В 1916 году 50-е очередное земское собрание выразило свое согласие на включение в школьную сеть Царевококшайского уезда 5 школ, в ведение Братства передало Нурмбальскую и Руш-Родинскую школы. Понимая религиозно-нравственную важность церковного пения в процессе обучения, в 1916 году Земским собранием было решено увеличить ассигнования за пение в начальных училищах. После появления Манифеста об отречении государя школы братства Св. Гурия и ЦПШ были переданы в ведения земства, но пение также оставалось обязательным и почитаемым предметом [6,с.135].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей, средствами церковного пения в школах Марийского края в дореволюционные годы стало, важной и неотъемлемой частью исторического становления и развития церковного пения в Марийском Крае. Школы и их организаторы, (как приходские священнослужители, так и епархиальные начальства), внесли неоценимый вклад, как в дело развития церковной музыки Марийского края, так и в дело музыкально-эстетического и нравственно-религиозного (духовно-нравственного) воспитания детей.

Литература:

1. Алметева, И. В. История начального школьного образования в Марийском крае (монография) / И. В. Алметева. - Йошкар-Ола, 2006. С. 313

2. Вятские епархиальные ведомости. – Вятка: Типография и хромолитография Маишеева, № 18 1910. – 505 - 507 с.

3. Журнал Инородческого Миссионерского Съезда Вятской епархии. – Вятка: Типография и хромолитография Маишеева, 1915. – 31 с.

4. Известия по Казанской епархии. – Казань: Типография Императорского Университета, № 10 1910. – 306 - 307с.

5. Известия по Казанской епархии. – Казань: Типография Императорского Университета, № 29 1910. – 826 -827 с.

6. Цыкина, Ю. Ю. Традиции церковного пения и становление музыкального образования / Ю. Ю. Цыкина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - № 37. – С. 133-136

Гордеева А.А., Лоскутова Р.Р.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед родителями, педагогами и государством в целом. В формировании духовно-нравственной культуры школьников особую роль играет музыка.

На взгляд А.И.Каировой, О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, Е.В.Субботского, вопрос нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед родителями, педагогами и государством в целом. По мнению Ю.Б.Алиева, Д.Б.Кабалевского, Л.Н.Федуловой, в формировании нравственной культуры школьников особую роль играет музыка, как искусство, которая непосредственно воздействует эмоциональную и нравственную стороны личности и становится в наши дни все более существенным компонентом духовной жизни общества.

Большинство исследователей (З.Н.Васильева, И.А.Каирова, О.В.Михайлова и др.) понимают под нравственным воспитанием процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств; нравственного облика; нравственной позиции; нравственного поведения.

На взгляд Л.Ф.Алимской, Ю.Георгиева, И.Л.Кутузовой, О.Л.Князевой, Н.А.Терентьевой, Л.Н.Федуловой, музыка занимает особое место в воспитании нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Целью нашего исследования является определение эффективных методов использования музыкальной деятельности как средства формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что музыкальная деятельность способствует развитию нравственных качеств детей младшего школьного возраста при условии использования методов создания проблемно-поисковых ситуаций, нетрадиционных форм уроков и внеклассных занятий, стимулирующих интерес учащихся к музыкальному наследию своего и других народов.

Данные теоретические положения составили основание для экспериментального исследования, которое проводилось на базе Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 4 г. Волжска. Экспериментальную выборку составили 50 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Результаты диагностики по методикам (методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям», методика «Диагностика нравственной самооценки и мотивации», разработанные И.А.Каировой); полученные на этапе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о невысоких показателях развития нравственных качеств у 30% и 33% детей 7-8 лет из экспериментальной и контрольной группы соответственно. Наблюдается отсутствие единства нравственного сознания, чувств и поведения. Так, нравственные суждения, обусловленные знанием понятий о честности и правдиво­сти и опытом соответствующего нравственного поведения, носят од­носторонний характер. Содержание поступков определяется детьми однозначно, суждения их кон­кретны и тесно связаны с конкретным, наглядным и понятным мышле­нием.

На формирующем этапе эксперимента методика нравственно-эстетического воспитания средствами музыки была построена на основе народных песенно-игровых жанров и представляла собой совокупность авторских и фольклорных музыкально-педагогических приемов, учитывающих игровые и интеллектуальные запросы учащихся.

Для углубления и развития музыкально-эстетических вкусов, нравственных основ личности, расширения ее кругозора и повышения уровня духовной культуры на основе изучения музыкальной культуры необходимо применение в учебно-воспитательном процессе активных, в том числе контрастных, методов и приемов, нестандартных и нетрадиционных форм уроков и внеклассных занятий, стимулирующих интерес учащихся к музыкальному наследию своего и других народов. Процесс нравственного воспитания средствами музыки строился с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий , музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке , фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.

Анализ результатов, полученных в ходе контрольных срезов в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволил сравнить уровни развития нравственных качеств у детей экспериментальной и контрольной групп. Контрольный срез по окончании эксперимента показал, что уровень развития нравственных качеств в Э.Г. вырос на 15%, в К.Г. - 1%. Поставленная нами гипотеза была подтверждена методами качественного, количественного и статистического анализа по методу t-критерий Стьюдента; задачи получили свое решение.

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 2001. - 117с.

2. Алимская, Л.Ф. Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников средствами музыки / Алимская Л.Ф. // Музыка в школе. – 2008. - №3. – С. 46.

3. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Белякова Е.Г. - Тюмень, 2009. – 214 с.

4. Георгиев, Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии] / Георгиев Ю. // Клуб. – 2001. - №6. – С.39.

5. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Педагогика, 2003.- 280 с.

Григорьева Е.Н., Ибрашкина Р. Л.

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Среди многих проблем последнего времени выделяется проблема музыкально-эстетического просвещения не только детей, но и взрослых. Эта проблема является одной из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкально-эстетического развития дошкольников.

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально - экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в детской среде. Причём проблемы эти касаются не только старшего (как это было раньше), но и детей более младшего возраста.

Всем известно, что период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Первые годы жизни ребенка самые ответственные в этом отношении. Та атмосфера, в которой растет и развивается ребенок, оказывает на него сильное психологическое воздействие, постепенно формирует его нравственно-эстетические потребности и вкусы. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а следовательно, и развитие его личности в целом.
Очень важно, чтобы музыкальное развитие ребенка, осуществляемое в дошкольном учреждении, имело естественное продолжение в домашней обстановке. Поэтому необходимо, приобщая родителей к совместным действиям по организации музыкального воспитания, постепенно вызывать у них осознанное отношение к этим действиям, убеждение в необходимости создания в семье условий, благоприятных для музыкально-эстетического развития детей.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70 % зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Но далеко еще не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность за духовное развитие своих детей и тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями нередко приходится слышать такое: «Для нас главное - накормить и одеть ребёнка». Несомненно, что наряду с другими причинами, подобное отношение родителей к детям играет определённую роль в росте среди детей негативных явлений - таких, как потребительство, равнодушие, эгоизм, жестокость и другое.

Именно семья должна формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуальную, эстетически развитую личность. Поэтому возникает вопрос о музыкально-эстетическом просвещении и самих родителей: формирование у них стойкого убеждения в важности и необходимости раннего музыкально-эстетического развития ребенка; учить родителей способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье.

Практика работы детского сада показывает, что эти вопросы в основном приходиться решать музы­кальному руководителю, а взрослому (воспитателю и родителям) от­водится роль его помощника. Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса музыкального воспитания детей, совместно со старшим воспитателем занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег и родителей воспитанников. Для них проводят семинары, где знакомят, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др. Родительские собрания в детском саду проходят в нетрадиционной форме: круглый стол, КВН, викторины и т.д. Планируют совместное проведение праздников и развлечений, проводят мастер-классы, рекомендуют специальную литературу для расширения знаний в мире искусства, консультируют по вопросам семейного воспитания. В нашем детском саду ежемесячно воспитатели готовят для родителей устные журналы, папки-передвижки, стенгазеты, выпускают буклеты. Родители ценят такую работу, поскольку им предоставляется много практического материала. Некоторые темы вопросов, которые освещаются педагогами, подсказывают сами родители.

Только такая совместная работа по музыкальному просвещению родителей дает положительные результаты. Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и родителей, личному участию родителей в некоторых сторонах педагогического процесса по музыкальному воспитанию детей в целом становится более успешной и эффективной.

Таким образом, только содержательная и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения обеспечивает необходимые условия для организации процесса музыкального воспитания, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями.

Литература:

1. Бугаева, З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. Донецк: Сталкер, 2005.

2. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. М.: Творческий центр "Сфера", 2008.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии». Ростов-на-Дону, 2008г.

4. Анцыгина, М.И. «Музыкальные вечера», Йошкар-Ола, 2004.

5. Белоус, С.В. «дополнительная образовательная программа «Гармония», Йошкар-Ола, 2006.

6. Большая Советская Энциклопедия на интернет-сайте http://www.yandex.ru

7. Интернет-сайт «Российское образование. Федеральный портал» http://www.edu.ru

Гусева М.В.

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - вот самая главная идея воспитания духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Музыка является тем видом искусства, который особенно активно воздействует на внутренний мир человека, служит символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств. А песня, как наиболее доступный и понятный для маленьких детей вид искусства, выступает в роли посредника (проводника) между ребёнком и культурой. Усвоение ребёнком нравственных норм, которые распространяются на взаимодействие с людьми начинается с песни. Постигая красоту в музыке, внутренне переживая её, ребёнок учится ценить её и в жизни, и в человеческих отношениях.

В нашем дошкольном учреждении духовно-нравственному и патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства - сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, поскольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических, интегрированных занятия, как её лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причём те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Дети с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. А народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - словом обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяет выбирать наиболее яркие его образы. Все народные песни, а так же народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности, игре ребят на музыкальных инструментах, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску. Исходя из всего этого, стараемся добиваться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, и т. п., активно включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям.

В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Это делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его.

Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Духовно-нравственное воспитание ребёнка-дошкольника - это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. «Мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

В мелодии этой песни (песня неизвестного автора «Рядом с мамой») звучат любовь и ласка, уверенность в защите и гордость, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня В. Цветкова «Пять февральских роз»). Очень верно подметил русский писатель Ю.А.Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери».

В продолжении этой темы хочется отметить ещё один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Рассказываем детям, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия), потому что он действительно очень красив. Очень важно сделать это умело, в доступной для детей форме, чтобы чувство прекрасного создавало у них определённое настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нём. Ребёнок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе - ещё одно из слагаемых патриотизма и нравственности. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, (чувство радости, грусти, нежности, доброты) воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость, поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям птиц и животных. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П.И.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К.Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С.С.Прокофьев цикл «Детская музыка», симфоническая сказка «Петя и волк», Э.Григ - Сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что половина всех наших воспитанников - мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Ты не бойся, мама» муз М.Протасова и «Армии салют» этого же автора. Они написаны в темпе марша и созвучны желанию ребят быть сильными, смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках Родины нельзя оставить без внимания и тему Великой победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Каждую весну мы организуем в детском саду праздничный концерт для ветеранов, устраиваем совместное чаепитие с тружениками тыла. Дети имеют уникальную возможность общения с представителями того поколения. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Итак, совместное решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, даёт ощутимые результаты. Музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни, способствуя формированию их гражданской позиции и нравственных качеств. В.А.Сухомлинский писал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Литература:

1. Кабалевский, Д.Б. Сила искусства / Д.Б.Кабалевский. - М., 1984.

2. Вендорова, Т. В. Воспитание музыкой / Т.В.Вендорова. - М.,1991.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.

4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами / А.Д.Жариков. - М., 1985.

Дмитриева С.Г.

ПОНИМАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВОСЛАВИЯ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАТЕХИЗИС

Обращение к опыту православной педагогики, к тем ценностям коими на протяжении тысячелетий жили люди, создавшие всемирно признанное великое культурное наследие, в то время, когда идет поиск духовного возрождения России - особенно актуально.

Всплеск духовного музыкально-театрального и поэтического творчества, наблюдавшийся в последнее десятилетие в православной культуре после более чем семидесятилетней советской эпохи, не случаен. Он возник на богатой ниве отеческих традиций религиозной драмы и музицирования. Из истории мы знаем о творчестве бродячих музыкантов - лирников, о лирических стихах старообрядцев, с 15 века - о культуре проникновенных духовных стихов (как жанра русского народного песенного творчества), с 17 века - о разнообразных российских кантах (духовных песнях) и псалмах, а также о бурсацком (школьном) театре 18 века. Немного ближе к нам по времени отмеченные христианской образностью произведения композиторского творчества 19-20 веков.

Православное хоровое пение, русская вокальная школа хранят богатые, уходящие вглубь веков традиции. Известно, что обучение певческому искусству у наших предков было тесно связано с освоением церковно-славянской грамоты. Сначала дети изучали буквы церковно-славянского алфавита, затем отдельные слоги и слова, которые произносили хором нараспев, затем читали тексты из Часослова и Псалтыри, которые произносили тоже нараспев в традициях богослужебного псалмодического чтения.

Тесная связь речи и пения в вокальном воспитании детей прослеживается на протяжении столетий и является одним из основных его методов. Самый естественный, а вместе с тем и самый благородный древний способ выражения молитвенных чувств - без сомнения, слово человеческое, т.е. чтение или пение. Слушая стройное, благозвучное церковное пение, в котором воедино слиты музыка и слова молитвы, душа, будто на крыльях летит в небесную даль, уносится в тот мир духовный, где раздается сладкая песнь Ангелов.

Нынешнее возрождение традиций детского религиозного творчества, характеризующегося большей, чем у взрослых людей, ролью эмоционального постижения мира, также имеет свои корни. Оно отталкивается от популярности в исторической России впечатляющих библейских, «пещных действ», от известности специфического вертепного театра, от особой культуры создания и распевания песен-колядок, от традиций разыгрывания музыкальных рождественских мистерий и пасторалей, одухотворенных особой детской открытостью к тайне, а также от практики религиозных «школьных драм» в 18-19 веках. Это является основой. А предпосылкой возрождения форм детского внехрамового музицирования стал общий духовный подъем, переживаемый ныне православием. В таких случаях детская христианская музыка воспринимается многими как форма музыкальной проповеди, музыка внелитургического общения воцерковленных детей, их родителей и тех, кто еще стоит на пороге Церкви.

Несколько лет назад в нашем детском саду «Солнышко» началась работа по применению православного подхода в духовно-нравственном воспитании дошкольников, а именно - с организации кружка «Истоки» и музыкально-театральной студии «Добрые соседи» для старшей и подготовительной групп, руководителем которых я и являюсь.

Для того, чтобы сделать занятия по основам православия как можно более привлекательными, интересными, нескучными я использую в своей работе «Детский музыкальный катехизис». На каждом тематическом занятии кружка «Истоки» разучиваю с детьми стихи и пение из Катехизиса, приобщаю к занятиям опыт воцерковленных детей, испытавших радость молитвы и обретших истинный смысл жизни.

Определившись с мнением родителей, согласовав свои действия с ними, мы наладили тесное сотрудничество с Воскресной школой при храме «Всех скорбящих Радость», с настоятелем храма протоиреем о.Александром (Михайловым).

Рассказанные детям просто, ясно и наглядно события из Священного Писания, посещение храма и участие в таинстве Причащения, сопровождаемое молитвенным пением церковного хора на клиросе, - каждое впечатление глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум. Оставляет неизгладимый след в юных сердцах, и возбужденное ими в детской душе чистое чувство, не останется бесплодным и в последующие годы - в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.

Ежегодно дети, посещающие кружок «Истоки». Принимают самое активное участие в городских музыкальных фестивалях, конкурсах, выставках художественного творчества, посвященные православным праздникам «Покров Богородицы», «Рождество Христово», «Пасха».

Совмещение работы музыкально-театральной студии «Добрые соседи» и кружка «Истоки» положительно сказывается на духовное, нравственное и эстетическое воспитание детей. За этот период было поставлено много разножанровых спектаклей, из них три музыкальных спектакля – на христианскую тематику: «Почему Божью коровку назвали Божьей», «Снежная Королева» Г.Х.Андерсена (в оригинале) и достаточно трудоемкий музыкальный спектакль К.К.Романова «Царь Иудейский».

Наши рекомендации