Образовательная траектория и её разработчик

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это инновационная образовательная программа, определенная последовательность элементов учебной деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала каждого конкретного ученика в соответствии с их возможностями, способностями, интересами, при консультирующей, координирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [3]. В сравнении с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», значение термина «индивидуальная образовательная траектория», гораздо шире, что обусловило необходимость учитывать огромное количество внешних и внутренних факторов, которые влияют на специфику образовательной траектории. К внешним факторам здесь можно отнести любые, даже спонтанные: поведение педагога и обучающихся, обстановка в коллективе и др. В качестве внутренних факторов выступают интересы, мотивы, потребности, а также эмоциональное и физическое состояние личности. Индивидуально-ориентированный подход в образовании позволяет добиться наиболее качественных результатов в обучении. Разработчик образовательных траекторий – профессионал, создающий «путь обучения», в соответствии с которым будет построено обучение новых специалистов из предоставленных образовательными учреждениями курсов, также доступных онлайн, в том числе стимуляторов, тренажеров, стажировок и т.д., разрабатывающий на их основе образовательный трек с учетом индивидуально-психологических качеств и способностей конкретного человека [2].

Образовательные траектории в онлайн-обучении.

Из приведённого выше определения становится ясно, что одним из способов представления информации разработчиком образовательных траекторий, является и онлайн-обучение. В этом и заключается перспективность данной профессии, так как весьма длительное время все проекты в данной области сводились к предоставлению доступа к видеозаписям лекций профессоров, либо электронной версии учебника. Сейчас это направление динамично развивается, оно поднялось на новый уровень, и поэтому приобрело широкую аудиторию из многочисленных пользователей онлайн-курсами сети Интернет со всего мира. В России онлайн-обучение существует давно, однако широко известные проекты пока отсутствуют. Вероятно, это обусловлено направленностью на предоставление платных образовательных услуг, что, вследствие, не приводит к охвату широкой аудитории. На сегодняшний день функционирует лишь малая часть проектов с бесплатным доступом: - образовательные онлайн-программы; - библиотеки обучающего видео; - платформы отдельных онлайн-курсов [2].

Особенности труда разработчика образовательных траекторий.

К основным функциям, которые необходимо выполнять разработчику образовательных траекторий, относятся следующие: - проектирование личностной модели самоорганизации и саморазвития; - прогнозирование самостоятельного профессионального роста с учетом личностных качеств, возможностей и ценностно-ориентированных установок; - самостоятельное занятие поиском профессионально-значимой информации; - использование в качестве источника обучения личного опыта(педагогического, социального, профессионального). В профессиональной разработке образовательных траекторий должны быть реализованы принципы результативности, динамичности, модульности, практической направленности, вариативности, массовости. В общих чертах к этапам данной деятельности можно отнести прогностический, технологический, аналитический. На прогностическом этапе происходит проектирование структуры программы самообразования и оценки педагогической деятельности. На технологическом этапе разработчик наполняет программу конкретными способами и средствами её реализации. Аналитический этап представляет собой соотнесение уже полученных результатов с ранее запланированными задачами и целями.

Наши рекомендации