Упражнения для развития восприятия и воспроизведения слого-ритмической структуры слов у ребенка с КИ
Развитие восприятия и воспроизведения слого-ритмической структуры слов (рабочие тетради №3, №4).
7.1. Назначение раздела
7.2. Как КИ передает информацию о слого-ритмической структуре слов?
7.3. Речевой материал для развития восприятия и воспроизведения слого-ритмической структуры слов у ребенка с КИ
7.4. Выбор задания и речевого материала
7.5. Подготовка к выполнению упражнений
7.6. Последовательность работы
Назначение раздела
Упражнения этого раздела направлены на формирование умения различать и воспроизводить слого-ритмическую структуру слов у ребенка с КИ. Слого-ритмическая организация речи несет информацию о длине слова, количестве слогов в слове, положении ударного слога. Эта информация очень важна при восприятии речи в шуме, поскольку она наиболее устойчива к разным искажениям. Она позволяет человеку в условиях, когда отдельные звуки речи слышны неразборчиво, восстановить недостающие части слова посредством работы мыслительных операций (механизм «сверху-вниз») и «догадаться», какое слово он слышал.
Слого-ритмическая информация относится к просодическим характеристикам речи (подробнее см. разд.10.1). Она содержится в низкочастотной части акустических речевых сигналов – до 400 Гц. Поэтому большинство глухих детей в современных супермощных слуховых аппаратах воспринимают ее. Благодаря этому у них уже до имплантации частично развивается способность выделять слого-ритмическую информацию в речи и использовать ее для слухо-зрительного восприятия речи и развития/контроля собственной речи. Развитие этого умения у глухого ребенка зависит также от того, насколько постоянно он носил СА и методики коррекционной работы. В наибольшей степени это умение развито у детей, занимающихся по верботональному методу (П.Губерина), в котором большое внимание уделяется развитию у глухого ребенка остаточного слуха в низкочастотном диапазоне.
Включение этого направления работы дает быстрый прогресс в развитии у ребенка слухового восприятия и его использования в ежедневных ситуациях общения по нескольким причинам:
1. у глухих детей в СА частично сформированы мозговые процессы анализа этих характеристик в речи.
2. эту информацию проще выделять в речи, чем информацию об отдельных фонемах, т.к. она передается хорошо выраженными акустическими признаками.
3. эта информация хорошо передается КИ.
Развитие у ребенка умения различатьслого-ритмическую структуру речи важно не только для восприятия речи на слух, но также для речеобразования. Способность ребенка правильно воспроизводить на слух слого-ритмический рисунок слов обеспечивает естественное звучание голоса, облегчает запоминание и правильное воспроизведение новых слов.
7.2. Как КИ передает информацию о слого-ритмической структуре слов?
КИ передает просодические характеристики речи, но не так детально, как это делает нормально работающая улитка. При этом разные характеристики передаются КИ по-разному. Информация о слого-ритмической структуре слов передается значительно лучше по сравнению с характеристиками, важными для определения интонации. Большинство позднооглохших пациентов способны успешно ее выделять в речи, передаваемой КИ, уже в первые часы его использования.
Упражнения для развития восприятия и воспроизведения слого-ритмической структуры слов у ребенка с КИ
Речевой материал для упражнений по развитию восприятия и воспроизведения слого-ритмической структуры словпредставлен в 2-х тетрадях:
1. «Слова и слоги». Часть 1. «Учимся различать число слогов в словах» (рабочая тетрадь №2). Включает 20 таблиц, в которых подобраны слова с разным количеством слогов.
2. «Ритм слов». Часть 2. «Учимся различать ритм слов» (рабочая тетрадь №3). Включает таблицы, в которых подобраны слова с одинаковым количеством слогов и разным положением ударного слога.
Речевой материал в тетрадях представлен 2-мя способами:
§ списки напечатанных слов,
§ картинки с изображениями предметов, их качеств или действий, которые обозначают эти слова.
Последние предназначены, прежде всего, для детей с низким уровнем языкового и речевого развития. С учетом этого подобраны и слова в первые таблицы каждого блока. Под картинками напечатаны соответствующие слова, что способствует лучшему запоминанию слова ребенком. Эти подписи также используются для развития у ребенка произношения слов и слухо-артикуляторного контроля при выполнении упражнений. В каждом блоке сначала идет таблица с напечатанными словами, далее эти же слова представлены в виде иллюстраций. Поскольку не для всех слов можно подобрать понятные картинки, то количество картинок меньше, чем число слов в соответствующей таблице.
В словах рабочей тетради №3 отмечено положение ударного слога, чтобы при выполнении упражнений с этими словами у ребенка формировались также представления о ритмической структуре слов. Однако материал для целенаправленных упражнений по восприятию и воспроизведению ритмической структуры слов представлен в тетради №4.
Речевой материал структурирован таким образом, что он позволяет сформировать у ребенка с КИ:
1. умение различать длительность звучания слова,
2. умение различать количество слогов в слове,
3.умение воспроизводить (с помощью движений – рук и органов речеобразования) слоговой рисунок слова при восприятии на слух,
4. умение различать и воспроизводить слого-ритмический рисунок слов,
5. начальные навыки слухового контроля интонационно-ритмических характеристик своей речи,
6. умение узнавать слова с опорой на их слого-ритмическую структуру при закрытом выборе,
Упражнения с этим материалом также способствуют:
1. развитию слухоречевой памяти,
2. накоплению слуховых образов разных слов в памяти,
3. расширению пассивного и активного словаря.
Речевой материал этих тетрадей может дополнительно использоваться для развития у ребенка с КИ:
1. умения узнавать слова при закрытом выборе без опоры на их слого-ритмическую структуру,
2. слухоречевого внимания,
3. слухоречевой памяти,
4. умения опознавать слова при открытом выборе.