Как и где можно рассказать о полученных данных, как их использовать?

Что такое дискуссия? Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение проблемы, чтобы вместе найти ее решение. Ключевое положение в проведении дискуссии – это аргументация своей позиции и умение соотнести ее с позициями других участников. СЛОВО ИСТОРИКАМ.

Для проведения обсуждения вспомним правила дискуссии. Карточки на столе. Каждый может зачитать. 1. Правило уважения человека, его точки зрения или мнения – это основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть и тем более не оскорбить. 2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Все придерживаются закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Выступающих не перебивают. 3. Правило «свободного микрофона». Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать микрофон слово любому участнику дискуссии. 4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно держать «в одних руках» не дольше 2-х мин. За это время нужно успеть сказать главное. 5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументировано. Лучшие аргументы – факты и логика. 6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Выступающие говорят внятно и понятно, не искажая фактов и слов (высказываний) других людей. 7. Правило поднятой руки. Если ты хочешь высказаться или дополнить выступающего – подними руку и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

3. В центре дискуссии – заданная или выбранная острая тема или проблема,в обсуждении она предстает как серия вопросов открытого типа,которые могут быть или предложены организаторами, или разработаны участниками.

Тема нашей дискуссии –«Образ учителя в современном мире» Цель обсуждения – сформировать положительный образ современного учителя; определить черты его профессиональной привлекательности в обществе.


4. Этапы совместной работы в дискуссии.

1. Мотивационный этап. В начале дискуссии важно побудить участников к разговору, например, через предъявление полярных, взаимоисключающих мнений. Мотивировать на работу в группе можно с помощью вводных игровых заданий и разминок. Постановка серии острых вопросов для раскрытия темы в обсуждении, можно включить заранее подготовленное выступление, использовать результаты социологического исследования в качестве зачина(«крючок»).

ТЕМА нашей дискуссии – «Образ учителя в современном мире» Тема многогранная, сложная, нужно выделить ее аспекты…

сформулировать тезисы, подготовить конкретные вопросы и задания дляобсуждения темы.

1 чтец: В качестве зачинапредлагаем вашему вниманию фрагмент бессмертной комедии«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина – литератора екатерининской эпохи. Комедия «Недоросль», написанная в 1782 году, вызвала огромный общественный резонанс, читалась и изучалась всеми последующими поколениями – от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы непреходяще. Недоросль – это молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали документов, разрешающих вступление в брак. Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII века в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: недоросль Митрофанушка и его мать – барыня-крепостница госпожа Простакова. В воспитании Митрофана она лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём.

2 чтец: Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике – обличению традиционного дворянского воспитания и образования, злонравия, «дикости» провинциального дворянства. Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Правдин, Вральман, которые стали нарицательными). Огромную популярность комедия получила из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, благодаря живости диалога, сатире, ярким образам отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения); многие цитаты быстро перешли в пословицы.

1 чтец: Некоторые действующие лица комедии «Недоросль»

Простаков– помещик, глава семейства. Человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене. Не умеет читать.

Госпожа Простакова –жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает о её наследстве. Дворянка, считает, что ей всё позволено.

Митрофан –сын Простаковых. Безразличный ко всем вокруг, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. Ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Отличается невежеством и ленью.
Цыфиркин –отставной сержант, малообразованный солдат, учитель Митрофана, немного знает арифметику и разбирается в расчетах.

Вральман –немец, бывший кучер, но выдает себя за ученого.Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле, только мешает другим учителям.

Итак, Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль». Комедия в пяти действиях. Картина 3, явления 6-е, 7-е и 8-е .

Инсценирование фрагмента.

Мы совершили своеобразный художественно-исторический экскурс в 18 век благодаря пьесе Фонвизина. Наглядно предстали сатирические образы ученика и учителей. Кто хочет высказаться по этому поводу? Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается. Причина такой деградации – в том числе, в неправильном, уродующем воспитании.
Обратимся к истории, опыту прошлого. СЛОВО ИСТОРИКАМ. Информационные сообщения участников дискуссии по теме «18 век – век просвещения. Педагогические идеи В. Н. Татищева».

Уточняются вопросы для обсуждения проблемы «Образ учителя в современном мире».

Определение понятий (в рамках обсуждаемой темы), выбор методов и приемов как инструментов проведения дискуссии (инструкции). Разработка кейса (понятия, аргументы, контраргументы).

Для того, чтобы обсуждение было содержательным, на подготовительном этапе участники подбирают и изучают литературу по теме.

Работа с цитатами.На столе карточки с цитатами, их можно зачитать и прокомменировать.

В обсуждении темы цитируйте в ответ! Не пытайтесь поправить, если не уверены в своем знании цитаты, ответьте: «Мне поэтому поводу вспомнилась другая цитата...»

Организатор может предложить несколько тем для обсуждения, однако продуктивнее, если тезисы и вопросы сформулируют сами участники.

Для работы над формулировкой тезисов можно создать несколько групп, которые используют метод мозгового штурма. После определения тезисов все участники дискуссии выбирают понравившиеся для обсуждения.

Например, какие черты наиболее устойчивы в позитивном имидже учителя в современном образовании?

Например, какие представления о современном учителе наиболее отражают понимание его роли в обществе?

Работа в группах. Делимся на 3 группы.

Инструкции для работы в группе. Портрет/профиль современного учителя. Каким должен быть/каким может стать современный учитель? Какие личностные и профессиональные качества определяют профиль современного учителя? Задание: создать набор ключевых личностных и профессиональных качеств и навыков современного педагога, распределив по значимости, или группам-кластерам. Обосновать/аргументировать необходимость предложенных характеристик педагога, их значимость.

1. продумайте, какие аргументы будете использовать, чем данный аргумент подтверждается (есть ли примеры, иллюстрирующие данное положение);

2. что команда оппонентов сможет противопоставить данному аргументу, существует ли контраргумент.

Представители от каждой группы поочередно выдвигают тезис/необходимое качество и аргумент.

Метод дискуссии – распределение ролей в обсуждении Элементы деловой ролевой игры – эксперт, ведущий и др. Они должны обладать определенным опытом и навыками. Знать предмет и технологии обсуждения.

Выбираем экспертов (получают инструкции).

Инструкция для экспертов:

1. могут попросить уточнить высказывания, объединять схожие идеи, заострять противоположные мнения, выдвигать оригинальные подходы, задавать продвигающие вопросы, резюмировать;

2. отслеживать участие команд и отдельных участников в обсуждении – активность, содержательность, обоснованность).

3. Ведущая роль в выработке общего решения: Современный учитель – какой он?

Работа в группах.

Собственно ДИСКУССИЯ

Выделить необходимые качества, рекомендуется записать в подготовленную таблицу «Качества современного учителя», например:

Умение управлять собой

Осознание цели

Умение решать проблемы

Наличие творческого подхода

Влияние на окружающих

Знание правил организаторской работы

Организаторские способности

Умение работать с группой

Навыки, необходимые для того, чтобы перечисленные качества были присущи …

Навыки общения и взаимодействия Навыки самооценки и понимания партнера

Навыки управления эмоциями Навыки принятия и исполнения решений

Навыки работы с информацией Навыки творчества

Этап подведения итогов

По окончаниюдискуссии следует составление резюме, решения (действенной форме).

1. принять общее, согласованное решение по обсуждаемой позиции (3-5 мин.):

2. сообщить, почему принята такая позиция;

3. осталось ли особое мнение в группе.

Слово экспертам

Этап рефлексии

Примерные вопросы для оценки результатов дискуссии

Чьи выступления вам запомнились, понравились? Чем? Почему?

Какие вопросы или высказывания вызвали «мыслительное затруднение»? Почему?

Были ли отходы от основной темы, сужение темы? Почему?

Как вы оцениваете общую культуру участников? В чем она проявилась?

Что бы вы предложили по совершенствованию дискуссии?

Достигнута ли главная цель обсуждения?

Как и где можно рассказать о полученных данных, как их использовать?

Дискуссия поможет привлечь внимание к актуальным проблемах общества; выработать общее мнение по этим проблемам; побудить к практическим действиямпо изменению ситуации, ее улучшению, реализации социально-значимого проекта.

Заключительная частьОбсуждалась важная, социально-значимая проблема, потому, что учитель – это ключевая фигура в развитии общества. Позитивный положительный образ современного учителя будет способствовать гуманизации российского образования.

Дискуссия интересна тем, что трудно заранее определить, как она развернется, какие мнения будут преобладать: многое зависит от состава участников дискуссии, психологического настроя, социальной ситуации. Благодарим за активное заинтересованное участие!

Переходим к праздничной части нашей встречи, посвященной Дню учителей.

Песня ___________________________________________

Танец ____________________________________________

Фрагменты видео_________________________________

Наши рекомендации