Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. в курсе истории в вузах
Отечественная война 1812 года – одно из наиболее ярких и героических событий российской истории. Приближающийся юбилей – 200-летие Отечественной войны, - позволяет по-новому осмыслить это поистине этапное событие, оставившее глубокий след в сознании многих поколений, повлиявшее, безусловно, на весь дальнейший ход нашей истории. Именно тогда, по справедливому заключению современного исследователя А.Н. Сахарова, Россия стала той великой европейской и мировой державой, которая вплоть до гибели империи являлась мощным и долговременным фактором мировой политики, даже, несмотря на свое общее цивилизационное отставание.
Трудно найти в российской (по крайней мере, дореволюционной истории) другое событие, так заметно повлиявшее на рост национального самосознания народов, консолидации всего общества. По степени накала народной борьбы, твердого осознания необходимости защитить Отечество события 1812 года перекликаются, главным образом, с противостоянием 1612 года. Когда речь идет о современной истории, аналогии, естественно, напрашиваются с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., когда вновь встал вопрос о существовании самого государства и народа.
Изучение событий Отечественной войны 1812 года имеет огромное воспитательное воздействие на молодое поколение, учит его сопереживать, быть сопричастным к родной истории, испытывать гордость за ее героев. Как в школьном, так и вузовском курсе отечественной истории война 1812 года, безусловно, должна занимать достойное место. К сожалению, сложившаяся в последние годы тенденция к неуклонному сокращению аудиторной нагрузки в высших учебных заведениях, ориентация в программах на возрастание удельного веса самостоятельной работы студентов может привести в дальнейшем к поверхностному и формальному усвоению курса истории молодыми людьми. Даже яркие и значимые события российской истории могут остаться «в тени», не вызывать у молодежи глубокого осмысленного отношения, эмоциональных переживаний.
Одной из слабых сторон обучения в современных вузах является недостаточная воспитательная направленность учебных дисциплин, в частности, истории, которая играет важнейшую роль в формировании у студентов базовых мировоззренческих ценностей. Между тем, еще раз подчеркнем, что изучение событий Отечественной войны 1812 года имеет важное воспитательное, мировоззренческое значение, поскольку именно такого рода сюжеты национальной истории составляют основу исторической памяти народа.
Высокий патриотический порыв народных масс, героические усилия армии, глубоко продуманные действия блистательной плеяды полководцев, - эти и другие факторы, приведшие к победе России над наполеоновской Францией, - будут всегда вызывать интерес в обществе. Об этом свидетельствует поток публикаций, - научных, научно-популярных, публицистических статей, книг, брошюр, посвященных Отечественной войне. Казалось бы, события 1812 года – предмет наибольшего числа исследований по сравнению с любым другим событием в тысячелетней истории дореволюционной России, - как справедливо заметил историк Н.А. Троицкий. На первый взгляд, трудно написать что-то принципиально новое об Отечественной войне 1812 года, когда ей уже посвящено более 10 тысяч книг и статей, введены в оборот многие документальные материалы, защищены многие кандидатские и докторские диссертации и т.п. Однако по-прежнему тема востребована обществом, выходит масса интересных работ, особенно в региональной историографии, в частности, на Южном Урале. В связи с приближающимся юбилеем поток публикаций, без сомнения, будет только расти.
В курсе отечественной истории в вузах следует уделять пристальное внимание всем основным аспектам войны 1812 года: предпосылкам и причинам, ходу боевых действий, анализу основных военных операций, роли и места партизанского движения, итогам, значению и последствиям для дальнейшего развития как нашей страны, так и европейского континента в целом. Нет необходимости подчеркивать, насколько насыщенным эмоционально должен быть рассказ преподавателя. При этом необходимо избегать чрезмерной конкретизации учебного материала, его информационной перегруженности.
При рассмотрении ключевых событий войны преподаватель может использовать такой методический прием, как «рассказ от очевидца» в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении истории, или доктрины антропологического подхода. Этот прием позволяет глубже передать позицию конкретного исторического деятеля в решении стратегически важных вопросов. Наиболее наглядный пример в этой связи – поведение и позиция М.И. Кутузова на военном совете в Филях. Студенты могут представить себя на месте главнокомандующего и попробовать оправдать (или осудить) действия Кутузова, взявшего на себя колоссальную ответственность за оставление Москвы. Подобная форма работы предполагает хорошее владение студентами фактического материала и по возможности привлечение источников.
Патриотический подъем российского общества в 1812 году особенно убедительно можно передать на примере развертывания партизанского движения, изучения подвигов героев-партизан. Эту важную сторону Отечественной войны можно рассмотреть в рамках подготовки студентами докладов на практических занятиях, защиты рефератов, разработки компьютерных презентаций.
Современные средства обучения дают широкие возможности использования наглядного материала. Богатый и разносторонний иллюстративный материал можно привлекать при рассмотрении самых различных аспектов войны: военно-стратегического, дипломатического, социально-экономического и т.д. При разработке лекций преподавателями или подготовке студентов к семинарам можно разработать не просто компьютерную презентацию в форме привычных слайдов, но и использовать отрывки из документальных и художественных фильмов, продумать музыкальное сопровождение. Это, безусловно, усилит восприятие и усвоение темы, сделает его более ярким и запоминающимся. Навыки разработки презентаций в особенной степени необходимы студентам, обучающимся в педагогических учебных заведениях по специальности «История», поскольку будущие учителя, таким образом, приобретают профессиональные качества. Это вполне соответствует утвердившимся в последнее время принципам компетентностного подхода в обучении студентов высших учебных заведений. Особенно уместно и выигрышно использовать иллюстративный материал при прохождении тем, связанных с историей культуры XIX века. Ведь на протяжении всего столетия культура нашей страны в значительной степени развивалась под влиянием Отечественной войны 1812 года.
Многие ключевые аспекты войны можно рассматривать в историографическом и источниковедческом разрезах. Учитывая наличие и доступность массы фундаментальных исследований по нашей теме, преподаватель может предложить студентам изучить историографию не всей Отечественной войны, а ее отдельных событий или явлений, например: «Военная и дипломатическая деятельность М. И. Кутузова в исследованиях российских ученых», «Итоги Бородинской битвы в оценках отечественных и зарубежных историков», «Партизанское движение в Отечественной войне 1812 г. в советской и современной историографии». Студентам-историкам такого рода проблемные темы можно предложить для написания курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом, исследуя историографические темы, студенты должны акцентировать внимание на дискуссионных вопросах, рассматривать различные, порой диаметрально противоположные, точки зрения, уметь сформулировать и отстоять собственную позицию.
При исследовании истории Отечественной войны в рамках курсовых работ и дипломных сочинений нельзя оставлять без внимания еще один важный аспект – методический. Студентам нужно хорошо владеть материалом о методических приемах, формах и методах обучения при прохождении событий Отечественной войны 1812 года в школьном курсе истории. Поэтому необходимым компонентом выпускной квалификационной работы студента-историка, будущего педагога является методический раздел. Он, в свою очередь, может быть построен в форме собственной разработки школьного урока, внеурочного мероприятия по теме исследования, анализа школьных учебников и т.п.
Особое место при рассмотрении событий войны 1812 г. занимает региональный аспект. Хорошо известно, в частности, об активном участии башкирских и оренбургских казачьих полков в войнах против наполеоновской Франции. Темы, затрагивающие региональную историю, можно предложить студентам, проявившим интерес и склонность к научно-исследовательской деятельности. В этом случае можно воспользоваться документальными материалами из региональных архивов (вплоть до введения в оборот новых источников), что, безусловно, значительно усилит элемент новизны в исследовательской работе.
Изучение героических событий Отечественной войны студентами не должно ограничиваться рамками учебных занятий. Юбилейная дата дает прекрасную возможность планирования разного рода внеучебных мероприятий, - научных конференций, «Круглых столов», методических семинаров, викторин, интеллектуальных игр и т.п. Некоторые студенты работают в рамках научных лабораторий, а также сотрудничают с клубами исторической реконструкции. Студентам старших курсов вполне по силам написать статью об Отечественной войне для вузовской или региональной прессы, обсудить юбилейное событие в Интернет-форумах, выступить на радио или телевидении.
Таким образом, события Отечественной войны 1812 года всегда будут вызывать повышенный интерес в обществе и внимательно изучаться в курсе российской, всемирной и региональной истории как в общеобразовательных, так и высших учебных заведениях. Преподавателю важно в этой связи привить интерес и уважение молодых людей к ярким, героическим страницам нашей истории, научить испытывать гордость за своих далеких предков.
О.Ф. Васильева,
учитель лицей « Содружество», г. Уфа,
Н.М. Бобылева,
к.и.н., доцент ИРО РБ