Тема 13. Тактика обыска и выемки.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию в интерактивной форме необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.
Вопросы:
1. Понятие, задачи и виды обыска.
2. Тактика проведения обыска.
3. Понятие и задачи выемки.
4. Тактические особенности проведения выемки.
Темы докладов:
1. Понятие, виды и задачи обыска.
2. Общие тактические особенности проведения обыска.
3. Тактические особенности обыска в помещении и на участке местности.
4. Тактические особенности личного обыска.
5. Применение технических средств при производстве обыска.
Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач».
Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и сущность тактики обыска и выемки; определить основные требования и тактические приемы проведения данных следственных действий; понять, в чем значение и содержание обыска и выемки. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение планирования, организации, тактики проведения различных видов обыска и выемки, составление протокола обыска и выемки и оценки его результатов.
Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.
Преподаватель раздает студентам задачки из упражнения «задачи». Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно.
По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.
Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).
Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов группе, наиболее развернуто и точно решившей представленную задачу.
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое /техническое оснащение:
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001*;
Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005*.
Подготовка к занятию по теме «Тактика обыска и выемки» предполагает изучение вопросов, связанных с процессуальной и криминалистической характеристикой обыска и выемки.
Обыск - следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещений, местности и иных объектов, а также отдельных граждан с целью обнаружения и изъятия следов, орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела.
Классификация видов обыска проводится по различным основаниям:
по объекту: обыск помещений, личный обыск, обыск участков местности, обыск транспортных средств;
по последовательности проведения: первоначальный обыск, повторный обыск;
по времени: одновременный обыск, разновременный обыск.
Различают четыре стадии производства обыска:
подготовительная (предварительная) заключается в прибытии следственно-оперативной группы к месту обыска, проникновении на обыскиваемый объект и проведении мероприятий, обеспечивающих нормальный ход обыска;
обзорная стадия заключается в обходе помещения или участка местности, подлежащего обыску, во время которого следователь непосредственно знакомится с обстановкой, намечает план обыска, окончательно распределяет обязанности между участниками, принимает решение об использовании технических средств;
детальная стадия включает в себя непосредственно поиски объектов, интересующих следствие;
фиксация результатов обыска заключается в составлении протокола, планов и схем обыскиваемых помещений или участков местности, использовании фотосъемки и видеозаписи как средств фиксации.
К тактическим приемам обыска относятся: последовательный и выборочный методы исследования; одиночный и групповой поиск; совместный или раздельный поиск; параллельное и встречное обследование; сплошной или частичный поиск; обследование без нарушения и с нарушением целостности проверяемых объектов; метод сравнения однородных предметов или участков.
Основным средством фиксации хода и результатов обыска является протокол обыска, в котором подробно излагаются сведения о найденных предметах и места их обнаружения. В тех случаях, когда изымаются ценные бумаги, сберкнижки, сертификаты, аккредитивы, сохранные свидетельства, называются реквизиты этих документов.
При обнаружении тайников описываются их устройство и размеры.
В заключительной части протокола указывается, что было изъято, как упаковано и чем опечатано, кому и что было передано на ответственное хранение.
Порядок обследования при обыске и места тайников могут быть зафиксированы на плане и схеме. В необходимых случаях в этих же целях используют фотосъемку, видеозапись.
Выемка - это следственное действие, заключающееся в изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно установлено, у кого и где они находятся.
Выемка отличается от обыска тем, что в процессе ее производства изымаются заранее известные определенные предметы, местонахождение которых также заранее известно, в связи, с чем при производстве выемки отсутствуют элементы поисковой деятельности.
Выемка производится по мотивированному постановлению следователя, в котором должно быть указано, какие именно предметы и документы подлежат выемке и почему, где они находятся.
Выемка документов, содержащих государственную тайну, а также почтово-телеграфной корреспонденции производится с санкции суда.
Результаты выемки фиксируются в протоколе этого следственного действия, а в необходимых случаях и в приложениях к нему.