Социально-личностное развитие
Характеристика возрастных возможностей
В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания (малыш способен «ждать» от взрослого поведения, соответствующего конкретным жизненным ситуациям), складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, которые становятся все более социально значимыми.
Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную выразительность, ситуативную отнесенность, в дальнейшем приобретая коммуникативную направленность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первоначальное понимание слова слито с восприятием конкретной ситуации. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера (под словом «часы» ребенок понимает, например, только те часы, что висят над кроваткой). Слово вплетается в общий рисунок поведения ребенка и вместе с мимикой, жестом, взглядом, выразительными движениями составляет однословное высказывание («До свидания», «Дай», «На»).
Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуации развития ребенка. Теперь он пытается сам сказать о своих желаниях. С расширением словаря понимаемых ребенком слов взрослый получает возможность направлять его поведение с помощью словесных инструкций.
По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первых 6 месяцев жизни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету: тянет, тычет пальцем, переползает. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность (тревожность): ребенок беспокоится, когда видит, что мать долго играет с другим ребенком. Такая ревность — показатель начала формирования образа «Я».
Зарождение образа «Я» ребенка связано с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого с первого года жизни. Позитивное отношение к себе — важное эмоциональное состояние, основа для нормального развития личности. Негативное отношение — результат дефицита эмоционально-положительного общения ребенка и взрослого в самый ранний период жизни. В дальнейшем это может привести к неблагоприятному ходу личностного и социального развития, появлению устойчивой тревожности, неуверенности в
себе, иногда агрессивных реакций. Поэтому обеспечение эмоционального комфорта, приводящего к формированию позитивного отношения к себе, — исключительно важный момент воспитания младенца.
Образовательная область «Социализация»
Образовательные задачи
От рождения до 3 месяцев:
— вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого, использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении, ласково разговаривать с младенцем, улыбаться, нежно гладить, брать на руки;
— способствовать возникновению улыбки в ответ на улыбку взрослого;
— способствовать появлению разнообразных активных действий в качестве средств общения — отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица и т.д. (с 2 мес. жизни);
— формировать «комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым (к 2,5—3 мес);
— стараться не опережать своей эмоциональностью побуждения ребенка, давать ему возможность проявить свою активность.
От 3 до 6 месяцев:
— менять типы взаимодействия с малышом: улыбка и взгляд «глаза в глаза»;
улыбка и «физический контакт» (прикосновения, поглаживания, «игра пальчиками» ребенка и пр.);
улыбка и обращение к ребенку по имени, разговор (двусторонний контакт: инициирование улыбки и двигательного оживления ребенка, попытки привлечь к себе внимание взрослого через демонстрацию себя и пр.).
От 6 до 9 месяцев:
— в процессе совместных действий взрослый должен разговаривать с ребенком, называть предметы и игрушки, с интересом рассказывать о том, что он делает;
— открыто выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям (взрослый радуется, поощряет действия ребенка улыбкой или хмурит брови, сердится, если он, например, причинил ему боль);
— в различных ситуациях «озвучивать» чувства самого ребенка («Маша радуется, что уточка пришла к ней в гости», «Стасик устал, хочет спать»);
— кратко и конкретно пояснять все совершаемые совместные действия («Саша кушает кашу», «Динара моет ручки» и т.д.);
— в процессе общения, опосредованного предметами, способствовать возникновению потребности в совместных действиях со взрослым.
От 9 до 12 месяцев:
— в процессе ситуативно-делового общения следует вызывать интерес к окружающему (предметам, игрушкам, действиям с ними);
— обогащать ребенка новыми впечатлениями, знакомя с детьми и взрослыми;
— учитывая, что ребенок начинает негативно реагировать на незнакомых взрослых, постепенно формировать у него доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и другими людьми;
— демонстрировать доброе отношение к другому ребенку, людям, ко всему живому, поскольку у него развивается способность к подражанию;
— учить по интонации взрослого различать похвалу и порицание;
— учить адекватно реагировать в конкретных ситуациях на слова «можно» и «нельзя».
Содержание психолого-педагогической работы
Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослым, благодаря которому формируются эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность. Поэтому важно, чтобы за ребенком ухаживал и общался с ним один и тот же взрослый. Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умение почувствовать и увидеть заинтересованность в совместной деятельности (отворачивается, зажимает рот, если недоволен, подпрыгивает, проявляя радость и др.).
Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве. Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным, стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать его и познавать.