Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования

Подготовка психолого-педагогического исследования начинается с конкретизации, уточнения его проблемы, целей и задач, так как от них зависит выбор вида исследования.

В любом эксперименте должна присутствовать гипотеза Её наличие является одним из признаков тщательно продуманного и хорошо подготовленного эксперимента.

Следующий этап подготовки экспериментального психолого-педагогического исследования — подбор и апробация необходимых диагностических методик, а также выбор средств статистической обработки результатов, нужных для точного, уверенного доказательства гипотезы.

Диагностические методики в эксперименте должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценивать величину всех независимых переменных до и после эксперимента. Такие методики должны требовать минимума времени для их проведения. Желательно, чтобы все эти методики были заранее апробированы для того, чтобы проверить их, научиться правильно пользоваться ими. Во время такой проверки обычно уточняются инструкция к методике, процедура ее использования, способы обработки и формы представления получаемых результатов. Кроме того, определяется время, необходимое для полного проведения обследования всех испытуемых в экспериментальной и в контрольной группах с помощью данной методики. Этот этап может быть реализован во время написания курсовой работы.

Следующий этап —. определение времени, места и процедуры поэтапного проведения эксперимента. Время обычно выбирается таким образом, чтобы испытуемые были в нормальном, привычном для них физическом и психологическом состоянии, никуда не спешили, не были чем-то особенно озабочены. Обстановка и место проведения исследования также не должны вызывать у испытуемых не свойственной им в повседневной жизни напряженности, должны сводить к минимуму возможное действие посторонних факторов, способных повлиять на результаты эксперимента.

Процедура проведения эксперимента есть совокупность и последовательность действий, предпринимаемых исследователем для реализации принятой программы. Процедурный этап включает в себя, в частности, обеспечение нужного настроя у испытуемых, составление текста и выбор формы предъявления общей инструкции, определение характера поведения экспериментатора во время эксперимента, включая способы контроля с его стороны за действиями испытуемых.

В заключение подготовительного этапа эксперимента разрабатываются его общий план и программа. Они обычно представляют собой письменные документы, в которых определены основные этапы проводимого исследования, их последовательность, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения и ожидаемые результаты. Эти документы являются руководством к действию и одновременно выступают как средство контроля за правильностью проводимого эксперимента и прилагаются в ВКР.

Проведение эксперимента

Эксперимент начинается с пилотажного и (или) констатирующего этапа. На этих этапах собирают первичные данные, необходимые для определения уровня развития изучаемого явления. Для этого используют диагностические методики. Их данные далее систематизируют и представляют в виде таблиц, гистограмм, вводят, если в этом есть необходимость в память компьютера и обрабатывают. Если результаты эксперимента имеют не количественный, а качественный характер, то их также систематизируют, обобщают и логически обрабатывают. Результаты констатирующего этапа позволяют сделать выводы о необходимости проведения формирующего этапа.

На формирующем этапе внедряется программа, позволяющая реализовать условия, заявленные в гипотезе. Описание программы представляется в тексте второй главы; материалы, используемые на этом этапе (карточки, конспекты уроков, игровой материал и так далее) представляются в приложении.

Нередко в ходе проведения основного этапа эксперимента обнаруживаются новые, условия, неожиданные и интересные результаты, которые заранее не планировались. Их также необходимо собирать и обобщать, так как анализ подобных данных может привести к новым полезным выводам, касающимся предложенных гипотез, темы и проблемы исследования.

На контрольном, завершающем, этапе вводятся диагностические методики (чаще те же, что и на констатирующем этапе) для сбора данных, позволяющих подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Наши рекомендации