Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
Содержание практики
Задание | Виды деятельности | Форма отчетности | |
Подготовительный этап | |||
Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями. | Участие в работе установочной конференции. | Оформить в дневнике практики: -цель и задачи практики; - содержание заданий. | |
Рабочий этап | |||
1.Познакомиться с учреждением. | В беседе с представителями администрации выявить общие сведенья об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. | Привести записи беседы в дневнике, зафиксировать вопросы и ответы. Составить социальный паспорт учреждения. | |
2.Составить индивидуальный план работы. | Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить задания, порядок и срок их выполнения. Вместе с групповым руководителем определить тему и форму выступления на заключительной конференции. | Привести в дневнике индивидуальный план работы. | |
3.Познакомится с конкретным специалистом и клиентами, с которыми он работает в данном учреждении. | В беседе со специалистом (социальным педагогом, педагогом-психологом, специалистом по социальной работе) ознакомиться: · с его должностными обязанностями; · его планом работы; · особенностями группы людей, с которыми он работает. | Зафиксировать в дневнике общие сведения: § об особенностях работы специалиста; § о наличии должностных инструкций; § общие сведения о людях, с которыми он работает, об их индивидуальных особенностях и проблемах. | |
4.Познакомиться с квалификационными требованиями, предъявляемыми социальному работнику (социальному педагогу, педагогу-психологу). | В беседе с конкретным специалистом и в процессе изучения нормативно-правовой базы его деятельности определить: · его должностные обязанности в данном учреждении; · правовые основы организации и оплаты труда специалиста. · сферу применения труда специалиста. | Зафиксировать в дневнике общие сведения: § о должностных обязанностях конкретного специалиста; § о перечне его профессиональных знаний; § об основных функциях его деятельности; § об условиях работы в данном учреждении (продолжительности рабочего времени, охране труда, продолжительность отпуска, льгот); § о системе оплаты труда (размере заработной платы, льготах и компенсациях) | |
5.Изучить документацию, имеющуюся в учреждении. | На основании документов выявить проблемы клиентов, которым оказывается помощь в учреждении. | Привести в дневнике перечень всех документов, имеющихся в учреждении и перечень тех проблем, которые данное учреждение решает. | |
6.Изучить особенности взаимодействия учреждения с различными общественными и государственными организациями. | В ходе знакомства с учреждениями, планом работы, встреч и бесед с администрацией охарактеризовать основные направления и содержание взаимодействия с различными учреждения с различными организациями. | Зафиксировать в дневнике: · цель и задачи взаимодействия учреждения с различными общественными и государственными организациями; · направления взаимодействия; · формы и виды взаимодействия · трудности в осуществлении взаимодействия. | |
7.Изучить особенности делового этикета конкретного специалиста (социального педагога , специалиста по социальной работе, педагога-психолога). | Наблюдая за работой специалиста: · особенности поведения при общении с коллегами и клиентами. § Основные правила ведения деловой беседы; § особенности профессиональной речи · особенности мимики, пантомимики, эмоциональных проявлений; § особенности интерьера рабочего места; особенности внешнего вида. | Обосновать нормы делового этикета специалиста для определенного типа учреждения. | |
8.Посетить несколько мероприятий (2-3) или консультаций, приемов клиентов в учреждении. | Наблюдать взаимодействие специалиста и клиента, педагога и ребенка; выявить характер взаимодействия и стиль общения социального педагога, педагога-психолога, специалиста по социальной работе. | Зафиксировать в дневнике протоколы мероприятий, на основе которых сделать выводы о характере взаимодействия и стиле общения специалиста. | |
9.Помогать специалисту в его повседневной работе. | Выполнять конкретные поручения социального педагога или другого специалиста учреждения, с которым студент совместно работает во время практики. | Представить отзыв супервизора о работе во время практики. | |
Итоговый этап | |||
1.Обобщить полученные на практике результаты. | В свободной форме изложить в дневнике свои впечатления от практики. | ||
2.Подготовить и провести на заключительной конференции тематического выступление. | Отзыв группового руководителя и оценка по практике. | ||
Критерии оценки итогов практики:
1. Качество и объем выполнения студентами поставленных задач и предлагаемых заданий.
2. Отношение студентов к практике (самостоятельность, инициативность, творческий подход к выполнению заданий, ответственность, дисциплина, деловой этикет).
3. Своевременность выполнения всех заданий.
4. Качество содержания, своевременное представление отчетной документации.
Форма отчетности.
1. Дневник по практике, отражающий содержание и анализ выполненной работы.
2. Отчет с самоанализом деятельности.
Вопросы для обсуждения и итоговой конференции
1. В чем особенности развития и функционирование государственных учреждений социальной помощи, защиты, поддержки населения?
2. Существуют ли в этих учреждениях реальные условия для решения проблем человека и его развития?
3. Какие актуальные проблемы стоят сегодня перед социальной службой? Каков механизм их решения в современных условиях?
4. Охарактеризуйте потребность в профессии социального работника, ее место и значение для современного общества.
5. Обоснуйте роль знаний и нравственно-гуманистической подготовки специалиста по социальной работе для эффективной профессиональной деятельности?
6. Обоснуйте нормы делового этикета специалистов этих учреждений.
7. Охарактеризуйте особенности состояния здоровья, психологические и нравственные качества и способности человека, необходимые для данной профессии.
8. Определите перспективы профессии специалиста по социальной работе.
9. Оправдались ли ожидания, которые Вы связывали с практикой?
10. Какое задание было для вас самым трудным (легким), интересным (неинтересным)?
11. Чего вы ожидаете от следующей практики? Какие по желанию может высказать по поводу теоретической подготовки к практике,ее организации?
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
После прохождения практики студент первого курса должен знать:
-типологию современной системы образования и системы социальной защиты населения;
-основные направления деятельности учреждений образования и социальной защиты;
-нормативно-правовую базу деятельности социальных служб;
-функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности специалистов в соответствующих учреждениях;
Уметь:
-планировать свою работу в соответствии с задачами и содержанием практики;
-разрабатывать и проводить беседу с клиентами м специалистами учреждения;
-наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности конкретного специалиста;
-определить стиль профессиональной деятельности конкретного специалиста;
-уметь наладить контакт с клиентами и специалистами учреждения;
-уметь разрабатывать и проводить тематическое выступление, уметь заинтересовать людей.
Приложения
Приложения 1.Составить индивидуальный план работы на весь период прохождения практики.
Индивидуальный план работы
Специалист учреждения
Групповой руководитель
Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Приложения 2.Составить социальный паспорт учреждения.
Методические указания: Заполняется по результатам беседы с администрацией учреждения, социальным педагогом, социальным работником, воспитателем, экскурсии по учреждению.
1. Тип учреждения.
2. ФИО ключевых фигур.
3. Краткая историческая справка о создании и развитии учреждения.
4. Категории населения, которым данное учреждение оказывает помощь.
5. Штат учреждения.
6. Характеристика особенностей воспитательной и материальной базы учреждения.
7. Режим работы учреждения.
8. Основные направления в работе учреждения.
9. Особенности воспитательной работы учреждения.
10. Выводы.
Приложения 3.Ознакомиться с системой работы социального работника, социального педагога, психолога. Цель: формирование у студентов целостного представления о деятельности социального работника, социального педагога, психолога.
Методические указания: побеседуйте с социальным работником, социальным педагогом, психологом по следующим вопросам:
1. Каково содержание основных направлений деятельности социального работника, социального педагога, психолога? Представьте направление деятельности в виде схемы.
2. В чем заключаются его профессиональные и должностные обязанности?
3. Как планирует свою работу социальный педагога, социальный работник, педагог?
4. Как налажено взаимодействие социального работника, социального педагога, психолога с администрацией и другими специалистами учреждения?
5. Имеется ли для работы отдельный кабинет. Если да, то, каково его оснащение? (стенды, методические разработки и т.д.)
6. Какими проблемами занимается социальный педагог, социальный работник, психолог в данном учреждении? Почему?
7. Какие формы и методы он практикует в своей профессиональной деятельности?
8. Налажено ли сотрудничество социального работника, социального педагога, психолога с общественностью, учреждениями микрорайона школы, клубами по месту жительства? Какими? Составьте карту-схему взаимодействия социального работника, социального педагога, психолога с другими социальными институтами.
9. Как выстраивает социальный работник, социальный педагог, психолог свои взаимоотношения с родителями детей, находящихся в учреждении?
10. С какими проблемами обращаются клиенты к социальному педагогу, социальному работнику, психологу? Какую социально-педагогическую помощь он им оказывает (разрешение конфликтов и конфликтных ситуации, налаживание взаимоотношений с родителями, сверстниками, защита прав ребенка и др.)
11. К каким методам и формам социально-педагогической помощи чаще всего прибегает социальный работник, социальный педагог, психолог консультирование, индивидуальные беседы, разъяснения, тренинги, круглые столы и др.).
12. Как налажена работа социального работника, педагога, психолога с детьми-инвалидами, больными детьми, не посещающими школу (если такие дети есть)? С детьми-сиротами? Через какие формы она осуществляется?
13. Каких принципов в своей профессиональной деятельности придерживается социальный работник, социальный педагог, психолог? От чего, с его точки зрения, зависит успех работы?
14. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный работник, социальный педагог, психолог (недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие необходимой научно-методической литературы, отсутствие нужного контакта с администрацией школы, нет четкого разделения функциональных обязанностей социального педагога, школьного психолога и организатора по воспитательной работе)?
15. Сколько лет в должности социального работника, социального педагога, психолога?
Результаты беседы с социальным работником, социальным педагогом, психологом отразить а дневнике.
Приложения 4.Ознакомление с опытом работы социального педагога, социального работника, психолога с различными детей.
Методические рекомендации: для выполнения задания используйте различные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение личных дел учащихся и др.
1. Какие категории и сколько детей и подростков выделяют в своей работе социального педагога, социального работника, психолог?
2. Как социальный педагог, социального работника, психолог выстраивает свою работу с этими категориями детей?
3. Сколько детей стоит на учете в ИДН?
4. Какая социально-педагогическая помощь оказывается детям разных категорий?
5. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог, социального работника, психолог в работе с детьми разных категорий?
6. Налажена ли сотрудничество социальный педагог, социального работника, психолога с другими сотрудниками учреждения? Какую помощь они ему оказывают?
7. Какая профилактическая работа проводиться социальным педагогом, социальным работником, психологом в учреждении и за пределами?
8. Какие рекомендации по улучшению работы в данном направлении вы можете дать?
Приложение 5. Охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения, конкретного специалиста.
1. Методические указания: в ходе беседы с администрацией, социальным педагогом, социальным работником, психологом познакомиться и проанализировать положения и другие нормативные акты, регламентирующие деятельности учреждения.
Представьте их в виде схемы-таблицы
Приложение 6.Самоанализ результатов непрерывно ознакомительной практики по социальной работе
1. Выполнение индивидуального плана(объем,качество,строки)
2. Осознали ли вы цель прошедшей практики?
Какие основные задачи решались в ее период?
3. Какое отношение у вас сложились в процессе прохождении практики:
-к педагогике и психологии;
-к избранной специальности в целом.
4. Чем вы руководствовали в большой мере при выполнении заданий практики, при подготовке к воспитательному мероприятию:
a. Указаниями и консультацией группового руководителя
b. Советами конкретного специалиста;
c. Теоретическими и методическими источниками (учебниками, пособиями и т.д.);
d. Собственным творческим подходом.
5. С какими трудностями вы столкнулись в процессе прохождения социально-педагогической практики, в чем их причина, каковы на ваш взгляд пути их устранения.
6. Что наиболее эффективно удалось реализовать в ходе практики? Почему?
7. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики?
8. Общие выводы о практике, ее значение в вашем становлении как специалиста.
9. Ваше предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
Кафедра социально-медицинских дисциплин
Дневник практики
Студент_________________________________________________________
Специальность_________________________________________________
Факультет________________________________________________________
Курс_____________Форма обучения____________________________________
Направляется на _________________________________________________
С______________ по_________________________
Курсовой руководитель практики________________________________
Прибыл на практику__________________________________________
Выбыл из учреждения___________________________________________
Образец
Задание 1.Познакомиться с учреждением.
Цель:выявить общие сведения об учреждения, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения.
Методика выполнения. Беседа с представителями администрации. Изучение документации учреждения.
Анализ полученных данных. В процессе беседы с директором центра было выявлено, что данное учреждение было создано в …… на основе постановления…. В структкре учреждения имеются следующие отделы:…..
Вывод:
Задание 2.Изучить особенности взаимодействия учреждения с различными общественными и государственными организациями.
Цель:
Методика выполнения.
Анализ полученных данных.
Вывод.
Отчетная документация по практике
(все виды практик)
По окончании любой практики студент сдает на кафедру следующую документацию:
№ п/п | Документ | Кто выполняет |
1. | Дневник прохождения практики | Отражается выполнение программы практики. Ведется в течение всего периода практики под контролем руководителя практики от организации. |
2. | Письменный отчет о выполнении программы практики | Анализируется вся выполненная работа. Подписывается: -студентом. -непосредственным руководителем практики от организации. -утверждается руководителем (заместителем руководителя)организации. |
3. | Отзыв руководителя практики от организации о работе студента | Оформляет в письменном виде непосредственный руководитель практики от базы практики |