Рекомендации по оформлению дневника педагогической практики
Рекомендации по учебной ознакомительной практике для студентов
В группы
Тематический план освоения программы учебной ознакомительной практики
Коды профессиональных компетенций | Темы практики | Кол-во часов |
ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 2.1,ПК 2.3, ПК 2.7, ПК 3.1, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 4.1, ПК 5.3 | 1. Инструктивное совещание. Задачи, содержание учебно-ознакомительной практики. | |
2 Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей». ДОУ № 426 | ||
3. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад компенсирующего вида» № 831 | ||
4. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад» № 453 | ||
5. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад комбинированного вида» ДОУ № 1598 | ||
6. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «центр развития ребенка» ЦРР № 2721 Итоги ознакомительной учебной практики (совместное собрание студентов, сотрудников дошкольного образовательного учреждения и преподавателей колледжа). | ||
Итого: |
Содержание учебной ознакомительной практики
Й день (6 часов)
Тема: «Инструктивное совещание. Задачи, содержание ознакомительной практики»
Инструктивное совещание проводят заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующая педагогической практикой, руководители практики, преподаватели педагогики и психологии, преподаватели учебных дисциплин.
Задачи:
1. Раскрыть студентам задачи, содержание и цели учебной ознакомительной практики;
2. Познакомить с особенностями организации учебной ознакомительной практики в ДОУ.
3. Дать методические рекомендации к проведению учебной ознакомительной практики.
4. Познакомить с руководителями (методистами) учебной ознакомительной практики.
5. Раскрыть студентам основные критерии оценки практики:
- качество выполненных заданий;
- уровень и глубина анализа, наблюдений организации педагогической деятельности в ДОУ;
- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);
- проявление собственной позиции, творчества;
- умение общаться в системе «студент – воспитатель», «студент – дети», «студент – администрация», «студент – методист».
Познакомить студентов с требованиями к отчетной документации по практике.
Отчетность по практике:
1. Дневник наблюдений с анализом посещений разных типов дошкольных учреждений, включающий материалы выполненных заданий и подписанный руководителем практики.
2. Презентации педагогических наблюдений в виде отчетов о посещении дошкольных образовательных учреждений.
3. Отчет-самоанализ по итогам ознакомительной практики (свободная форма).
Задания для студентов.
1. Подготовить вопросы для беседы с заведующей ДОУ, исходя из содержания второго дня практики.
2. Оформить дневник практики по образцу. (Приложение № 1).
3. Анализ Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 (общие положения п.1-13)
Й день (6 часов)
Тема: «Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад» (ГБОУ Детский сад общеразвивающего вида № 453)
Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад», с особенностями организации работы в данном учреждении.
Содержание работы
1. Собрать общие ведения о ДОУ ( № ДОУ, адрес, телефон, заведующая: Ф.И.О. (полностью), старший воспитатель: Ф.И.О. (полностью).
2. Изучить особенности функционирования ДОУ вида «детский сад»: количество и наполняемость групп, категория воспитанников режим работы, режим питания.
3. Обратить внимание на оформление интерьера, групповых комнат, соответствие его эстетическим требованиям.
4. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
5. Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.
6. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:
· групповые комнаты, их оборудование,
· методический кабинет, его оснащение,
· комната психологической разгрузки,
· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,
· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,
· участок детского сада (детские площадки, спортивно-физкультурный блок, опытный участок, цветники, общее озеленение)
7. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, награды.
8. Познакомить с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (ДОУ вида «детский сад»). Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.
9. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
10. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками.
Задания для студентов.
1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.
2. Подобрать методическую литературу, методические пособия для педагогов возрастных групп по направлениям физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.
Й день (6 часов)
Тема: «Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад компенсирующего вида» ( ГБОУ Детский сад компенсирующего вида № 831)
Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад компенсирующего вида», с особенностями организации работы в данном учреждении
Содержание работы
1. Познакомить с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ДОУ вида «детский сад компенсирующего вида»).
2. Изучить особенности функционирования данного вида дошкольного учреждения: штатное расписание, количество и наполняемость групп.
3. Обратить внимание на создание условий для социальной адаптации воспитанников, сохранение условии для психологической комфортности детей.
4. Записать режим работы и режим питания детского сада компенсирующего вида.
5. Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.
6. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:
· групповые комнаты, их оборудование,
· методический кабинет, его оснащение,
· комната психологической разгрузки,
· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,
· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,
· участок детского сада,
7. Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.
8. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками.
9. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Задание для студентов:
1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.
2. Проанализировать в дневнике практики особенности развивающей среды в ДОУ. (Приложение № 2).
3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.
Й день (6 часов)
Тема: «Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад комбинированного вида» (ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 1598)
Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад комбинированного вида» с особенностями организации работы в данном учреждении
Содержание работы
1. Собрать общие ведения о ДОУ.
2. Познакомить с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности (ДОУ вида «детский сад комбинированного вида»).
3. Изучить особенности функционирования дошкольного учреждения комбинированного вида: штатное расписание, количество и наполняемость групп, режим работы, режим питания;
4. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:
· групповые комнаты, их оборудование,
· методический кабинет, его оснащение,
· комната психологической разгрузки,
· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,
· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,
· участок детского сада.
5. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса: использование новых техник и технологий, современных технических средств в работе с дошкольниками.
6. Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.
7. Обратить внимание на своеобразие физкультурно оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
8. Изучение профессиональной литературы по вопросам оздоровления детей.
9. Изучение планирования работы в ДОУ
Задание для студентов:
1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.
2. Сделайте вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье, реализуются ли в предметно-пространственной среде ДОУ принципы ее построения. (См. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» М.,1993).
3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.
Й день (6 часов)
Тема: Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей» (ГБОУ Детский сад общеразвивающего вида № 426)
Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей» с особенностями организации работы в данном учреждении
Содержание работы
1. Собрать общие ведения о ДОУ ( № ДОУ, адрес, телефон, заведующая: Ф.И.О. (полностью), старший воспитатель: Ф.И.О. (полностью).
2. Изучить особенности функционирования ДОУ вида «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развитий детей»: количество и наполняемость групп, категория воспитанников режим работы, режим питания.
3. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в данном дошкольном учреждении. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
4. Познакомиться с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.
5. Изучите принципы построения развивающей среды и их реализацию в дошкольном учреждении:
· групповые комнаты, их оборудование,
· методический кабинет, его оснащение,
· комната психологической разгрузки,
· физкультурный и музыкальный зал, их оснащение,
· вспомогательные помещения (медицинский кабинет, кухня, кабинет физиопроцедур, прачечная и т.д.,
· участок детского сада (детские площадки, спортивно-физкультурный блок, опытный участок, цветники, общее озеленение)
6. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, награды
7. Изучение реализуемых программ воспитание и обучение (комплексных и парциальных) и методических комплексов.
8. Обратить внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в различных типов дошкольных учреждений.
Задание для студентов:
1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.
2. Составьте схему типов дошкольных учреждений (см. статью Широкова Т. «Многофункциональная система дошкольного образования»// Дошкольное воспитание. – 1992. -№2. – с.25-32).
3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.
Й день (6 часо
Тема: Знакомство с дошкольным образовательным учреждением вида «центр развития ребенка» (ГБОУ Центр развития ребенка-детский сад № 2721)
Цель: ознакомление с дошкольным образовательным учреждением вида «центр развития ребенка» с особенностями организации работы в данном учреждении
Содержание работы
1. Собрать общие ведения о ДОУ ( № ДОУ, адрес, телефон, заведующая: Ф.И.О. (полностью), старший воспитатель: Ф.И.О. (полностью).
2. Изучить особенности функционирования ДОУ вида «центр развития ребенка»: количество и наполняемость групп, категория воспитанников режим работы, режим питания.
3. Характеристика квалифицированных специалистов ЦРР (на основе анализа штатного расписания):
4. Изучение направлений работы по повышению квалификации сотрудников ЦРР
5. Познакомиться с основными направления воспитательной работы образовательного учреждения и основными задачами годового планаЦРР.
6. Ознакомление с сеткой занятий по реализации комплексных и парциальных программ; сетками-графиками работы узких специалистов (воспитателя по ФИЗО, ИЗО, ручному труду, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального работника); расписанием творческой индивидуальной и совместной с педагогом деятельности детей (кружковой, совместной с педагогом и индивидуальной творческой деятельности); расписанием индивидуальной профилактической и коррекционной работы.
7. Изучение необходимых условий, обеспечивающих высокий уровень интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка
8. Ознакомление с задачами, которые решаются в рамках инновационной деятельности ЦРР:
· использование современных форм организации и обучения детей: комплексные, сюжетно-тематические, интегрированные занятия; фольклорно-спортивные праздники;
· внедрение инновационных программ, новых информационных технологий (интерактивная доска, интернет-сайты, компьютерные кабинеты и т.д.) в работу ДОУ;
· реализация принципов музейной педагогики, народной педагогики, воспитание чувства толерантности, принципов инклюзивного образования ;
· использование здоровье сберегающих технологий, других инновационных технологий;
· разнообразие вариативных (нетрадиционных) форм дошкольного образования: ЦИПР, лекотека, группа кратковременного пребывания, инклюзивные формы образования, консультативно-диагностический пункт, логопункт, возрастные группы воскресного дня, семейный детский сад и т.п.
9. Характеристика интерьера ЦРР, оснащение современным оборудованием:
- кабинет заведующей;
- методический кабинет;
-кабинет психолога;
- медицинский кабинет;
-физкультурный зал;
- спортивный комплекс в игровой комнате и на улице;
- участки для прогулок детей;
-музыкальный зал;
- компьютерный зал;
- изостудия;
-зимний сад;
- музей;
-библиотека
-групповые - игровые комнаты для детей с учетом возрастных особенностей детей и др.
10. Наблюдение и анализ организации целостного педагогического процесса:
-характеристика предметно-развивающей среды ДОУ;
-подбор мебели и оборудования с учетом принципов предметно-развивающей среды;
-характеристика не только искусственных объектов, но и естественных, природных уголков;
- созданные условия для экспериментирования, проведения элементарных опытов дошкольниками;
- учет возрастных и половых особенностей детей;
-связь элементов среды между собой по содержанию, масштабу и художественному решению;
-наличие библиотеки, культурно - досуговых зон в ЦРР, кружков, традиций ДОУ.
11. Изучение сотрудничество ЦРР с социальными организациями, социальными партнерами (библиотеками, театрами, музеями, школами и т.д.)
Задание для студентов:
1. Собрать сведения для отчета о посещении ДОУ.
2. Соберите общие сведения о посещаемых дошкольных образовательных учреждениях и сделайте их сравнительный анализ.
3. Оформить результаты посещения учреждения, формулировка выводов.
4. Составить отчет по результатам ознакомления с различными типами дошкольных учреждений в форме презентации.
5. Подготовить отчетную документацию.
Приложение № 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
I страница