Проблемно-поисковые методы
Эта группа методов основывается на характере познавательной деятельности учащихся и включает в себя пять конкретных методов обучения (а не групп методов, как это было во всех предыдущих классификациях):
Информационно-рецептивный(рецепция — восприятие). Сущность его состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными способами, а учащиеся воспринимают и фиксируют ее в памяти. Средства, используемые учителем, могут быть самыми разнообразными: устное слово (рассказ, лекция, объяснение), печатное слово (самостоятельное изучение материала по учебнику), наглядные средства, практический показ учителем выполнения какого-либо упражнения. Этот метод позволяет чувственно воспринимать учебный материал. Дети смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с имеющимися у них сведениями. Такой метод, по мнению авторов классификации Н.М. Скаткина и И.Я. Лернера, является одним из самых экономных способов передачи опыта подрастающим поколениям.
Репродуктивныйметод (репродукция — воспроизведение). Информационно-рецептивный метод сам по себе не формирует у учащихся умений и навыков использования полученных знаний и не гарантирует их сознательного и прочного запоминания, поэтому учитель вынужден организовывать деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний, т. е. использовать репродуктивный метод обучения. Для этого используются разнообразные упражнения, лабораторные, практические работы, программированный контроль, различные формы самоконтроля и т. п.
Эти два метода чаще всего применяются во взаимосвязи, но
I
первый всегда предшествует второму. Вместе они способствуют формированию знаний, навыков и умений у учащихся, формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, перенос, классификация и пр.), но не гарантируют развития творческих способностей. Поэтому применяются другие методы.
Проблемное изложение.Суть его заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам ее решает, при этом показывая ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. При этом методе учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролируя ее убедительность.
Использование данного метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем определенного типа, но без умения применять их самостоятельно. Поэтому данный метод применяется, как правило, при изучении сложных учебных вопросов. Учителем могут быть использованы любые средства: слово (логическое рассуждение), текст книги, таблицы, кинофильм, магнитные записи и т. п.
Изложение материала в такой форме имеет ряд преимуществ в психолого-педагогическом аспекте:
— сообщаемый материал дается более доказательно, а зна
ния учащихся становятся более осознанными и легче
приобретают характер убеждений;
— учит учащихся мыслить, показывает им пример творче
ского поиска;
— более эмоционально и повышает интерес к процессу уче
ния.
Частично-поисковый (или эвристический) метод— способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.
Исследовательский метод— способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (понимать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода заключается в том, чтобы научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
Задания, выполняемые с использованием данного метода, должны включать в себя все элементы самостоятельного исследовательского процесса: постановка задачи, обоснование,
предположение, поиск соответствующих источников необходимой информации, процесс решения задачи, проверка полученных результатов.
При применении этого метода используются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практические работы.
Пять названных методов делятся на две группы: репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный) и продуктивные (частично-поисковый и исследовательский), а метод проблемного изложения, являясь промежуточным, может быть отнесен как к тем, так и к другим.
Все эти методы в процессе обучения реализуются в теснейшей взаимосвязи.