Порядок получения судебного решения на производство следственных действий. Последующий судебный контроль.
Судебное разрешение требуется для производства следственных действий, указанных п. 4-9,11 и 12 ч. 2 ст. 29 УПК. Так, на основании судебного решения проводятся следующие следственные действия:
o производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
o производство обыска и (или) выемки в жилище;
o производство выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
o производство личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
o производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
о наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
o наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
o контроль и запись телефонных и иных переговоров;
o получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Получение судебного разрешения на производство следственных действий условно делится на следующие этапы:
1. Следователь, дознаватель, в производстве у которых находится уголовное дело, выносят постановление о возбуждении перед судом ходатайства о выдаче разрешения на производство указанных следственных действий. Данное постановление в обязательном порядке должно быть согласовано следователем с руководителем следственного органа, дознавателем с прокурором.
2. Постановление о возбуждении ходатайства направляется в районный или гарнизонный военный суд по месту производства предварительного следствия или дознания. Представляется допустимым обращение военно-следственных органов Следственного комитета РФ в районный суд с указанным ходатайством, если по месту расследования отсутствует военный суд, или наоборот.
3. Постановление следователя рассматривается судьей единолично в судебном заседании не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства при возможном участии прокурора, следователя и дознавателя.
4. По результатам рассмотрения ходатайства судья должен вынести одно из следующих постановлений:
- о разрешении производства следственного действия;
- об отказе в производстве следственного действия.
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК, не терпят отлагательства, то указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов с момента поступления указанных процессуальных документов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК.
Целью последующего контроля за уже состоявшимися осмотром, обыском, выемкой в жилище и личным обыском закон - ч. 2 ст. 165 УПК называет проверку законности постановления органа расследования о их производстве. Она осуществляется путем изучения постановления и протокола следственного действия, представляемых в суд. Однако и в этом случае речь должна идти не только о том, вынес ли следователь такое постановление, являлось ли следственное действие не терпящим отлагательства и т.д., т.е. о соблюдении следователем формальных требований, но и о том, имелись ли достаточные фактические основания для проведения следственного действия. При отсутствии их судья признает следственное действие незаконным, а полученные доказательства – недопустимыми. Иной подход, т.е. признание следственного действия законным только по формальным критериям и с учетом полученного при его проведении положительного результата, может повлечь за собой стремление органов расследования избежать предварительного судебного контроля в расчете на успешное проведение следственного действия, под предлогом его неотложности («победителей не судят»), что во многих отношениях весьма нежелательно.