Всего принято на ПМПК детей в ходе деятельности ПМПК
Отчет о деятельности
МБКДУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия» города Соликамска
За 2011-2012 учебный год.
Одной из служб, успешно апробированной и внедрённой в городе, является психолого-медико-педагогичская комиссия.
ПМПК занимает важное место в системе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и является головной по отношению к другим службам сопровождения и высшей консультативно- диагностической службой, учёт рекомендаций которой обязателен для психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений города.
В штате ПМПК 2 ставки педагога-психолога, 2 ставки учителя-дефектолога, 2ставки учителя-логопеда, 1 ставка врача-психиатра, 1 ставка социального педагога, 1 ставка медицинской сестры, 1 ставка методиста по дошкольному образованию, 0,5 ставки врачей узких специальностей.
В текущем учебном году прошла аттестацию на соответствие требованиям предъявляемым к I квалификационной категории медицинская сестра Котельникова Е.В., на соответствие требованиям предъявляемым к высшей квалификационной категории учитель - логопед Белькова Т.С.. Заведующий ПМПК имеет высшую квалификационную категорию по должности «Руководитель», педагог-психолог Дума Т.А. имеет высшую квалификационную категорию, социальный педагог Леханова Е.И, врач-психиатр Щипунова Н.П., дефектологи Семенкина А.Г. и Журавлёва Н.Н. имеют первые квалификационные категории.
Все специалисты ПМПК прошли курсовую подготовку, имеют квалификационные категории для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Психолого-медико- педагогическая комиссия действует на основании следующих нормативных документов:
· международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка;
· указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
· Федерального Закона об образовании;
· Федерального Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· регионального законодательства;
· решений главы администрации региона;
· типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
· инструктивных писем Министерства образования РФ по вопросам организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации;
· инструкций по приему детей в специальные учреждения;
· положения о психолого-медико-педагогичекой комиссии, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от24 марта 2009 года № 95;
· устава учреждения.
С 21 декабря 2011 года на основании Федерального закона РФ от 08.05.2011г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с приказом управления образования от 07.11.2011г. « Об утверждении плана оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений в части создания бюджетных учреждений путём изменения типа существующих» изменён тип муниципального консультативно- диагностического учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия» на муниципальное бюджетное консультативно- диагностическое учреждение « Психолого-медико-педагогическая комиссия». В связи с этим внесены изменения в локальные нормативные акты, изготовлена новая печать, штамп, бланки, вывеска с официальным наименованием.
ПМПК является юридическим лицом, имеет право на самостоятельный баланс, на открытие лицевых счетов в финансовом управлении администрации города Соликамска по бюджетным средствам и средствам, полученным от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, на открытие лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета, имеет печать установленного образца, соответствующие штампы, бланки со своим наименованием, имущество на праве оперативного управления.
ПМПК в пределах своей компетенции, установленной уставом, вступает в правоотношения с юридическими и физическими лицами, заключает договоры и соглашения, выступает истцом и ответчиком в суде. ПМПК имеет план финансово – хозяйственной деятельности и муниципальное задание. Объём на очередной финансовый год по предоставлению консультативно – диагностической услуги 4565 детям. За период с 01.01.2012 – 31.03.2012г оказано услуг 2175 детям, что составляет 49%.
ПМПК расположена в здании С(К)ОШ- YIII вида № - 1 по улице 20- летия Победы, 138 и занимает 5-ть кабинетов общей площадью 124 кв.м.:
1-й - кабинет – приемная;
2-й - кабинет, где осуществляется запись детей, обратившихся в ПМПК их родителей (законных представителей);
3-й - кабинет психолого-педагогического изучения детей раннего, младшего школьного возраста, подростков (кабинет консультирования);
4-й- кабинет коллегиального заключения ( заседаний Комиссии);
5 - кабинет – заведующего ПМПК.
Основная цель ПМПК выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и ( или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и выдача рекомендаций по оказанию детям психолого - медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Для достижения этой цели в ПМПК осуществляется:
· профессиональная комплексная диагностика, направленная на выявление актуальных и потенциальных возможностей развития детей;
· выбор или изменение образовательного маршрута;
· контроль эффективности разработанных рекомендаций в отношении детей, прошедших обследование в ПМПК.
Исходя из задач, специалисты ПМПК осуществляют свою деятельность в следующих направлениях:
· Диагностическое – предполагает прием детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет с целью определения структуры дефекта и подбора или смены овательобраобразовательного маршрута. Консультативное – включает консультирование детей и их родителей (законных представителей) и других лиц по всем вопросам, входящим в компетенцию ПМПК.
· Методическое – организация и проведение методической работы с педагогами, специалистами и председателями психолого-медико-педагогических консилиумов; повышение профессионального мастерства специалистов ПМПК;
Сопровождение – контроль за выполнением рекомендаций ПМПК, отслеживание динамики развития и обучения детей через взаимодействие с ПМП консилиумами.
Работа с образовательными учреждениями города Соликамска, закрепленными за ПМПК, территориями Верхнекамья, строится на основании договоров о сотрудничестве, совместных планов работы. Прием детей из районов проводится на платной основе, что способствует улучшению материально-технической базы ПМПК и повышению заработной платы сотрудников ПМПК.
Всего принято и обследовано за 2011-2012 учебный год из территорий Верхнекамья 367 человек. Из Красновишерского района принято 66 человек, из них 32 детям изменён образовательный маршрут. Из них принято 5 детей – инвалидов. 3 человека из ДОУ, 2 человека из общеобразовательных учреждений.
Обучение по основной образовательной программе рекомендовано 1 человеку, обучение по программе С(К)ОУ- 7 вида рекомендовано 25 учащимся, обучение по программе С(К)ОУ- 8 вида рекомендовано 3 детям, программа « Особый ребёнок» рекомендована 3 детям. Принято 5 детей – инвалидов, из них 3 человека из ДОУ, 2 человека из общеобразовательных учреждений.
Из Чердынского района принято 175 человек. Детей-инвалидов принято 8 человек. Изменён образовательный маршрут 71 ребёнку, 104 человека проконсультировано.
Обучение по основной образовательной программе рекомендовано 2 детям, обучение по программе С(К)ОУ- 7 вида рекомендовано 53 детям, обучение по программе С(К)ОУ -8 вида рекомендовано 11 детям, программа « Особый ребёнок» рекомендована 3 детям, устройство в психоневрологический дом-интернат рекомендовано 2 детям.
Из Соликамского района принято 126 человек. Детей- инвалидов принято 5 человек, Изменён образовательный маршрут 55 детям, проконсультирован 71 человек.
Обучение по основной образовательной программе рекомендовано 3 детям, обучение по программе С(К)ОУ – 7 вида рекомендовано 43 детям, обучение по программе С(К)ОУ- 8 вида рекомендовано 8 детям, обучение по программам С(К)ОУ-3-4 вида рекомендовано 1 человеку.
ПМПК обслуживает три категории клиентов:
· Детей, осуществляя комплексное изучение проблем их развития и определения им индивидуального образовательного маршрута.
· Родителей (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребёнка, рекомендаций и консультирование по вопросам воспитания и обучения их детей.
· Педагогов и специалистов образовательных учреждений, организуя психолого-медико-педагогическую поддержку в их работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, обслуживаемые специалистами ПМПК, имеют различную патологию развития:
- дети с нарушениями речи;
- дети, с когнитивными расстройствами и интеллектуальными нарушениями, дети с сенсорными нарушениями;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-дети с выраженными расстройствами эмоционально-личностной сферы, дети – инвалиды с нарушениями различной этиологии.
Причинами данных отклонений являются:
· патология беременности и родов;
· органические поражения ЦНС;
· отягощенная наследственность;
· алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей;
· инфекционные заболевания у матерей (краснуха, геппатит С, герпес, корь);
· экологические факторы, вредное производство, социальные факторы, возраст родителей старше 40 лет, особенно при первой беременности.
Дети, обслуживаемые специалистами ПМПК, направляются в ПМПК дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными и коррекционными учреждениями, социальными службами, органами здравоохранения и по желанию родителей. (Схема межведомственного взаимодействия – ВСТАВИТЬ)
Основная цель ПМПК - выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и ( или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и выдача рекомендаций по оказанию детям психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Цель достигается в процессе консультативно - диагностической деятельности по следующим основным направлениям:
· Диагностическое – предполагает прием детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет с целью определения структуры дефекта и подбора или смены образовательного маршрута.
· Консультативное – включает консультирование детей и их родителей (законных представителей) и других лиц по всем вопросам, входящим в компетенцию ПМПК.
· Методическое – организация и проведение методической работы с педагогами, специалистами и председателями психолого-медико-педагогических консилиумов; повышение профессионального мастерства специалистов ПМПК;
· Сопровождение – контроль за выполнением рекомендаций ПМПК, отслеживание динамики развития и обучения детей через взаимодействие с ПМП консилиумами.
С целью упорядочения приёма и сроков обследования детей на ПМПК запись детей осуществлялась строго в соответствии с графиком предварительного освидетельствования и комплексного обследования детей дошкольного и школьного возраста. График имеется в каждом общеобразовательном учреждении и дошкольном образовательном учреждении (на сайте ПМПК solikamsk-pmpk.ucoz.ru), что позволяет выстраивать работу планово и последовательно, избегая излишней загруженности. Вместе с тем, анализ приёма детей показал, что не все общеобразовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения обеспечили явку детей на ПМПК в сроки указанные в графике, тем самым создав трудности в работе Комиссии.
Психолого-медико-педагогическое обследование детей школьного и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и ( или) отклонениями в поведении ПМПК проводит в два этапа:
· этап предварительного (консультативного) осмотра детей.
· этап заключительного (комплексного) обследования детей.
Предварительное освидетельствование детей с проблемами в развитии осуществляется с 1 сентября по 1 января текущего учебного года. Предварительное освидетельствование – это первичный, консультативный приём детей без смены образовательной программы. По итогам данной работы выдаются рекомендации по коррекционной работе с ребёнком в дошкольном образовательном учреждении с отслеживанием динамики развития и обучения. Таким образом, целью предварительного освидетельствования является выявление особенностей и уровня развития ребёнка, а результатом – выдача рекомендаций по организации коррекционной работы с ребёнком на определённый срок с отслеживанием динамики развития и обучения. Следовательно, рекомендации ПМПК в дошкольных образовательных учреждениях должны работать на качество обучения и воспитания ребёнка. На каждого проблемного ребёнка ДОУ и общеобразовательные учреждения разрабатывают ИОМ с отслеживанием динамики развития и обучения. И только в том случае повторно ребёнок направляется в ПМПК, если с ним поработали все специалисты консилиума, доказали, что действительно ребёнок не даёт положительной динамики. И эта работа проводится в рамках деятельности консилиума под контролем заместителя директора по УВР, т.е. председателя консилиума. При отсутствии положительной динамики, с согласия родителей (или законных представителей), ребёнок вновь направляется в ПМПК на заключительный (комплексный) этап диагностики с целью подбора образовательной программы, адекватной психофизическому развитию ребёнка, в сроки с 01.01 по 01. 06 .учебного года.
№ ДОУ | Приняты на базе ПМПК | Ранняя речевая диагностика | Скрининговые обследования | Массовые речевые диагностики | Школа для родителей | |
МЭДИС | Екжанова Е.А. | |||||
- | - | |||||
- | - | - | ||||
- | ||||||
- | - | |||||
- | ||||||
- | ||||||
- | - | |||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | - | |||||
- | ||||||
- | - | |||||
- | - | |||||
- | ||||||
- | - | |||||
- | ||||||
- | - | |||||
- | - | |||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
Неорг. дети | - | - | - | - | ||
Дом ребенка | - | - | - | - | - | |
ИТОГО | ||||||
За 2011 – 2012 учебный год принят и обследован 4151 ребенок дошкольного возраста. |
Всего за 2011-2012 учебный год принято и обследовано 5534 детей школьного и дошкольного возраста. Из них 4151 ребёнок дошкольного возраста. Проконсультировано и обследовано на базе ПМПК 611 детей. Из них 397 детей обследовано. Изменён образовательный маршрут 176 детям дошкольного возраста и 221 детям школьного возраста. Своевременное выявление, консультирование и комплексное обследование детей – школьного, дошкольного возраста с проблемами в развитии проводилось в ПМПК с использованием следующих форм диагностики:
- дифференциальная диагностика детей от 0 до 18 лет,
- экспресс-диагностика;
-углублённая диагностика;
-массовая ранняя диагностика детей от 0 до 3 лет для выявления нарушений умственного развития;
-скрининговая диагностика детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7лет для выделения потенциальной «группы риска»;
- массовая речевая диагностика детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет и школьного возраста от 7 до 10 лет для выявления речевых нарушений. - массовая речевая диагностика детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет для выявления речевых нарушений;
Всего принято на ПМПК детей в ходе деятельности ПМПК
(заключительная( комплексная) диагностика, массовые диагностики, «Школа для родителей»)