Каков порядок разработки, утверждения и введения образовательных стандартов
Государственные стандарты общего образования разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации не реже чем раз в 10 лет на конкурсной основе.
Введению стандартов должно предшествовать их широкое обсуждение, предусматривающее:1) обязательность опубликования в открытой печати проектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуждении, полноту представления информации о ходе и порядке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования;2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования.3)Проекты стандартов общего образования должны подлежать обязательной научно-педагогической, общественной и правовой экспертизе с целью обеспечения:методологического единства всех разрабатываемых документов; научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии;национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений; защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав.
Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативное сопровождение стандартов разрабатывается и утверждается на основе соответствующего распределения ведомственной ответственности, схема которой должна быть разработана и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации, Рособразованием, Рособрнадзором, Российской академией наук и Российской академией образования.
Необходимые региональные документы разрабатываются органами управления образованием субъектов Федерации и утверждаются в порядке, установленном Законом «Об образовании».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и сопровождающие их нормативные документы вводятся в массовую практикуобщеобразовательных учреждений Постановлением Правительства Российской Федерации не ранее чем через год после их утверждения. При этом с целью создания необходимых условий исполнения стандартов предусматривается пятилетний период мягкого введения стандартов, в течение которого требования стандартов исполняются общеобразовательными учреждениями на добровольной основе с учетом имеющихся условий осуществления образовательной деятельности.
36. Укажите, какой спектр персонифицированных и неперсонифицированных процедур оценки состояния образования предложен в Стандарте?
Система оценки – это инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ и учебных программ по отдельным предметам.
В соответствии с требованиями ФГОС общего образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки , для оценивания метапредметных, предметных и личностных результатов, для стимулирования дальнейшего формирования основных компетенций, для контроля учебной деятельности и для мониторинга готовности перехода обучающихся с первой ступени на вторую ступень обучения.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
1) комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
2) использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
3) оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
4) оценку динамики образовательных достижений учащихся;
5) сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
6) использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
7) уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
8) использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;9)использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Внешняя оценка- оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами.
Внутренняя оценка- оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, администрацией)
37. Какая стратегическая цель государственной политики РФ в области образования?
Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным требованиям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предлагает решение следующих приоритетных задач:
1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая: ранее развитие детей независимо от места их жительства, состояния здоровья, социального положения; доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи.
2. Формирование механизмов оценки качества востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах; привлечение иностранных студентов в российские образовательные учреждения; создание объективной системы оценки достижений учащихся; участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений;
4. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ : премии победителям олимпиад и творческих конкурсов, обучение талантливых, но малоимущих выпускников школ в престижных ВУЗах , развитие сети школ для одаренных детей при ВУЗах.