Симптоматика отсутствия речи
Логопедическое обследование позволит вам выявить разные уровни понимания речи — от удовлетворительного до полного непонимания. Детям с моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью и анартрией доступно выполнение проб, связанных с обобщением и классификацией лексического материала.
У детей с моторной алалией отмечается продуцирование неясного звукокомплекса, содержание которого понятно лишь в конкретной ситуации. Наибольшие трудности отмечаются при понимании предикатов.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха и моторной алалией акт предикации представляет недостаточно устойчивую вербальную единицу, не связанную со значимым компонентом данной ситуации.
У детей с сенсорной алалией, аутизмом и некоторыми сочетанными формами нарушений семантическое и смысловое понимание характеризуется крайней недостаточностью.
Слабослышащие дети и дети с сенсорной алалией при восприятии речи опираются на мимику, жест и интонацию взрослого. Система выражения глубинных семантических значений первого уровня у них не сформирована. На способность понимания речи слабослышащих детей оказывают влияние темп речи говорящего и другие просодические особенности. Наиболее трудны задания на понимание действий, выраженных возвратными глаголами и действий в сходной ситуации.
Понимание грамматических форм у безречевых детей ограничивается единичными случаями. Несформированность паради- и синтагматических связей лексических единиц говорит о недостаточном усвоении глубинных семантических значений второго уровня (понимание предлогов, уменьшительно-ласкательных существительных).
Понимание элементарной ситуативной речи и выполнение несложных инструкций у безречевых детей удовлетворительное, особые затруднения возникают при усложнении грамматического оформления высказывания. Дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией могут ориентироваться в условиях коммуникативной ситуации на примитивном уровне, дети с аутизмом не реагируют на обращение.
Слуховые функции и фонематические представления у большинства безречевых детей диффузны, отмечается нечеткость звукового восприятия, слабая ориентация в узнавании звуков. Наибольшие трудности вызывают задания на выявление направленности слухового внимания, узнавание и различение гласных звуков из ряда. Объем слухоречевой памяти крайне недостаточный у всех детей.
У безречевых детей отмечается нарушение многих высших психических функций, особенно на уровне произвольности и осознанности. Лучше справляются с неречевыми заданиями дети с моторной и сенсорной алалией и нарушением слуха. Расположение предмета в пространстве и определение его местоположения крайне затруднительно для детей с интеллектуальной недостаточностью, анартрией и некоторыми сочетанными формами нарушений (моторная алалия и дизартрия, анартрия и интеллектуальная недостаточность). Особые трудности для этих дошкольников представляют задания на соотнесение деталей с одновременным учетом цвета и формы, ориентировку в схеме тела, стереогноз.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными формами характерны хаотичные, нецеленаправленные пробы, неумение выделить существенный для данного действия признак. Грубое нарушение орального и артикуляционного праксиса выявляется у детей с анартрией и некоторыми сочетанными формами. Отмечается поиск позы при беспорядочных движениях языка и губ. Особенно трудны эти задания для детей с аутизмом.
Отсутствие речи обусловливает ряд особенностей невербальных компонентов коммуникации, вызывая их своеобразие у детей с различными клиническими формами речевой патологии. Дефицит невербальных компонентов коммуникации встречается у большинства детей.
Дети с моторной и сенсорной алалией и нарушением слуха пользуются для общения жестами и мимикой. У детей с анартрией выполнение любых движений вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, они практически не используют невербальные средства общения. Мимика детей с аутизмом малоподвижна, с характерным выражением глубокого покоя, их движения грациозны, но не коммуникативны. У некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными формами речевой патологии понимание речи подтверждается невербальными средствами: жестом, показом. Наиболее часто наблюдаются указательные и описательные жесты. В отдельных случаях дети с моторной и сенсорной алалией пользуются интонационными средствами для передачи смыслового содержания игровой ситуации.