Онтологический принцип 1–3 4 страница
В нашем варианте технологизации идеи логической формы построения организованной мысли, опирающемся на оперирование со схемами, мы выделяем предпосылку логической организации изложения мысли (для понимающего – вторичное изложение) и саму логическую организацию. Предпосылка состоит в том, чтобы различить: знаковое средство; его содержание; субъективное "прочтение" содержания; соотнесение содержания с тем, о чем ведет речь; подтверждение относимости содержания знака (знаковой структуры) с содержательностью того, о чем ведется речь; опровержение относимости; возврат знаковой структуры (знака) к статусу быть средством мышления. Так как при понимании строятся схемы и схематические изображения, то все моменты легко опознаются в оперировании со схемами (см. сх. 7).
"объект" мысли в сознании отнесение содержательное
<о чем ведется речь> содержание прочтение
объект мысли схемы схемы
вне сознания
подтверждение
опровержение устранение схема как
отнесенности символическое
содержания средство
схемы
схема вне
мышления
Схема 7
Следовательно, когда содержание "сознания" в процессе понимания как результат понимания выражается в схеме, то схема и ее содержательное "прочтение" соотносится не только с тем, что ею выражалось, но и тем, о чем ведется речь, вне самого познающего (объект познавания, анализа). Когда данное применение схемы (см. сх. 9) происходит в коммуникации, вне "контакта" с объектом, остается лишь его субъективная представленность в виде образа.
Логическая организация мышления состоит в постановке вопроса, получении ответа и действия в соответствии с типом вопроса – "какова должна быть последующая схема при следовании некоторому принципу?". Логически противоположными принципами выступают – "дополнительность" и "уточняемость". В рамках первого принципа последующая схема присоединяет новое содержание к прежнему меняя "границу" объектности, а в рамках второго – она не меняет границу и лишь конкретизирует, детализирует содержание (см. сх. 8).
меняет границы
объектного содержания
введение дополняет прежнее содержание
новой
схемы уточняет прежнее содержание
не меняет границы
объектного содержания
Схема 8
Если предпосылки логической организации мышления существуют и выполняются, то понимающий может организованно контролировать переход к более сложному содержанию, так как у него, пользующегося принципом уточнения, есть целостное понимание мысли автора и он следит лишь за введением уточнений в их последовательном прядке. Каждый шаг в уточнении ведет к новому, более конкретному и целостному пониманию. На каждом шаге может оказаться, что автор "покинул" свой объект, если его содержания перестают уточнять и начинают либо дополнять, либо создавать иное целостное представление, иное начало организованной таким образом мысли (см. сх. 9).
текст автора
сохранение
отрывки по теме "объекта"
выбор отрывка введение подтверждение
в функции отрывка статуса уточняющего
исходного в функции
уточняющего опровержение
|
смена "объекта"
Схема 9
Тем самым, логический принцип "уточнения" дает следующие типовые возможности:
· найти тип объекта;
· построить исходное, абстрактное его "выражение";
· организовать переход к более конкретному выражению;
· проконтролировать фазы конкретизации;
· избавиться от "случайных" содержаний;
· выявить фазы "развития объекта";
· проконтролировать переход автора к иному объекту мысли;
· более строго изложить версию автора;
· перейти от авторского выражения к своему и проконтролировать "начало" совершенствования мысли;
· перейти к своему объекту мысли и проконтролировать момент и причину перехода;
· выявить возможность построения "еще более" абстрактного начала мысли.
Подобная цепь возможностей дает перспективу организации процессов перехода от понимания к критике точки зрения автора, а также перехода от реконструкции содержания к реконструкции хода мысли автора.
Чем более "жестко" проводится логический принцип уточнения, тем легче осуществить проверку гипотез о роли последующих отрывков по теме, их принадлежности исходному основанию мысли автора и локализуемости в едином результате.
Использование логических принципов совместно с применением и построением схем создает не только предпосылку осознанного прихода к конечному результату, но и раскрытия самых сложных содержаний автора, а также привнесения в работу с текстом исходных форм культуры мышления, овладения всеми типовыми мыслительными процедурами. Быстрота овладения зависит от уровня вовлеченности рефлексии, ее качества. При этом в ходе рефлексивной самоорганизации можно вводить рефлексивные тексты и их соответствующий анализ, постепенное "очищение" от случайностей рефлексивных содержаний за счет схематизации и логизации анализа текстов (см. сх. 10).
текст первичное
автора понимание
построение схематизация
схематизация рефлексивных
текстов логизация
логизация
решение
решение рефлексивных
задач понимания задач
ускорение и
Углубление
понимания
Схема 10
Основной вклад в устранении случайных фрагментов текстов и "очищении" версий понимания основных фрагментов вносит применение логического принципа уточнения. Оно также ведет к нарастающему ускорению получения конечного результата. Однако для реального воплощения такой возможности требуется предварительная работа по введению все более абстрактных исходных содержаний (категориальных понятий), так как они и конкретизируются в ходе построения вторичного ("выпрямленного") текста как результата понимания (замещения авторского текста). Конструирование подобного текста и его схемных замещений составляет базу всей работы в понимании (см. сх. 11).
текст набор фрагментов построение логическая
автора по теме схем для цепь схем
основных
фрагментов
логическое
разделение
результат схем
вторичный исходная Þ последующая
текст
<выпрямленный> уточняющая
Схема 11
Вместе с необходимостью выявления и контролирования исходных схем и их описаний (категориальное понятие), опираясь на которые идет введение конкретизирующих схеми их описания (категорий) и получение конкретизированных схем и их описания (понятий) происходит изменение и содержания сознания, а затем и самого сознания, через посредство рефлексивного сопровождения процедур. В сознании рождаются абстрактные смыслы и абстрактные значения (подлинные значения), выступающие в мышлении в различных логических функциях (см. сх. 12).
первичное понимание
схематизация выделение оформление
абстрактных как абстрактных
логизация смыслов значений
работа с текстом расслоение содержаний
в сознании
вторичное понимание
результат
Схема 12
Трансформации в сознании, содержательные и структурные, подстраиваются под требования логической формы и формы рефлексивной работы. Но этот процесс протекает наиболее трудно, так как меняет внутреннюю предпосылку, механизм всей мыслительной работы. Подобный развивающий процесс превращается затем в основу указанного выше ускорения получения конечного результата и приобретения не только эффективности, но и качественности результата.
Вместе с приобретением новой способности (наличия оперирования абстракциями – понятиями и категориями) открывается путь от понимания не только к обоснованной критике, но и к арбитрированию фиксированных точек зрения. Поскольку арбитражная функция является основой развивающего воздействия на первоначальные попытки совершенствования авторской мысли, то этим читатель приобретает способность совмещать все типовые мыслекоммуникативные функции (понимания, авторского самовыражения, критики и арбитрирования) в едином механизме развития мысли автора. В роли автора читатель может стать сам и тогда этот механизм превращается в механизм саморазвития по вводимому содержанию, а затем и самих мыслительных способностей (см. технологические условия выше).
Нередко в теоретической работе стоит достаточно узкая задача – понимание массива определений и их суммарного выражения в виде обобщенного заместителя. Такая задача характерна для функции арбитража, когда необходимо оценка каждой версии и использование абстрактного средства, не вызывающего сомнения в его содержании. Это средство, базовая абстракция, либо уже имеется в арсенале арбитра, либо строится на материале конкурирующих версий. Так как следует построить замещающую абстракцию, то нужно и сохранить фиксированные содержания, и их особым образом, в обобщении, переработать. Это соответствует выделению исходной абстракции для вторичного, замещающего текста в рамках логического принципа уточнения. Поэтому мы все определения рассматриваем как "фрагменты" одного "авторского" текста.
Однако наряду с обобщением, построением абстрактного заместителя исходных текстов нужно показывать переход к категориальным средствам и введения, и уточнения базовой абстракции. Эти средства вводятся из арсенала арбитра – конструктора понятия, обладающего способностями следовать реализуемому им деятельностному подходу (см. сх. 13).
подход арбитра
текст "автора"
понимание соответствующие
фрагменты фрагментов средства
(массив анализа
определений) построение
заместителя
оценка выявление конкретизация
определений исходной абстракции
абстракции
Схема 13
Совмещение первичного процесса построения заместителя многих определений и применения средств деятельностного подхода и ведет к решению поставленной задачи, построению соответствующих понятий в рамках деятельностного подхода. Остается лишь особо отметить один технологический фактор получения данного результата.
Дело в том, что понятие конструируется для соотнесения с объектом и его допонятийными описаниями. Поэтому понятие должно быть не только выражено знаково-символическими средствами, но и подчиненным необходимости объектного ("онтологически значимого") прочтения этих средств. Следовательно, в ходе чтения следует пользоваться объектно-онтологическими, метафизическими, общемировидческими средствами (категории "нечто", "структура", "элемент", "состояние", "процесс" и т.п.).
При прочтении объектной схемы, являющейся понятийной абстракцией, необходимо соблюсти процессуально-объектную корректность и выдержать принцип причино-следственных цепей, непрерывность цепей, удержание всех причин, определяющих следствия и т.п. Соблюдение требований объектной определенности, явности показа "устроенности" нечто и особенности всех типов объектов в деятельностном подходе становится причиной всех "перевоплощений" авторских определений.
Вернемся к проблеме интеллектуального саморазвития и месту МРТ в этом процессе.
5.2 МРТ и интеллектуальное саморазвитие
В той схеме мыслительных процедур, которые и составляют функционально-структурное пространство МРТ, выстаивается та или иная более конкретная процессуальная траектория, соответствующая поставленной мыслителем цели. Между целями, как вытекает из раздела 2.2, существуют огромные различия. Установка, а затем целевое ее оформление, на понимание мысли автора по ее содержанию стимулирует минимизацию всех служебных интеллектуальных процедур, в том числе построение схемных заместителей, превращение их в модели, соотнесение с логическими формами и т.п. Лишь ощущение или признание извне результатов понимания неудачными провоцирует введение все новых процедурных ухищрений. Если же возникает установка на совершенствование мысли автора и готовность к активному взаимодействию с автором, то планирование процедур с самого начала становится сложным и применение ухищрений вносится в базовый процесс. Тем более, если вводится установка арбитражного типа, когда предполагается подготовка средств для многообразия будущих дискуссий в определенной области или, что еще более сложно и ответственно, к дискуссиям в различных областях знания или типах деятельности. Во всем многообразии установок обычно появлению акцента на саморазвитие и, более локально, на интеллектуальное саморазвитие предшествуют драматически значимые серии неудач и затруднений, а также достаточно большой объем рефлексии этих неудач, поиска причин затруднений и появление гипотез о роли интеллектуального потенциала в достижении успехов в этих усилиях, о связи интеллектуального потенциала, его роста с овладением современными средствами и методами интеллектуальной культуры, современной рефлексивной культурой и аппаратом методологии.
Естественно, что для возникновения установки на саморазвитие и интеллектуальное саморазвитие зависит как от внешних факторов (пребывание в культурно-ориентированных сообществах, опыт воздействия представителей этого сообщества в условиях решения наиболее значимых и сложных проблем, наличие образцов рефлексивно самоорганизованных процедур и применения интеллектуальных способностей высокого уровня, их связи с современными формами интеллектуальной работы и т.п.), так и от внутренних факторов (предрасположенности к рефлексивной самоорганизации, чувствительности к действиям наиболее высокого профессионального и культурного уровня, к самим средствам рефлексивной организации и самоорганизации, чувствительность к ценностям культуры мышления, рефлексивной культуры, позитивная оценка опыта общения с носителями культуры и т.п.).
При наличии указанных условий готовность к использованию специальных приемов работы с текстами, к рефлектированию хода решения интеллектуальных задач, к созданию дополнительных процедур и т.п. порождает те усложнения интеллектуальной работы, которые становятся предпосылкой смены мотивационных установок, а затем ценностей целостности интеллектуальной работы. От достижения цели осуществляется переход к правильности действий, а затем к рефлексивно осмысленным действиям и, наконец, к рефлексивно-критериально осмысленным действиям. На этом пути смены акцентов выращивается изменение к иерархии ценностей. Так ценности практической успешности заменяются ценностями рефлексивно-корректировочного типа, а затем ценностями рефлексивной культуры. Эти ценности, в структурной целостности ценностей, меняют весь механизм работы и отношение к затруднениям. От негативной оценки возникших затруднений (догадка, стресс и т.п.) осуществляется переход к их оценке как "нормальных" явлений в интеллектуальной работе, а затем – к поиску затруднений как объективных условий совершенствования интеллектуальной работы и коррекции способов и средств ее организации. Для того чтобы возникли цели интеллектуального саморазвития и даже ценности этого типа необходимо акцентировка в рефлексивных процессах на способностях к решению интеллектуальных задач и проблем, на зависимости успешности в решении задач и проблем от роста потенциала способностей, на зависимости этого потенциала от включенности в культуру рефлексивной самоорганизации, культуру мышления и деятельности, от качественного характера трансформации способностей, от направленности к высшим формам интеллектуальной работы и к высшей результативности.
МРТ служит источником системы быстро возникающих интеллектуальных затруднений и провоцирует те направления рефлексии, которые ведут к большинству типовых вопросов в области рефлексивной самоорганизации, культуры мышления и рефлексии. Серьезное отношение к возникающим вопросам облегчает приход к таким общегуманитарным областям знания, как семиотика, лингвистика, логика, психология, культурология, философия, методология, моделирования и т.п. Возникает фон обращения внимания к "технике" мышления и пути развития мыслителя. Но, вместе с тем, рефлексия собственных усилий стимулирует обращение внимания на интуицию, чувственность, сознание, самосознание, волю, самоопределение и т.п.
Лишь на этом фоне переплетения акцентов и мотивационных линий субъективного и "объективного" (мыследеятельностного и культурного) характера явления развития и саморазвития постепенно перемещаются из статуса "сопровождающих" основные процессы в статус "ведущих" весь ряд интеллектуальных усилий, а затем и весь объем профессионально-жизненной самоорганизации.
МРТ осознается как интеллектуальная "машина" реализующая и практическую (решение задач и проблем), и методическую (формно-техническую), и исследовательско-диагности-ческую (познание актуального и возможного уровня своих способностей), и развивающую, и "окультуривающую" функции. Если пользующийся МРТ сначала осознает ее как средство решения "внешних" задач и проблем, то затем он переопределяет значимость МРТ, превращая его в средство решения "внутренних" задач и проблем.
Особую роль в культурном осознании значимости МРТ играет рефлексия процессов схематизации и применения схем в различных типовых ситуациях интеллектуальной работы. На этом пути в доступных и демонстративных формах опознается весь механизм функционирования, а также становления и развития языка, переходов мышления с одного уровня на другой, трансформации "досознания" в сознание, а затем и в самосознание. Выявляется весь типовой набор мыслительных операций. При этом если схемотехника лежит в основе исходных форм мышления, то использование логических форм, особенно – логики систематического уточнения позволяет быстро выходить на самые сложные и культурно значимые формы мышления. Она (ЛСУ) непосредственно ведет к понятиям и категориям, парадигме абстракций, к высшим абстракциям, технике "объектно-каузального" анализа и осознанию механизмов развития. Схематизация текстов и "содержаний" текстов провоцирует осознание техники моделирования, а применительно к рефлексивным содержаниям, к "технике" создания методов и методик мышления и деятельности.
Наиболее сложной перспективной совершенствования с помощью МРТ выступает организация ролевого самоотношения "общения с собой" в разных ролевых идентификациях. Если удается применять МРТ в условиях живого взаимодействия с "другими", то облегчается переход от мыслительных моделей к игромоделям и игромоделированию в целом. Поэтому МРТ облегчает создание специальных текстов – сценариев как особых средств внутренне-внешнего и внешне-внутреннего развивающего воздействия, применительно к мышлению, сознанию, самосознанию, самоопределению, а также к рефлексии. Опыт разработки и использования "диалогов" как сценариев мыслительного и иного взаимодействия, приобретенный в 1996-1999 гг. показал огромные возможности, таящиеся в этом способе организации и самоорганизации как в доигровых, так и в игровых формах применения диалогов. Но работа с диалогами предполагает использование МРТ в различных масштабах и вариантах.
Итак, МРТ предстает как "персональный" механизм интеллектуального и общего саморазвития и развития. Все особенности и преимущества метода Гегеля, его культуры, его конструкции развития духа можно опознать и воспроизвести за счет использования МРТ и рефлексивного осмысливания всех процедур, всего хода автономных трансформаций. Это предопределено всеми тремя источниками особенностей МРТ – применения и создания схем, реализация требований ЛСУ, рефлексивной самоорганизации с применением системы критериев (языка теории деятельности).
6 О МЕТОДЕ РЕКОНСТРУКЦИИ «И-Цзин Чжоу И»
Основу метода составляет соотнесение материала и средства мысли. В роли материала выступает текст «автора» или его замещающий конспект, тогда как в роли средства предстает результат концептуально-понятийного конструирования, в функции реконструкта, на базе исходных схем методологической парадигмы «Азбуки» (см. схему).
Схема 1
Конспектирование может реализовывать различные мыслекоммуникативные функции. В позиции понимающего мы реконструируем мысль автора, но в рамках возможностей применяемых средств, реализующих функцию «отражения». При понимающем соотнесении средства мышления выступает подчиняющимися тем «намекам», которые дает текст или конспект. Однако при этом результат зависит от способности выстроить заместитель, от содержательности средств мышления и их структурной целостности в концепции (см. схему).
Схема 2
Интерпретирующий может быть ответственным лишь за свой вариант заместителя, его «содержательность». Но лишь установление соответствия позволяет понимающему считать, что его заместитель можно считать отражением содержательности материала, берущегося у автора. Понимающий либо имеет средство, обладающее большей неопределенностью, чем не определенность у содержания автора, либо большей определенностью, чем определенность у автора.