Схема развития музыкально-ритмических навыков детей
Основные навыки и умения | Возрастные группы | ||||
1-я младшая | 2-я младшая | средняя | старшая | Подготовительная к школе | |
Общий характер музыки, регистровые изменения | Приучать двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш-пляска) | Приучать двигаться в соответствии со спокойным, плясовым, маршевым характером музыки | Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий) | Ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, регистрами (высокий, средний, низкий) | Двигаться выразительно и непринужденно в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, регистрами (выше, ниже) |
Динамические оттенки | Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко — тихо) | Двигаться в соответствии с динамикой (тихо, громко) | Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко — тихо) | Двигаться в соответствии с динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише) | Двигаться в соответствии с динамикой (усиление, ослабление звучания) |
Темповые изменения | - | Двигаться в умеренном темпе | Двигаться в умеренном и быстром темпе | В соответствии с музыкой переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу | Ускорять и замедлять движение в соответствии с музыкой |
Метрорнтм | - | Двигаться, передавая равномерный ритм | Двигаться в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок | Отмечать движением метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и несложный ритмический рисунок (хлопками) | Отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок |
Форма музыкаль-ного произведения | Реагировать на двухчастную форму | Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание, на двухчастную форму | Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой, с ее двухчастной формой | Менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой и музыкальными фразами | Менять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления |
Стр.124
Ясно также и выразительное назначение акцентов в игре «Кто скорее?» на украинскую народную мелодию, В соответствии с акцентами, обозначенными в музыке и передающими ее характер дети ударяют в бубен, как бы вызывая друг друга на соревнование.
Итак, развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально-ритмические навыки.
Выразительные движения
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.
Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.
Из сюжетной драматизации берется принцип построения — инсценирование сюжета песен, программной музыки. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают музыкально-игровые образы, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за трудовыми действиями взрослых, за движениями физкультурников, воинов, пионеров, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т. д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, театральные спектакли. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движения мы назовем образными, имитационными, сюжетными.
Из области танца используются прежде всего элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.). Помимо этого, используются элементы, характерные только для детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т. п.
Движения, взятые из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, при обучении ритмике выполняют определенную функцию — выражают характер музыки. Сравним. На занятиях физкультурой, при обучении ходьбе обращается внимание на соблюдение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей ее музыки: то становится энергичной, четкой, бодрой, когда звучит торжественный марш; то плавной, спокойной
Стр.125
под звуки напевного хоровода; то осторожной, вкрадчивой при передаче образа подкрадывающейся лисы и т. д.
Посмотрите на таблицу 7 (см. с. 126). Здесь представлен объем движений, которыми должны овладеть дети 2—7 лет в процессе музыкально-ритмических занятий. Для всех возрастных групп усложнение требований указано но горизонтали, объем двигательных навыков для каждой группы — по вертикали.
Усложнение навыков выразительного движения идет в количественном (от группы к группе увеличивается, например, объем элементов танца, построений и т. д.) и в качественном (сложнее становятся сюжетно-образные движения, т. е. передаются разнообразные музыкально-игровые образы, выражаются все более тонкие музыкальные оттенки в характере ходьбы, бега и т. д.) отношении.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения се особенностей в разнообразных движениях.