Схема развития музыкально-ритмических навыков детей

Основные навыки и умения Возрастные группы
1-я младшая 2-я младшая средняя старшая Подготовительная к школе
Общий характер музыки, регистро­вые изменения Приучать дви­гаться в соответ­ствии с ярко вы­раженным харак­тером музыки (марш-пляска) Приучать дви­гаться в соответ­ствии со спокойным, плясовым, марше­вым характером му­зыки Двигаться в со­ответствии с кон­трастным характе­ром музыки, с ре­гистрами (высокий, низкий) Ритмично дви­гаться в соответ­ствии с различным характером музы­ки, регистрами (вы­сокий, средний, низ­кий) Двигаться вырази­тельно и непринуж­денно в соответствии с музыкальными об­разами, разнообраз­ным характером му­зыки, регистрами (выше, ниже)
Динамические оттенки Изменять дви­жения соответст­венно изменению силы звучания (громко — тихо) Двигаться в со­ответствии с дина­микой (тихо, гром­ко) Изменять дви­жения соответствен­но изменению силы звучания (громко — тихо) Двигаться в со­ответствии с дина­микой (громко, уме­ренно, тихо, громче, тише) Двигаться в со­ответствии с дина­микой (усиление, ослабление звуча­ния)
Темповые изме­нения - Двигаться в умеренном темпе Двигаться в уме­ренном и быстром темпе В соответствии с музыкой переходить от умеренного к бы­строму или медлен­ному темпу Ускорять и замед­лять движение в со­ответствии с музыкой
Метрорнтм - Двигаться, пере­давая равномерный ритм Двигаться в со­ответствии с мет­рической пульса­цией, исполнять про­стейший ритмиче­ский рисунок Отмечать движе­нием метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и несложный ритми­ческий рисунок (хлоп­ками) Отмечать в дви­жении метр, ме­трическую пульса­цию, акценты, не­сложный ритмиче­ский рисунок
Форма музыкаль-ного произведения Реагировать на двухчастную фор­му Реагировать на начало звучания музыки и ее окон­чание, на двух­частную форму Начинать и закан­чивать движение одновременно с му­зыкой, с ее двух­частной формой Менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой и му­зыкальными фраза­ми Менять движение в соответствии с музыкальными фра­зами, самостоятель­но начинать движе­ние после музыкаль­ного вступления

Стр.124

Ясно также и выразительное назначение акцентов в игре «Кто скорее?» на украинскую народную мелодию, В соответствии с ак­центами, обозначенными в музыке и передающими ее характер дети ударяют в бубен, как бы вызывая друг друга на соревно­вание.

Итак, развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально-ритмические навыки.

Выразительные движения

Чтобы двигаться в соответствии с характером музы­ки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных пред­метов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д.), необхо­димые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский кол­лектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Из сюжетной драматизации берется принцип пост­роения — инсценирование сюжета песен, программной музыки. Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают музы­кально-игровые образы, находящиеся в определенных взаимоотно­шениях. Это самые разнообразные впечатления, полученные при наблюдении за трудовыми действиями взрослых, за движениями физкультурников, воинов, пионеров, за передвижением различного транспорта, за повадками животных, птиц и т. д. Углубляют эти впечатления телепередачи, кинофильмы, театральные спектакли. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, прояв­ляя при этом много выдумки, фантазии, творчества. Такие движе­ния мы назовем образными, имитационными, сюжетными.

Из области танца используются прежде всего элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включают­ся некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.). Помимо этого, используются элементы, харак­терные только для детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т. п.

Движения, взятые из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, при обучении ритмике выполняют определенную функ­цию — выражают характер музыки. Сравним. На занятиях физ­культурой, при обучении ходьбе обращается внимание на соблю­дение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей ее музыки: то становится энергичной, четкой, бодрой, когда звучит торжественный марш; то плавной, спокойной

Стр.125

под звуки напевного хоровода; то осторожной, вкрадчивой при передаче образа подкрадывающейся лисы и т. д.

Посмотрите на таблицу 7 (см. с. 126). Здесь представлен объем движений, которыми должны овладеть дети 2—7 лет в процессе му­зыкально-ритмических занятий. Для всех возрастных групп услож­нение требований указано но горизонтали, объем двигательных навыков для каждой группы — по вертикали.

Усложнение навыков выразительного движения идет в коли­чественном (от группы к группе увеличивается, например, объем элементов танца, построений и т. д.) и в качественном (сложнее становятся сюжетно-образные движения, т. е. передаются разнооб­разные музыкально-игровые образы, выражаются все более тонкие музыкальные оттенки в характере ходьбы, бега и т. д.) отношении.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движе­ния тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения се особенностей в разнообразных движе­ниях.

Наши рекомендации