Понятие «индивидуальный стиль педагогического общения». Типологии стилей
Коммуникативная составляющая педагогической деятельности является внешним выражением и конкретизацией стиля педагогической общения, составляющего внутреннюю, субъективную характеристику выполнения педагогом его профессиональной деятельности.
Индивидуальный стиль педагогического общения — относительно-устойчивая индивидуально-своеобразная система методов, приемов, способов решения педагогических задач, к которой сознательно или стихийно прибегает учитель в целях достижения оптимального соответствия своей индивидуальности реальным целям, условиям и задачам педагогического общения.
Формирование индивидуального стиля педагогического общения идет по трем основным направлениям:
1) Изменение всей системы общения, его функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих коммуникативных навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения общения.
2) Изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения.
3) Изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к другому субъекту, что проявляется в когнитивной сфере в уровне информированности о другом субъекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере — в интересе к другому субъекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого несмотря на трудности; в практической сфере — в осознании своих реальных возможностей влияния на объект. В результате установка субъекта воздействовать на другой субъект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.
Основой индивидуального стиля педагогического общения являются индивидуальные различия учителей в коммуникативной сфере (особенности психических процессов, состояний и свойств, опосредующие коммуникативную составляющую деятельности учителя и отличающие коммуникативное поведение учителей друг от друга).
Каждый учитель в сфере профессиональных коммуникаций неповторим и своеобразен. Педагоги различаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям коммуникативной ситуации. При этом индивидуальные особенности их коммуникативных действий могут обеспечивать равноценную по эффективности педагогическую деятельность.
Но неповторимое коммуникативное своеобразие каждого учителя не исключает у него определенных типических черт коммуникативных проявлений, общих для некоторой группы педагогов.
Как в зарубежной науке (К. Эдварс и другие), так и в отечественной (Н. А.Березовин, В. А.Кан-Калик, Я. Л.Коломинский, А. К.Маркова и другие) предпринимались неоднократные попытки создания типологий стилей общения.
Так, К. Эдварс, рассматривая доминирующие личностные мотивационные установки в общении, выделил три стиля взаимодействия:
– кооперативный стиль, для которого характерна восприимчивость индивида к потребностям других людей, понимание этих потребностей, стремление разрешать социальные ситуации, в частности, конфликты, путем своеобразного самопожертвования;
– инструментальный стиль, для которого характерно выраженное стремление разрешать социальные ситуации путем их «структурации» с опорой на социальный престиж, сходство интересов, общность взглядов, а также владение и широкое использование традиционных форм и средств общения и взаимодействия;
– аналитический стиль, в котором имеет место тенденция оперировать людьми и ситуациями на основе понимания и анализа ситуационных и межличностных факторов, через вскрытие детерминант деятельности, иных, чем существующие или общепринятые.
Я. Л.Коломинский и Н. А.Березовин в структуре педагогического общения учителя рассматривают стиль отношения (типичное для данного учителя внутреннее эмоционально-оценочное отражение детского коллектива) и стиль руководства (преобладающие способы воздействия на коллектив). Очевидно, что в данной концепции стиль отношения касается, в основном, внутреннего, мотивационного аспекта воздействия на учащихся, а стиль руководства характеризует непосредственное общение учителя с детьми.
Исследователи выделяют три основных стиля отношения учителя к учащимся:
– устойчиво-положительный, характеризующийся стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении учащихся;
– пассивно-положительный, характеризующийся нечетко выраженной эмоционально-положительной установкой в отношении к детям, сухостью обращения и официальным тоном учителя;
– неустойчивый, характеризующийся ситуативностью отношений при общей эмоционально-положительной установке, подчиненностью действий учителя своему настроению.
Правда, авторы полагают, что встречаются учителя с ситуативно-отрицательным и устойчиво-отрицательным стилем отношения к детям.
Иной подход к выделению типологии стилей педагогического общения — в трудах В. А.Кан-Калика. В основу типологии им были заложены индивидуально-типологические особенности личности учителя в коммуникативной сфере профессиональной деятельности.
В. А.Кан-Калик под стилем профессионального общения понимал «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся».
Ученым были установлены следующие стили педагогического общения:
– общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
– общение на основе дружеского расположения;
– общение-дистанция;
– общение-устрашение;
– общение-заигрывание.
Общепринятой на сегодняшний день можно считать типологию, включающую в себя демократический, авторитарный и либеральный стили общения учителя с учащимися.