ДИНАМИЧЕСКАЯ ФОРМА АФАЗИИ |
1. Стадия грубых расстройств î повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой анактивности, организация произвольного внимания · ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог · прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы в форме жестов или слов «да», «нет» î стимулирование простых видов коммуникативной речи · автоматизация в диалоговой речи коммуникативно значимых слов «могу», «хочу», «буду», «надо», автоматизация слов-штампов «дай», «иди сюда», «кто там?» î преодоление расстройств речевого программирования · конструирование фраз простых синтаксических моделей с опорой на картинку · выполнение грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу î преодоление расстройств грамматического структурирования î стимуляция письменной речи · чтение идеограммных слов и фраз, раскладывание подписей под картинками 2. Стадия расстройств средней степени выраженности î восстановление коммуникативной фразовой речи · конструирование фразы и составление рассказа по сюжетной картинке и серии картинок · составление простых диалогов по типу речевых этюдов î преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании · оканчивание фраз , подбор слов заданной категории · письмо цифр и букв в разбивку под диктовку · письмо под диктовку слов и фраз, письмо слов и фраз по памяти 3. Стадия легких расстройств î восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи · развернутый диалог на различные темы · автоматизация фраз определенных синтаксических моделей · накопление глагольного словаря · чтение и пересказ текстов, ролевые беседы, речевые импровизации · развернутые изложения текстов, сочинения |
Н А Р У Ш Е Н И Я П И С Ь М Е Н Н О Й
Р Е Ч И
Классификация нарушений письменной речи
Н А Р У Ш Е Н И Я П И С Ь М Е Н Н О Й Р Е Ч И |
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ |
НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА |
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ |
НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА |
Ступени формирования навыка чтения
1- овладение звуко-буквенными обозначениями |
3- становление синтетических приемов чтения |
Условия успешного овладения навыком чтения
Сформированность устной речи, ее фонетико-фонематической стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) |
Сформированность зрительного анализа, синтеза и мнезиса |
Сформированность лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя |
Достаточное развитие пространственных представлений |
Группы ошибок при дислексии
№ | Ошибки при чтении |
| Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.) |
| Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно |
| Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. |
| Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения |
| Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения |
Операции процесса письма
(по материалам А.Р. Лурия)
ПОБУЖДЕНИЕ, МОТИВ, ЗАДАЧА |
î Мысленное составление плана письменного высказывания, смысловой программы, определение общей последовательности мысли î Соотнесение начальной мысли с определенной структурой предложения î Ориентировка в том, что уже написано и что следует написать î Членение предложения на составляющие его слова î Анализ звуковой структуры слова î Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы î Моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы |
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЧТЕНИЕ НАПИСАННОГО |