Практическое занятие 5
ПАРОНИМИЯ И ДРУГИЕ СИСТЕМНЫЕ СООТНОШЕНИЯ СЛОВ
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Дайте определение лексических паронимов.
2. Укажите различия между паронимией и парономазией.
3. Расскажите об основных функциях лексических паронимов и слов, связанных отношениями парономазии: "В интересах школьника люблю иногда, спрятав в себе учителя, филолога, литературоведа, выступить в неожиданной, бесхитростной роли наивного слушателя... Надо уметь слушать. И слышать не себя, а его". (Е. Ильин. Союз семьи и школы). "Современно одетая семья, современно однодетная, утомленная городом, неторопливо шествует по деревенской улице с электрички..."(В. Астафьев. Жизнь прожить) "Он работает на конвейер или на контейнере - мамуля никак не может запомнить" (В.Астафьев. Жизнь прожить). "Иногда шучу, что я нечто среднее между Саррой Бернар и сенбернаром: в душе я Сарра Бернар, а на сцене - сенбернар". (А. Шуплов. Беседа с Беллой Ахмадулиной).
Практические задания:
1. Установите системные соотношения слов. Отграничьте лексические паронимы от смежных явлений.
2. Определите характер системных соотношений. Выясните общие и различительные признаки слов, входящих в оппозицию.
3. Объясните различия в употреблении слов, приведите примеры, доказывающие необходимость разграничения лексем.
Вариант 1
1. Нестерпимо/нетерпимо
нестерпимо - "невыносимо". Нетерпимо - "недопустимо"
нестерпимо: болеть, кричать, желать. Нетерпимо: относиться,
воспринимать, настраиваться.
Пансионер / пенсионер
Пансионер - "1. Учащийся пансиона» Пенсионер - "Человек, получающий
2. Человек, снимающий комнату в пенсию»
пансионе.
Пастушок / пастушонок
Пастушок - "уменьш.-ласкат. Пастушонок (разг.).Пастух - подросток
к пастух".
2. Поверка / проверка
Поверка -"1. Сверка в точности. Проверка - "Установление пра-
2. Перекличка с целью проверить вильности чего-либо...Синоним:
наличный состав людей (спец.) контроль.
Поверка: 1)систематическая, Проверка: знаний, работы, до-
времени, часов, приборов, баро- кументов, отчетности, исполне-
метров. карты; 2) утренняя, ве- ния, кассы, билетов"
черняя; солдат, слушателей, арестантов".
3. Одеть / надеть.
Вариант II
1. Педагогический/педагогичный
Педагогический – относящийся к педагогике, к педагогам, свойственный им. Педагогический: институт, талант, такт
Педагогичный – соответствующий требованиям педагогики, имеющий воспитательное значение.
Антоним: антипедагогический.
Педагогичный: подход.
Воскресение / воскресенье
Воскресение – «Возвращение к жизни; перен.: возрождение, внутреннее обновление»
Антоним: из мертвых, сил, способностей, природы.
Воскресенье – «Седьмой день недели, следующий за субботой».
Воскресенье: каждое; отдыхать в воскресенье.
Искусно / Искусственно
Искусно – «умело, мастерски».
Искусно: рисовать, вышить.
Искусственно – 1. «Ненатурально»
Антонимы: естественно, натурально, неестественно, надуманно.
Антонимы: естественно, искусственно: 1) получать, создавать, 2) смеяться
2. Снискать / сыскать
Снискать (устар.) – «Заслужить, приобрести, найти». Синонимы: завоевать, стяжать (высок.). Антоним: утратить.
Сыскать: доверие, одобрение, любовь, уважение, славу».
Сыскать (прост.) – «Найти, обнаружить, отыскать кого-либо. Сыскать: человека, собаку, дорогу, место. Антоним: потерять»
Домашнее задание:
1. Подготовьте тему: "Функциональные стили языка".
2. Выпишите по 2 примера слов, маркированных толковыми словарями: а) по отношению к разговорному стилю; б) по отношению к одномуиз книжных стилей. Укажите структурные и семантические признаки маркированности слов по отношению к разговорному или книжным стилям. При выполнении 2-го задания можно использовать любой словарь, дающий толкования слов и стилистические пометы.