Средний школьный (подростковый) возраст

Психолого-педагогические доминанты развития:

- потребность во «взрослом» обращении;

- превращение общения в самостоятельный вид деятельности;

- потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе;

- возникновение потребности в активной познавательной деятельности;

- потребность в половой идентификации.

Ведущая идея в организации педагогического процесса: создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Основные направления педагогической деятельности: - формирование познавательного интереса и умения учиться;

- организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков;

- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (к курению, алкоголю, токсическим средствам).

Старший школьный (юношеский) возраст

Психолого-педагогические доминанты развития: - формирование определенного типа внешности (соматотипа);

- формирование преставлений о собственной уникальности;

- эмансипация от родителей, возникновение новой системы отношений с ними;

- стремление к автономизации по отношению к культуре взрослых;

- возникновение потребности в любви;

- поиски смысла жизни.

Ведущая идея в организации педагогического процесса: помощь в самоопределении на будущее; создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями.

Основные направления педагогической деятельности: - ориентация на самовоспитание;

- помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками;

- формирование научного мировоззрения;

- помощь в профессиональном самоопределении;

- формирование осознанной гражданской позиции.

Вопросы и задания

1. Опишите понятие «возрастная периодизация» и охарактеризуйте периодизацию, принятую в педагогической науке.

2. Определите неравномерности развития личности, причины их возникновения и проявление.

3. Обоснуйте проблему учета возрастных и индивидуальных различий в процессе получения образования учащимися.

4. Изучите альтернативные подходы к периодизации развития личности, которые предлагаются представителями других наук.

5. Изучите самостоятельно феномен акселерации, как проявления неравномерностей развития.

ТЕМА 5.ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Понятие цели воспитания

Иерархия целей в педагогике

Методика целеполагания

Понятие цели воспитания

В современной педагогике проблема целей вос­питания является дискуссионной. Ни одно из существующих определе­ний цели воспитания не представляется исчерпывающим. В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от сознательно-философской позиции авторов.

Цель - это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат.

О цели в педагогике можно говорить в социально-педагогическом смысле понятия "воспитание". Особенности формулировки целей заключаются в том, что:

а) цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций;

б) цели воспитания построены по принципу иерархии. Есть цели всеобщие, государственные и цели школы, учителя, учащихся или технологические;

в) цель воспитания — всестороннее гармоническое развитие личности, провозглашенная еще советской педагогикой, в то время стала, скорее всего, идеологическим лозунгом, но не была реализована;

г) есть поиск новых подходов и формулировок цели воспитания (Н.К. Степаненков, О.С. Газман, С.Д. Смирнов и др.), которые рассчитаны на гуманизацию и демократизацию воспитательной системы.

В процессе реализации цель выполняет функции: побудительную (к началу и продолжению деятельности); направляющую и регулирующую.

В педагогическом процессе цели воспитания и обучения, объективно определяемые социальными факторами, носят личностный характер, реализуются в форме личностных отношений.

Наши рекомендации