Речевое развитие у детей с синдромом Дауна в подготовительной группе
Такие дети не способны кого-либо обидеть, лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Особенно хочется отметить работу по развитию речи, т.к. именно речь является средством общения, а наши дети испытывают большие трудности в произношении звуков, слов, а затем и фраз. Они нуждаются в специальной коррекционной помощи.
Речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Особенно отстает моторика и речь. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.
Трудности в освоении речи у детей связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения. Дети испытывают трудности в распознании своих ощущений. Они не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными словами, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
В процессе занятий по развитию речи детей данной категории в нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь таких детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.
Работу по написанию конспектов мы начали с того, что изучили задачи программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой. Вместе с педагогами группы составили тематическое планирование по развитию речи и ознакомлению с окружающим на весь период учебного года. При разработке серии конспектов и организации работы по ним главное - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Большое внимание уделяется не только отбору приёмов для создания и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий часто используются соревновательные мотивы, а также неоднократные повторения пройденного.
Работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни, но мне кажется, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей. При планировании материала нужно учитывать, что для его усвоения требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями.
Лексический и грамматический материал повторяется не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в разнообразных видах деятельности.
Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение разделов развития речи.
Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность.
В начале занятий можно использовать ещё один приём - дидактическая игра в соответствии с лексической темой, которая стимулирует речевую деятельность детей. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, развивает память, улучшает качество произносимых слов.
В заключительную часть занятия вводятся развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое эхо».
Такие игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство соперничества, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Можно выделить уровни освоения детьми речевых умений и навыков:
Низкий – без речевой ребенок, в общении пользуется отдельными звукоподражаниями и интонированными криками, отвечает в общении преимущественно жестами.
Средний – ребенок понимает речь, имеет определенный пассивный словарный запас, отвечает жестами и пытается ответить односложно.
Высокий – понимает речь, использует жесты, слова и короткие фразы.
Основной целью коррекционной работы при нарушении звукопроизношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с предложением, что предшествует этапу введения звука в самостоятельную речь.
В этом случае одним из приемов работы по автоматизации звука в предложении, а потом в речи может служить «Мнетаблицы». Здесь одновременно с автоматизацией корректируемого звука, происходит развитие мышления (ребенку нужно установить логическую связь между картинками, отношения между объектами), памяти, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Также происходит развитие словарного запаса (слова - определения, слова -антонимы, слова - синонимы, слова - действия, предлоги, временные понятия) и грамматического строя речи (согласование, словоизменение, словообразование). Путем сложных «вычислений - таблиц» ребенок вместе с педагогом перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание. По желанию можно придумать и дорисовать продолжение или придумать другой сюжет с предложенными героями.
Пример, использования данных таблиц при составлении описательного рассказа о зиме:
Наступила | зима . | |||
Зимой | очень | холодно | и морозно. | |
Солнце | светит, | но не греет. | ||
Дует | холодный | ветер. | ||
Падает | белый, | пушистый | снег. | |
Деревья | стоят | голые, | без листьев. | ||||||
Перелетные | птицы | улетели. | |||||||
Животные | меняют | шерстку. | |||||||
Люди | надевают | теплую | одежду. | ||||||
Зимой | очень | весело! | |||||||
Тема: «Зима».
Наступила зима. Зимой очень холодно и морозно. Солнце светит, но не греет. Дует холодный ветер. Падает белый, пушистый снег. Снегом покрыты дома, деревья и дороги. Деревья стоят голые, без листьев. Перелетные птицы улетели. Животные меняют шерстку. Люди надевают теплую одежду. Зимой очень весело!
Огромное внимание уделяется работе с родителями. Одну из форм работы мы используем консультирование родителей. Консультации проводятся по запросу родителей, примерно два раз в месяц. Мы считаем эта одно из самых эффективных способов получения информации для родителей от педагога.