Особенности произносительной речи
Формирование произношения речи осуществляется е. неслышащих детей с большими трудностями. Эти трудности вызваны тем, что произношение формируется с опорой на сохранные анализаторы: зрительный, вибрационный, речедвигательный и слуховой. При этом, т.к. слуховой анализатор является единственным анализатором, через который воспроизводится такие характеристики речи, как: интонация, эмоциональная окраска речи, ударение, тембр, то эти параметры оказываются недоступными другим анализаторным системам.
Речь у глухих отличается монотонностью, недостаточной интонированностью, недостаточной эмоциональностью, эта речь искусственно сформирована.
Формирование произносительной стороны речи осуществляется с использованием различных приборов и пособий, которые помогают ставить звуки: зонды, муляжи, которые представляют собой изображения речевых органов в разрезе; профили (рисунки положения речевых органов); компьютерные методики («видимая речь»).
Вначале у ребенка формируется речевое дыхание – это умение произносить звук на выдохе. Если дыхание сформировано неправильно, то могут возникнуть такие недостатки произношения, как: фальцетный голос (высокий), гнусавость (ее очень сложно исправлять).
Произношение звуков формируется на основе исправления концентрической системы фонем, разработанной Ф.Ф.Рау, которая называется сокращенная система фонем.
Звуки детям ставят постепенно, на протяжении 2-3 лет обучения. Вначале формируются т.н. основные звуки: это гласные и некоторые согласные звуки. Ребенку вначале ставятся гласные звуки, т.к. они употребляются во всех словах русского языка. Гласные звуки, как и другие, ставятся на специальных занятиях – индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи. При постановке звуков используются все доступные средства, в первую очередь зеркало. После того, как поставлены гласные звуки, с помощью которых заменяются все остальные согласные звуки. Например: ставится звук п и этот звук заменяет звуки б, м, б¢, м¢, т.е. вместо слова баба ребенок может сказать папа. При постановке звука б происходит не переучивание ребенка, а формирование более тонкой дифференцировки звуков, т.е. более точное произнесение звука. До того, как поставлен звук б, ребенок заменяет его звуком п, а непоставленные звуки не произносятся.
Т.о. ребенок поступает в школу с определенным набором звуков, которые отражаются в индивидуальной карте произношения.
Все дети, учащиеся в начальной школе занимаются на индивидуальных занятиях 2-3 раза в неделю по 20 мин. Дети берутся с уроков. Индивидуальные занятия проводит специальный сурдопедагог, в специально изолированном, оборудованном зеркалом и проборами кабинете. После постановки звука он закрепляется в слогах, словах, предложениях. Работа по закреплению поставленных звуков продолжает осуществляться на всех общеобразовательных уроках. Глухой ребенок при произношении опирается на речедвигательные образы звуков и слов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Овладение грамматическим строем речи глухим ребенком происходит неестественным путем, как у слышащего ребенка, а с одновременным овладением грамматики русского языка. Т.к. овладение речью – процесс длительный и трудоемкий, ребенок делает много ошибок при построении фраз, предложений – аграмматизмы – специальные ошибки, присущие только глухим(слабослышащим). Это искажение звукобуквенного состава слов, пропуски букв, слогов, добавление слогов, перестановки букв, неправильные окончания. Ошибки в написании слов, слово может заменяться знакомым по написанию словом, это происходит из-за незнания слова или из-за неточного знания звукобуквенного состава данного слова. Ошибки в употреблении слов: слова употребляются в незнакомой ситуации ошибочно, из-за незнания норм употребления слова. Наиболее распространенными и частыми ошибками являются ошибки в согласовании и управлении слов в предложении. Наиболее частые ошибки, когда слова не изменяются по падежам. Путают мужской и женский род. Путают предлоги и предложные, беспредложные управления. Часто в построении предложения привносится та фраза, в которой слово звучит в жестовой речи. В письменной и устной речи встречаются логические ошибки из-за неправильного выбора формы слова. Эти ошибки вызываются следующими причинами:
- Недостатки практики речевого общения.
- Влияние жестового языка, когда жестовые обозначения привносятся в словесную речь.
- Трудности чтения с губ окончаний, предлогов.
- Особенности самого русского языка.
ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ
Может быть разговорный жестовый русский язык, а может быть калькирующая русская речь.
Существуют различные термины для обозначения жестовой речи, такие, как жесто-мимическая речь, мимико-жестикуляторная «мимика».
Любое жестовое обозначение сопровождается мимикой или пантомимикой человека.
Жестовая речь включает в себя различные жесты, прежде всего:
- естественные жесты.
- Обрисовывающие (обрисовывают предмет, признак предмета или действие с предметом).
- Символические (созданы искусственно).
В жестовой речи многие ………. Похожи, могут различаться лишь какими-то элементами.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ
Жестовая речь является по своему характеру интернациональной. В то же время многие жесты оказываются присущими определенной группе людей, определенному региону (также, как и диалекты).
Жестовая речь с т.з. русского языка грамматически не оформлена, т.к. не является формой словесной речи. Жестовая речь похожа на идеографическую речь. Один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие, и признак, т.к. жесты многозначны.
Субъект, объект, действие.
Калькирующая жестовая речь присуща глухим, которые умеют говорить.
В жестовой речи временные категории обозначаются «было», «есть», «будет». Жестовая речь имеет свою особую грамматику, напр.: обозначение множественного числа. Т.о. по своему характеру жестовая речь является образной, т.к. отражает наглядные признаки объекта и способствует развитию наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления или понятийного – формируется на основе словесной речи. Жестовая речь служит общению глухих в повседневной жизни, но не отражает мир книг. Жестовая речь приземленная. Жестов несравнимо меньше, чем слов. Жестовая речь не передает переносный смысл. Не уроках жестовая речь не употребляется, уроки проводятся на основе дактильной словесной речи.
Существуют различные подходы к обучению глухих и жестовой речи. Есть сторонники тотальной коммуникации, т.е. сторонники введения жестовой речи в обучение.
5 ЛЕКЦИЯ 19.09.03