Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке
В случае наличия конкурентных предложений на туристическом рынке оператор должен выделить и популяризовать ряд конкурентных преимуществ разрабатываемого тура, для того, чтобы выгодно выделяться на фоне конкурентных предложений эту процедуру в маркетинге называют дифференциацией.
Дифференциация необходима в проектной деятельности оператора по нескольким причинам:
• она позволяет потребителям реально оценивать преимущества предложений различных операторов;
• она является дополнительным фактором повышения привлекательности тура;
• она демонстрирует ориентированность тура на тех или иных потребителей.
Определение уникальных и отличающих его от конкурентных предложений качеств тура проводится на основе анализа потребительских свойств фокус-группы. Так, например, нельзя выделить в разряд преимуществ дешевизну предлагаемого тура, если сам тур изначально ориентировался на удовлетворение потребностей элиты или VIP-клиентов.
Основаниями для дифференциации туров могут стать:
• уникальные возможности мест отдыха («Воды Железноводска омолодят ваши почки!» или «Абхазия — самое синее Черное море!»);
• уникальность маршрута («Вся Европа у ваших ног!» или «Четыре столицы за три дня»);
• дополнительные или скрытые возможности тура («Италия: отдых у моря + отличный шоппинг» или «Круиз по Нилу + 10 дней на пляжах Хургады»);
• высокие гарантии того, что групповой тур состоится («вылет регулярными авиалиниями «Аэрофлот-Дон»);
• возможности модификации тура («Более 100 отелей на ваш выбор» или «Пять вариантов отдыха в Турции за $200 каждый»);
• уникальная продолжительность тура («В Анталию с пятницы по понедельник!», «Горнолыжный week-end»);
• уникальность транспортного обслуживания («В Рим с «ALITALIA», «Автобусом в Санкт-Петербург»);
• уникальные услуги отелей, проживание в которых предлагается в туре («Кипр по системе все включено!», «К каждой путевке в Бодрум бесплатная ночь в «Галикарнасе» с ростовскими ди-джеями!» и т.д.);
• уникальность предлагаемых в туре экскурсий («Стамбул: экскурсионный и малознакомый», «Остров специй Цейлон» и т.д.);
• уникальность сервисных услуг туроператора («Подтверждаем заявки мгновенно!», «Собственный блок в пансионатах Сочи!», «Бесплатный вызов консультанта на дом», «Мы удачно расположены по адресу: ...»);
• уникальные качества персонала туроператора («Мы торгуем тем, что видели своими глазами», «Наши менеджеры прошли обучение в Италии»);
• широкая агентская сеть оператора («Выгляни в окно! Может быть, и там есть наш агент!»);
• положительный имидж туроператора («Путевки от ведущего туроператора по Португалии»);
• искусственное создание дефицита и ажиотажа вокруг планируемого тура («До конца летнего сезона осталось 30 дней!!!», «Количество мест ограничено»);
• уникальная цена предлагаемых туров:
1) цена — загадка — без указания в рекламных сообщениях конкретной стоимости («Наши цены вас приятно удивят», «У нас опять подешевел Таиланд...»);
2) «сползание вниз» — в рекламных сообщениях указывается минимальная стоимость туров («Турция из Ростова от $270»);
3) «растягивание вверх» — в рекламных сообщениях, наоборот, указывают максимальную стоимость предлагаемого тура («Италия не дороже $700»);
4) перечень ценовых компонент («Мармарис — $420 - и все включено!!!», «Домбай - 1850 руб. (проезд, проживание, питание)»).