Вопрос 1. Особенности процесса воспитания
Воспитание– это процесс целенаправленного формирования личности.
Особенности процесса воспитания:
- это многофакторный процесс;
- длительность (характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия);
- непрерывность.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупность задач, на решение которых и направлен сам процесс. Т.е. процесс воспитания направлен на:
- целостное формирование личности;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;
- приобщение учеников к общественным ценностям в области культуры, науки, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний;
- организацию познавательной деятельности учеников;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности учеников;
- развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
Критерий – последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач.
1-ый критерий: главные стадии воспитательного процесса:
овладение знаниями
норм и правил поведения
формирование формирование
убеждений поведения
формирование
чувств
2-ой критерий: связь и взаимосвязь между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса:
а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели иконкретных задач воспитания;
б) организация материальной, общественной и духовной деятельности;
в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитания;
г) контроль и подведение итогов.
3-ий критерий: (для выделения этапов воспитательного процесса): последовательность педагогических действий:
1) ознакомление с общими нормами и требованиями;
2) формирование отношений;
3) формирование взглядов и убеждений;
4) формирование общей направленности личности.