Его логика и движущие силы

Педагогический процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Воспитание как педагогическое явление – та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности учителя или воспитателя.

Воспитание как общественное явление – сложный противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами.

Обучение – работа с умом человека, направленная на становление познавательных процессов человека, его способностей, приобре­тение знаний, умений, навыков.

Обучение – специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучение – двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение), направленный на разрешение педагогических задач.

Преподавание – специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу обучаемым ЗУН и их воспитание в процессе обучения. Это упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения и обеспечение осознанного практического применения знаний.

Учение – особым образом организованное познание, познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение ЗУН и способами учебной деятельности.

Двусторонний характер обучения определяется наличием двух субъектов учебного процесса, их субъект-субъектными взаимоотношениями, где личность ученика в контексте гуманистической и демократической парадигмы, субъект приоритетный.

Логика учебного процесса:

1. подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала;

2. усвоение нового материала;

3. восприятие учебного материала – субъективный психологический процесс, в результате которого складывается образ предмета или явления, непосредственно воздействующего на человеческий мозг;

4. осмысление;

5. закрепление – предупреждает забывание учебного материала и обеспечивает сохранение в долговременной оперативной памяти основных и значительных базовых понятий;

6. выработка практических умений и навыков. Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполненным быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируется путем многократного повторения.

7. обратная связь направлена на выявление ЗУН учащихся, их способностей, уровня развития.

  1. Концепции и технологии обучения

Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии:

  • результативность обучения (полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения – психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления);
  • эффективность обучения, свидетельствующую о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах.

Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения.

Концепция – система взглядов на какую-либо проблему, основная идея, ведущий замысел.

Концепция обучения – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на процесс обучения, его сущность, цели, принципы, содержание и способы организации, а также на выявление критериев и показателей эффективности процесса обучения.

Концепции обучения:

1. Традиционная – доминирующую роль играет преподавание. Представители – Коменский, Песталоцци, Гербарт. Суть – целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Принцип воспитывающего обучения – организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность, обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знание с развитием чувств и воли.

Ступени:

· Ясность – выделение материала и углубленное его рассмотрение;

· Ассоциации – связь нового материала с прошлыми знаниями;

· Система – обнаружение выводов, формулировка понятий, законов;

· Метод – понимание теорий, применение их к новым явлениям и ситуациям.

2. Педоцентристская – доминирующую роль играет деятельность ученика. Представители – Дьюи, Кершенштейнер, Лай. Суть - построение процесса обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ученика.

3. Современная – преподавание и учение. Программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (Гальперин, Занков, Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер).

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальных выбор форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств.

Педагогическая технология – организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Педагогическая технология – содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько).

Структура педагогической технологии:

· Концептуальная основа;

· Содержательная часть – цели, задачи обучения, содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – технологический процесс, организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников и учителя.

Эффективность технологии – педагогическая технология должна быть эффективна по результатам и оптимальным затратам и гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизведение педагогической технологии подразумевает возможность применения ее в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

Классификация педагогических технологий:

    1. по уровню применения:

· общепедагогические;

· частно- методические (предметные);

· локальные (модульные).

    1. по философской основе:

· материалистические и идеалистические;

· диалогические и метафизические;

· научные и религиозные;

· гуманистические и антигуманные;

· свободного воспитания и принуждения.

    1. по научной концепции усвоения опыта:

· ассоциативно-рефлекторные;

· развивающие;

· гештальт-технологии.

    1. по ориентации на личностные структуры:

· информационные – формирование ЗУН;

· операционные – формирование способов умственной деятельности (СУД);

· эмоционально-художественные – формирование сферы эстетических отношений;

· эмоционально-нравственные – формирование сферы нравственных отношений;

· технологии саморазвития – формирование самоуправленческих механизмов личности;

· эвристические – развитие творческих способностей учащихся;

· прикладные – формирование действенно-практической сферы личности.

    1. по подходу к ребенку:

· авторитарные;

· дидакто-центрические – приоритет обучения над воспитанием;

· личностно-ориентированные;

· гуманно-личностные;

· технологии сотрудничества;

· технологии свободного воспитания;

· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся – проблемное, игровые, портфолио.

Наши рекомендации