Его логика и движущие силы
Педагогический процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Воспитание как педагогическое явление – та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности учителя или воспитателя.
Воспитание как общественное явление – сложный противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами.
Обучение – работа с умом человека, направленная на становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний, умений, навыков.
Обучение – специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Обучение – двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение), направленный на разрешение педагогических задач.
Преподавание – специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу обучаемым ЗУН и их воспитание в процессе обучения. Это упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения и обеспечение осознанного практического применения знаний.
Учение – особым образом организованное познание, познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение ЗУН и способами учебной деятельности.
Двусторонний характер обучения определяется наличием двух субъектов учебного процесса, их субъект-субъектными взаимоотношениями, где личность ученика в контексте гуманистической и демократической парадигмы, субъект приоритетный.
Логика учебного процесса:
1. подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала;
2. усвоение нового материала;
3. восприятие учебного материала – субъективный психологический процесс, в результате которого складывается образ предмета или явления, непосредственно воздействующего на человеческий мозг;
4. осмысление;
5. закрепление – предупреждает забывание учебного материала и обеспечивает сохранение в долговременной оперативной памяти основных и значительных базовых понятий;
6. выработка практических умений и навыков. Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполненным быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируется путем многократного повторения.
7. обратная связь направлена на выявление ЗУН учащихся, их способностей, уровня развития.
- Концепции и технологии обучения
Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии:
- результативность обучения (полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения – психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления);
- эффективность обучения, свидетельствующую о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах.
Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения.
Концепция – система взглядов на какую-либо проблему, основная идея, ведущий замысел.
Концепция обучения – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на процесс обучения, его сущность, цели, принципы, содержание и способы организации, а также на выявление критериев и показателей эффективности процесса обучения.
Концепции обучения:
1. Традиционная – доминирующую роль играет преподавание. Представители – Коменский, Песталоцци, Гербарт. Суть – целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.
Принцип воспитывающего обучения – организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность, обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знание с развитием чувств и воли.
Ступени:
· Ясность – выделение материала и углубленное его рассмотрение;
· Ассоциации – связь нового материала с прошлыми знаниями;
· Система – обнаружение выводов, формулировка понятий, законов;
· Метод – понимание теорий, применение их к новым явлениям и ситуациям.
2. Педоцентристская – доминирующую роль играет деятельность ученика. Представители – Дьюи, Кершенштейнер, Лай. Суть - построение процесса обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ученика.
3. Современная – преподавание и учение. Программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (Гальперин, Занков, Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер).
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальных выбор форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств.
Педагогическая технология – организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология – содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько).
Структура педагогической технологии:
· Концептуальная основа;
· Содержательная часть – цели, задачи обучения, содержание учебного материала.
· Процессуальная часть – технологический процесс, организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников и учителя.
Эффективность технологии – педагогическая технология должна быть эффективна по результатам и оптимальным затратам и гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизведение педагогической технологии подразумевает возможность применения ее в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.
Классификация педагогических технологий:
- по уровню применения:
· общепедагогические;
· частно- методические (предметные);
· локальные (модульные).
- по философской основе:
· материалистические и идеалистические;
· диалогические и метафизические;
· научные и религиозные;
· гуманистические и антигуманные;
· свободного воспитания и принуждения.
- по научной концепции усвоения опыта:
· ассоциативно-рефлекторные;
· развивающие;
· гештальт-технологии.
- по ориентации на личностные структуры:
· информационные – формирование ЗУН;
· операционные – формирование способов умственной деятельности (СУД);
· эмоционально-художественные – формирование сферы эстетических отношений;
· эмоционально-нравственные – формирование сферы нравственных отношений;
· технологии саморазвития – формирование самоуправленческих механизмов личности;
· эвристические – развитие творческих способностей учащихся;
· прикладные – формирование действенно-практической сферы личности.
- по подходу к ребенку:
· авторитарные;
· дидакто-центрические – приоритет обучения над воспитанием;
· личностно-ориентированные;
· гуманно-личностные;
· технологии сотрудничества;
· технологии свободного воспитания;
· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся – проблемное, игровые, портфолио.