И среднего полного общего образования в муниципальных образовательных организациях

В 2016 году в ряде субъектов Российской Федерации неоднократно отмечались случаи блокировки счетов муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по причине наличия у них просроченной кредиторской задолженности, что приводило к неисполнению обязательств работодателей по своевременной выплате заработной платы работникам образовательных организаций.

В качестве вопроса повестки дня информация о случаях нарушений трудовых прав работников образования в связи с невыплатой заработной платы в Республике Марий Эл была заслушана 22 марта 2016 года на заседании рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

В рамках реализации протокола заседания рабочих групп РТК (п. 3 Протокола заседания 22 марта 2016 года) Общероссийским Профсоюзом образования проводится работа по подготовке предложений по вопросу уточнения правового механизма финансового обеспечения государственных гарантий на получение гражданами Российской Федерации общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.

Так, Профсоюзом в мае–июне 2016 года проведены консультации с представителями Минфина России, Роструда России, Минобрнауки России и Минюста России в целях подготовки материалов и перечня вопросов, необходимых для обсуждения на заседании рабочей группы РТК в связи с удержанием средств на выплату заработной платы работникам из-за блокировки счетов на основании решений арбитражных судов/

Проведённые консультации показали, что проблема блокировки счетов муниципальных бюджетных образовательных организаций имеет различные аспекты, но основными являются проблемы:

1) недофинансирования муниципальных образовательных организаций вследствие неисполнения в полном объёме:

- расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях;

- расходных обязательств органов муниципальных образований по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройству прилегающих к ним территорий.

2) нарушения бюджетной дисциплины на муниципальном и региональном уровнях, связанные с нарушением сроков исполнения расходных обязательств и с нецелевым использованием бюджетных средств.

Как следствие, у образовательных организаций накапливается совокупная кредиторская задолженность, что приводит к блокировкам счетов образовательных организаций по инициативе кредиторов.

Анализ текущей ситуации (по состоянию на июнь 2016 года), проведённый Профсоюзом на основании выборочно предоставленных данных от территориальных организаций Профсоюза, показывает наличие устойчивого роста размера совокупной кредиторской задолженности у муниципальных образовательных организаций, начиная с января 2016 года.

Оценка структуры кредиторской задолженности даёт основание сделать предварительные выводы о том, что она является, с одной стороны, следствием непредставления в полном объёме субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам, что ведет к нарастанию долгов перед государственными внебюджетными фондами и по НДФЛ, а с другой стороны, следствием неисполнения в полном объёме расходных обязательств органов муниципальных образований (долги перед поставщиками коммунальных услуг, электроэнергии, прочих услуг).

По состоянию на июль 2016 года в рамках решения проблемы сокращения просроченной кредиторской задолженности в субъектах РФ на федеральном уровне приняты меры по корректировке расходов федерального бюджета:

Председателем Правительства Российской Федерации подписано Распоряжение от 9 июля 2016 года № 1447-р, которым утверждено распределение дотаций, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам 44 субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в объёме 20,9 млрд рублей, в том числе:

- 8,6 млрд рублей – на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов;

- 12,3 млрд рублей – на частичную компенсацию дополнительных расходов субъектов Российской Федерации на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

При этом Федеральным законом от 14.12.2015г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год» первоначально на 2016 год были утверждены «Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы (Межбюджетные трансферты)» в размере 30 млрд. руб., против 60 млрд. руб., утверждённых на 2015 год. Следует отметить, что в ЦС Профсоюза ещё на этапе обсуждения основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 года, проходивших в июле 2015 года, была сформулирована позиция по недопущению снижения величины дотаций в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Данная позиция была доведена до сведения социальных партнеров 16 июля 2015 года письмом Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ в секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, где конкретно говорилось, что Совет Ассоциации не может согласиться со снижением объема дотаций федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 г. по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Обращаем внимание руководителей региональных организаций Профсоюза на то, что по итогам консультаций, проведённых в рамках реализации протокола заседания рабочей группы РТК (п. 3 Протокола заседания 22 марта 2016 года № 3, 7), подготовлен, с целью уточнения правового механизма финансового обеспечения государственных гарантий на получение гражданами Российской Федерации общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях и преодоления рисков нарушения сроков и установленных объемов выплаты заработной платы педагогическим и иным работникам образовательных организаций, проект «перечня вопросов, предлагаемых для рассмотрения на заседании рабочей группы РТК (Приложение).

Приложение

Перечень вопросов,

предлагаемых для рассмотрения на заседании рабочей группы РТК,

с целью преодоления рисков нарушения сроков и установленных объемов выплаты заработной платы педагогическим и иным работникам образовательных организаций, в том числе в связи с участившимися случаями блокировки счетов образовательных организаций по причине имеющейся у них кредиторской задолженности

1. Вопрос «защиты» средств, выделяемых муниципалитетам на «обеспечение госгарантий» по программам общего и дошкольного образования из бюджета субъекта РФ.

К о м м е н т а р и й.

Субвенции, получаемые муниципалитетами, несмотря на их целевой характер, могут использоваться на цели, не связанные с госгарантиями (временно на покрытие долгов по коммунальным платежам и другим обязательствам). Существующий порядок при казначейском исполнении бюджетов предполагает определенную очередность в выплатах (сначала погашение долгов, затем другие выплаты, в том числе и заработной платы). То есть при блокировке счета учреждения за долги по коммунальным платежам, учреждение не в состоянии выплатить зарплату, хотя целевые средства на зарплату (субвенция на « выполнение госгарантий») в бюджет муниципалитета поступили. Происходит списание средств учреждения, поступивших на его счет для погашения долгов. В результате нарушается норма бюджетного законодательства по целевому использованию средств субвенций на «выполнение госгарантий», что подвергает руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования, угрозе взыскания.

Для решения этой проблемы в муниципалитетах стала распространяться практика разблокировки счета учреждению для выплаты зарплаты на один день (средства поступают и тут же выплачиваются в виде заработной платы). В результате происходит нарушение бюджетного законодательства по очередности платежей, что подвергает директора школы (детского сада) угрозе взыскания.

Кроме того, анализ региональной практики показал, что нередки случаи перечисления учреждениям средств на заработную плату без учета начислений на заработную плату и средств отчислений в государственные внебюджетные фонды. Подобная практика является грубым нарушением бюджетного законодательства по обязательности платежей, что также чревато наложением взыскания на директора школы (детского сада) .

Таким образом, существующая юридическая и финансовая ответственность руководителя органа исполнительной власти, осуществляющего государственно управление в сфере образования,(региональный уровень) не подкреплена полномочиями по распоряжению региональными средствами на «обеспечение госгарантий», так как распоряжается средствами учредитель учреждения (муниципальный уровень), который имеет свои интересы, так как при дефицитности бюджетов субсидии на образование образовательным учреждениям могут составлять до 70-80% доходов некоторых муниципалитетов.

Наши рекомендации