СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Конспект пробного урока
по литературе на тему
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
В 7«А» классе
школы №1726
студента 45 группы
Устинова Сергея Александровича
Учитель:____________
Макаревич Г.А.
Методист:___________
Савельева Е. Р.
Оценка за конспект: _____________
Оценка за проведение урока:_____________
Москва 03.12.2012 года
Тема: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Цель: Познакомится с произведением Ю.М. Лермонтова .
Задачи:
Образовательные:
1.Проанализировать главы произведения.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к русской литературе.
2. Воспитывать вдумчивого читателя.
Развивающие:
1.Развивать навыки выразительного чтения.
2. Развивать умение сравнивать и обобщать.
3. Развивать память и речь.
Материалы и оборудование
Для учителя | Для детей |
Учебник Презентация | Учебник Тетрадь Письменные принадлежности |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович, сегодня я проведу у вас урок Литературы, садитесь пожалуйста. | Приветствуют учителя. |
II.Сообщение темы урока | Сегодняшний урок мы посвятим произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Слушают учителя. |
III.Рассказ учителя | 1828-1841 И конечно же Лермонтова не могла интересовать историческая тема. И он в своей песне изображает времена Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя только мешали ему править. Другая часть получила название опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») — здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Со своими опричниками Иван провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому Новгород и ряд других городов. Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. Вот такой не однозначной фигурой был царь Иван Грозный и именно поэтому его фигура привлекла Ю.М. Лермонтова. | |
IV.Анализ произведения | Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему? В 1840 г. вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Песней...». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни...»? | Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг., не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры. |
V. Комментирование | О чьего лица идет повествование в поэме? Почему именно гусляры? Чем интересен каждый из героев поэмы? Кому и в какие моменты вы сочувствуете? Как вы думаете кто является центральной фигурой в поэме? Какова была причина кулачного боя между опричником и купцом? Чью честь прежде всего защищал купец? Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне? К каким поступкам она побуждает обоих? Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет? Как относятся к каждому из них гусляры? | Гусляров. Это простой народ который беспристрастно оценивает действительность. Купец Калашников. То что опричник посягнул на замужнюю женщину. Своей супруги. |
VI. Сопостави-тельный анализ | Сейчас разделимся на две половины. Первая половина еще раз перечитает Диалог царя с опричником на пиру, а вторая диалог царя с Калашниковым после кулачного боя. Каким предстаёт царь в этих двух диалогах? | |
VII. Итог урока | Как относится сам автор к героям? Как вы думаете справедлив ли царь? Кто из героев вам ближе? убедились, что эта тема играла не последнюю роль в творчестве поэта. | Он не выступает не на чей стране . |
VIII. Домашнее задание |