Конспект урока для учащихся 1 класса

Задачи урока:

Образовательные:

Строевые упражнения: Обучить учеников основной стойке.

Разучить построение в одну шеренгу и повороты налево и направо в строю.

Акробатика: Разучить группировку и перекаты вперёд и назад в группировке

Прикладные упражнения: Разучить лазание по гимнастической скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягиванием в положении лежа на животе

Ознакомить учащихся с основными правилами переноски гимнастического инвентаря

Оздоровительные

1) Содействовать формированию правильной осанки

2) Содействовать развитию координационных способностей учащихся при выполнении строевых приемов и лазания по скамейке.

Воспитательные

1) Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие движений при выполнении ОРУ

2) Воспитывать у учащихся организованность и навыки совместных действий при выполнении строевых упражнений

3) Воспитывать у учащихся ответственность перед коллективом при выполнении различных заданий, влияющих на общий результат.

4) Воспитывать бережное отношение к используемому на занятиях инвентарю.

Инвентарь: 4 гимнастические скамейки, 10-12 поролоновых матов, 2 набивных мяча, свисток, бумажные кружки диаметром 10 см, фломастер.

Дата проведения«___» ______________ 201___ г.

Место проведения: зал № 1 школы № 757, СПб

Частные задачи Средства Доз-ка Методические приемы обучения, организации и воспитания
Подготовительная часть 12- 14 мин
1. Организовать класс для начала занятия     2. Разучить построение в одну шеренгу   3. Обучить учеников основной стойке     4. Разучить повороты налево и направо. - создать представление о технике выполнения поворотов - апробировать технику выполнения поворотов 5. Повысить интерес учеников к выполнению учебных заданий 6. Воспитывать у учащихся организованность и навыки совместных действий при выполнении строевых упражнений 7. Воспитывать у учащихся ответственность перед коллективом при выполнении различных заданий, влияющих на общий результат.     9. Разместить учеников для удобного выполнения ОРУ 10. Подготовить суставы, мышцы и связки тела учащихся к основной части урока. 11. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие движений при выполнении ОРУ 12.Содействовать формированию правильной осанки 13. Подготовить мышцы шеи к выполнению перекатов назад в группировке   14. Подготовить мышцы ног к выполнению группировок и передвижению в упоре присев 15.Способствовать повышению подвижности в поясничном отделе позвоночника и тазобедренных суставах.   16.Разучить положение группировки из положения сидя   17.Способствовать повышению подвижности позвоночника в поясничном и грудном отделах   18.Способствовать повышению подвижности позвоночника в поясничном и грудном отделах.   19. Содействовать растягиванию мышц задней поверхности бедра   20. Содействовать растягиванию мышц задней поверхности бедра   21. Содействовать повышению эмоционального фона и развитию координационных способностей учеников. 22. Организовать класс для проведения основной части занятий и подготовить места занятий 23. Воспитывать бережное отношение к используемому на занятиях инвентарю Построение класса в 1 шеренгу по росту вдоль линии разметки на полу,   Игра «Последний утёнок». Задание – быстро занять своё место в строю – последний вставший в строй ученик становится последним утёнком. Он выполняет 3 приседания.   Показать стойку и уточнить положение частей тела. Дать ученикам опробовать положение стойки и исправить общие ошибки   Игра «Замри». Ученики стоят в строю произвольно, по команде «Замри!» принимают строевую стойку и держат её 5 счетов. Ученики, допустившие ошибки выполняют 3 приседания.   Показать и уточнить положение тела, ног и рук при выполнении поворотов. Повороты налево и направо     Игра «Кто в лесу главный?» Играют в двух командах. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных баллов при выполнении заданий – основной стойки (игра «Замри» и повороты налево и направо)     Размыкание на поднятые руки в стороны Комплекс ОРУ 1). И.П. О.С. 1. Руки вперёд 2. Руки вверх 3. Руки в стороны 4. И.П.   2). И.П. Ст. ноги врозь, руки на поясе 1-2. Наклон головы вперёд 3-4. И.П. 5-6. Наклон головы назад 7-8. И.П. 3). И.П. Стойка, руки на поясе 1-2. Присед 3-4. И.П.     4). И.П. Стойка ноги врозь, руки на пояс 1-3. Три пружинистых наклона вперёд прогнувшись 5. Выпрямиться 6-7. Наклон назад. 8. И.П. 5). И.П. Упор сидя сзади. 1-2. Сед в группировке 3-4. И.П. 6). И.П. Стойка ноги врозь, руки на пояс 1-3. Три пружинистых наклона влево 4. Выпрямиться 5-7.Три пружинистых наклона вправо 8. И.П. 7). И.П. Стойка ноги врозь, руки в стороны 1-3. Три пружинистых поворота тела налево 4. И.П. 5-7. Три пружинистых поворота тела направо 8. И.П.. 8). И.П. Широкая стойка ноги врозь, руки на поясе 1-3.Три пружинистых приседания на левой, руки на левом бедре 4. И.П. 5-7.Три пружинистых приседания на правой, руки на правое бедро 8. И.П. 9). И.П. Широкая стойка ноги врозь, руки поясе 1-3. Три пружинистых наклона вперёд с касанием пола ладонями 4. И.П.. Прыжки. 9). И.П. Стойка, руки на поясе. 1. Стойка ноги врозь, руки в стороны 2. И.П.   Сомкнуть команды, подготовить маты для выполнения перекатов     1 мин     2 р. 2 р.     1 р.   3 р.   1 р. 2 р   5 р.     3 мин     30 сек   6 мин     3 р.   3 р.     4 р.   2 р.     5 р.   2 р.   2 р.     2 р.   2 р.   4 р     16 р     2 мин   Предложить ученикам построиться вдоль линии разметки, проверить, чтобы ученики стояли по росту, указать, чтобы они запомнили, кто стоит рядом с ними справа и слева. Предложить ученикам выйти из шеренги вперёд 1) на 10 шагов, 2) подойти к противоположной стороне зала и по свистку быстро занять свое место в шеренге.     Для постановки головы указать ученикам ориентиры на противоположной стороне зала, куда должен быть устремлен взгляд Отметить учеников, кто хорошо выполнил задание   По- разделениям, исправляя ошибки В целом     Предложить ученикам в строю последовательно назваться «ежиком» и «зайчиком». Разделить учеников на 2 команды – «ёжиков» и «зайчиков». «Зайчики» выходят из строя и строятся напротив «ежиков» вдоль линии разметки на противоположной стороне. Привлечь освобождённых учеников к наблюдению за выполнением заданий. После каждого задания штрафные очки каждой команды записываются фломастером на бумажных кружочках и по окончанию, проводится общий подсчёт. Выигрывает команда с меньшей суммой баллов. К судейству привлекаются также и освобождённые ученики.   Дать указание поднять руки в стороны и указать сторону, куда необходимо разомкнуться   Дать указание ученикам выполнять упражнения с сохранением осанки и точных положений рук и ног.   Выполнять в медленном темпе     Обратить внимание учеников на сохранение осанки (свести вместе лопатки).   Обратить внимание учеников на сохранение осанки   Обратить внимание учеников на круглую спину, захват голеней за верхнюю треть, разведение коленей и опущенный на грудь подбородок   Обратить внимание на точное выполнение наклонов в сторону     Обратить внимание учеников, чтобы не опускали руки и спину держали ровно   Постепенно увеличь темп подсчёта, для снижения возбуждения перейти на ходьбу на месте.     Назначить по два ученика для переноски матов, указать, чтобы несли их аккуратно и бережно. Разместить учеников по 2 человека на мат и повернуть их спиной к матам, в середине уложить мат для демонстрации ученикам перекатов   Конспект урока для учащихся 1 класса - student2.ru
Основная часть урока 28-30 мин
  24. Разучить группировку и перекаты вперёд и назад в группировке   25. Разучить лазание по гимнастической скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягиванием в положении лежа на животе   26. Привести в порядок рабочие места Акробатика: 1) и.п. упор присев 1-2 группировка 3-4 и.п. 2) и.п. лежа на спине 1-2 группировка 3-4 и.п. 3). «Качалочка» в группировке лежа на спине с перекатом в упор присев 4) и.п. упор присев 1-2 перекат назад в группировке 3-4. и.п. Прикладные упражнения: 1. Лазание по скамейке, перейти на гимнастическую стенку и спуститься вниз: - в упоре присев; - в упоре стоя на коленях; - подтягиванием лежа на животе Провести эстафету «Быстрей домой». По сигналу ученики в командах подтягиванием лежа на животе залезаю на гимнастическую стенку, спускаются вниз и передают эстафету следующему. Побеждает команда выполнившая быстрее.   4 р     4 р   20 сек     4 р     2 р 1 р   2 р     1 мин   Продолжить игру, чья команда «ежиков» или «зайчиков» выполнит задания лучше.     Проигравшая команда убирает маты (по 2 человека на мат)   Установить 2 скамейки на 7 рейку гимнастической рейки на расстоянии 5 метров Конспект урока для учащихся 1 класса - student2.ru За ошибки начисляются штрафные очки. 2 штрафных очка ведут к дополнительному выполнению задания ещё одним членом команды   Проигравшая команда убирает снаряды
Заключительная часть 3 мин
26. Подвести итоги урока и содействовать мотивации учеников к достижениям результатов на уроке Отметить достигнутые на уроке результаты и успешные выполнения упражнений учениками.   3 мин Отличившимся на уроке ученикам можно проставить отличную оценку за учебную работу на уроке
         

Приложение 2

11. Примерный сценарий спортивного праздника «Озорной мяч»

(для 1-3 классов школы)

Данный сценарий взят из учебно-методического пособия кафедры теории и методики физической культуры и спорта, авторы Никольская С.В., Титорова О.Н. «Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура в общеобразовательной школе», 2006 г.

Дети строятся в колонну командами перед входом в зал. Каждую команду возглавляет студент. После слов ведущей и начала музыки дети входят в зал. Проходят полукруг и встают буквой "П".

По команде ведущей: «Парад ко мне лицом налево – напра-во!» участники поворачиваются лицом, к ведущей.

Ведущая: На спортивную площадку

Приглашаем дети, вас,

Праздник спорта и здоровья

Начинается сейчас!

Ведущая: Здравствуйте уважаемые участники и гости нашего праздника! Сегодня мы собрались в этом зале на весе­лом спортивном празднике «Озорной мяч». В нашей программе: конкурс разминок, загадок, эстафеты с различными мячами, спортивные и подвижные игры с мячом, а также показательные выступления. Предлагаю вам взять с собою быстроту, смелость, находчивость и желаю больших успехов в предстоящих сорев­нованиях.

Празднику спортивному рада детвора,

Юным физкультурникам –

Все: Ура! Ура! Ура!

Ведущая: Сегодня у нас все, как на настоящих соревно­ваниях. Оценивать наши результаты будут судьи (представляет судей).

Ведущая: На нашем соревновании как на всех спортив­ных соревнованиях, присутствует доктор. Скажите ребята, к соревнованиям все готовы, все здоровы? А к проверке вы готовы? Дети - да, готовы…

Ведущая: доктор, я прошу вас дать ответ

Все готовы или нет!

Доктор: Все дышите! Не дышите!

Все в порядке. Отдохните

Вместе руки поднимите, опустите,

Наклонитесь, разогнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен

Из ребят никто не болен

Каждый весел и здоров

К состязаниям готов!

Ведущая: В таком случае, соревнование начинается, и сейчас мы проведем, как и полагается перед соревнованиями, разминку. Каждая школа подготовила свою разминку:

На разминку приглашается команда школы «Талант». (Команда показывает свою разминку)

На разминку приглашается команда школы «Разго­ворных языков». (Команда показывает свою разминку)

Ведущая: Молодцы, замечательно! Разминка двигательная прошла успешно. Слово судьям. (Судьи высказывают свои оценки)

Ведущая: А сейчас проведем интеллектуальную раз­минку. Каждая команда по очереди будет отвечать на мои во­просы. Если команда не знает ответ, то ответить может команда соперников. Если и она не знает ответа, помочь могут болель­щики. За каждый правильный ответ участники получают 2 очка, а болельщики приносят своей команде 1 очко.

Вопросы:

1. В какой стране зародились Олимпийские игры?

(А - Англии, Б - России, В - Греции)

2. Сколько колец изображено на Олимпийском флаге?

(А -3, Б-5, В-7)

3. Могли ли женщины принимать участие в Древних
Олимпийских играх? (А - да, Б - нет)

4. Прекращались ли войны во время проведения Древних

Олимпийских игр? (А - да, Б - нет)

5. Какой награды удостаивался победитель Олимпийских
игр? (А - венок из ветвей оливкового дерева, Б - венок из пет­рушки,

В - яблоко).

6. Как наказывали спортсменов за нарушение правил со­ревнований на

Древних Олимпийских играх? ( А - телесное на­казание, Б - штраф,

В - над ними все смеялись)

7. Почему Олимпийские игры называются Олимпийски­
ми? (в честь царя, название города где они проводились, название горы

8. Где зажигается огонь при проведении Олимпийских
игр? (А - в стране, которая проводит Олимпийские игры, Б – в Греции, В - в стране, которая проводила предыдущие Олимпий­ские игры)

9. Как называли древние греки человека, не умеющего
писать и плавать? (А - глупым, Б - некрасивым, В - телесным и
умственным калекой)

10. Где проводились последние Олимпийские игры? (А -Америка, Б - Австралия, В - Греция)

11. Почему прекратилась традиция проведения Древних Олимпийских игр? (война, распространение христианства, стали неинтересны людям)

Римский император Феодосии 1 усмотрел в Олимпийских играх языческий обычай, мешающий распространению христианства, и запретил их. Только в конце 19-го века были организованы современные Олимпийские игры и первые из них провели в Греции.

12. Назовите состязание, входившее в программу первых Олимпийских игр? (бег, плавание, конный спорт)

Ведущая: Интеллектуальная разминка закончена. Слово судьям (судьи высказывают свои оценки).

Ведущая: Наши соревнования продолжаются. На старт для участия в эстафетах приглашаются команды 3-х классов. Вам нужно построиться за своими ведущими-студентами. Какая команда быстрее займет свое место? Раз-два-три-на старт - беги!

1-я эстафета: пробежать змейкой между фишками с 1 теннисной ракеткой и теннисным шариком на ней (показывают студенты)

2-я эстафета: нужно змейкой провести баскетбольный мяч туда и обратно (если мяч упал, ведение начинают с места падения)

3-я эстафета: «перемена предметов» - команде дается 2 теннисных мячика и волейбольный мяч. По дистанции раскла­дываются теннисные мячики, в руках у капитана - волейболь­ный мяч. Необходимо поменять сначала волейбольный мяч на теннисный мячик, а потом теннисный мячик на другой теннис­ный мячик, а потом теннисный мячик - на волейбольный и принести его игроку своей команды.

Ведущая: спасибо командам 3-го класса за участие в эстафетах, садитесь на место. Пока судьи подсчитывают очки, предлагаю вам посмотреть спортивный танец представительниц спортивного клуба «Виктория» г. Ломоносов

Слово судьям. (Судьи высказывают свои оценки)

Ведущая: Наши соревнования продолжаются. На старт для участия в эстафетах приглашаются команды 1-х классов. Вам нужно построиться за своими ведущими-студентами. Какая команда быстрее займет свое место? Раз-два-три-на старт - беги!

1-я эстафета: прокатить мяч руками змейкой между фишками

2-я эстафета: передвижение по прямой до фишки в по­ложении «Паучка» (ногами вперед), на животе резиновый мяч - обратно бегом, мяч в руках

Ведущая: спасибо командам 1-го класса за участие в эс­тафетах, садитесь на место. Пока судьи подсчитывают очки, пе­ред вами выступит Карпенко Катя - Спортивный клуб «Викто­рия» г. Ломоносов - танец «Поросенок-спортсмен»!

Слово судьям. (Судьи высказывают свои оценки)

Ведущая: Наши соревнования продолжаются. Пригла­шаются команды 1-х классов для участие в игре «Камни в ого­роде». Команды играют по 6 человек. У каждого игрока в руках мяч. По свистку необходимо перебросить мяч через волейболь­ную сетку, подобрать мяч, лежащий на своей половине, и также перебросить через сетку. После второго свистка перебрасывать мячи больше нельзя. Выигрывает команда, на чьей половине будет меньше мячей.

Судит соревнование: судья Платонов Владимир Васильевич

Ведущая: спасибо командам, вы очень старались, сади­тесь на место - отдыхайте. Для последней игры «Пионербол» вызываются команды 3-х классов. Играет 6 человек в команде, за игру можно делать сколько угодно замен. Играем до 10 очков. Подача - строго по свистку судьи. Игра без потерь подач, каждое действие - очко.

Ведущая - спасибо командам - вы здорово сражались! Пожалуйста садитесь на место - отдыхайте. И пока судьи окончательно подводят итоги, перед вами выступят с поздравлением:

- спортсменки клуба «Факел» Красносельского района

- еще одно поздравление приготовил вам клуб «Вик­тория»

Ведущая: команды стройся для заключительного подве­дения итогов и закрытия праздника (строятся за своими веду­щими-студентами)

Слово судьям - судьи высказывают свои оценки

Награждение участников.

Ведущая: команды напра-во, на круг почета шагом марш! (команды делают круг почета и выходят из зала).

Приложение 3.

12. Конкурс для старшеклассников «Забавные эстафеты»

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса «Забавные эстафеты»

I. ВВЕДЕНИЕ

Конкурс «Забавные эстафеты» (далее, «конкурс») проводится для старших классов (9-11 классы) школы №______ для популяризации занятий физической культурой и организации досуга школьников. Каждый из старших классов может выставить одну команду участников в составе 6 человек, с равным соотношением юношей и девушек (по 3 человека).

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель проведения конкурса - повысить эмоциональность и интерес участников и зрителей к занятиям физической культурой.

Задачи конкурса:

· использовать разнообразные формы проведения массовых мероприятий для школьников;

· повысить интерес школьников к участию в массовых спортивных мероприятиях

· совершенствовать умения в организации и проведении массовых спортивных мероприятий;

2. СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРС

Конкурс будут проходить «___» ____________ 201__ г., в спортивном зале школы, с 13.30.

3. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

Ответственные за организацию и проведение конкурса – студенты университета ФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта _______________________________

(фамилия и.о.)

Жюри конкурса – председатель, директор школы __________________________, члены жюри и учителя физической культуры ___________________________________

Медицинское обеспечение конкурса закрепляется за медсестрой школы ___________________________________.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ КОНКУРС

И УСЛОВИЯ ИХ ДОПУСКА

Каждый класс, участвующий в состязании, выставляет одну команду из 6 человек (3-е юношей и 3 девушки), не имеющих противопоказаний к выполнению программы конкурса. Каждая команда выбирает себе капитана. Команды могут иметь свою символику и флаг. Форма одежды участников – произвольная.

Перед началом состязаний будет проведён конкурс на самую забавную форму одежды участников команды и команде-победителю конкурса авансом будет начислено 3 очка.

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс будет проходить в 3 этапа, с выбыванием проигравших команд на каждом этапе. На первом этапе состязаются заявленное число команд. На второй этап (полуфинал) переходят только 6 команд, на третий этап (в финал) выходят 3 команды.

Вначале конкурса все заявленные команды делятся на подгруппы по 3 команды в каждой. Комплектация команд в подгруппы и порядок выступлений определяются жеребьёвкой. Первыми состязаются в своей подгруппе команды с 1-го по 3-й номер, вторыми – с 4-го по 6-й номер.

Места, занятые командами в своей подгруппе определяется количеством набранных очков.

После 1-го этапа первые две команды из каждой подгруппы переходят на следующий этап (полуфинал). Команды, занявшие в своей подгруппе 3-и места, выбывают из конкурса.

На 2-м этапе только первые две команды переходят на следующий уровень (финал). Команда, занявшая 3-е место, выбывает из конкурса

На 1-м и 2-м этапе команды участвуют в эстафетах (приложение №1). После прохождения эстафеты, на каждом этапе командам начисляются очки.

Команде, пришедшей 1-й начисляется 20 очков

Команде, пришедшей 2-й начисляется 15 очков

Команде, пришедшей 3-й начисляется 10 очков

С команд снимается по 1 штрафному очку за каждое нарушение правил эстафеты и определяется окончательный итог эстафеты.

Примечание: за спор участника команды с судьёй, с команды снимается 3 очка.

На 2-м этапе очки, набранные на первом этапе, обнуляются и команды состязаются в равном положении. Команде, получившей очки авансом за самую забавную форму одежды, 3 очка начисляются только один раз, на первом этапе.

3-й этап, финал конкурса, будет проходить в виде конкурса капитанов 2-х команд. При необходимости, для определения победителя, в финале командам могут также предлагаться различные дополнительные задания.

6. НАГРАЖДЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Команда, занявшая первое место, награждается дипломом и шуточным призом (торт или пирог).

7. ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ

Заявки на участие в состязании принимаются до «___» _____ 2010 г.

Образец

Заявка

от класса ______школы № _____ на участие в конкурсе «Забавные эстафеты»

Фамилия, и.о. Допуск врача
1-6    

ПРОГРАММА КОНКУРСА

1-й этап

Эстафета «Кто быстрее!»

Команды располагаются в 3-х колоннах по 6 человек (Рис. 1)

По сигналу ведущего начинается эстафета.

Юноша и девушка добегают до матов и выполняют 2 кувырка вперед в паре

1). 2 кувырка вперёд в паре:

И.П. Юноша ложится на спину (ногами в направлении дальнейшего движения), поднимает ноги вперёд врозь. Девушка становится у его головы ноги врозь. Оба партнёра берут друг друга за ноги хватом за нижнюю треть голени (у стоп). Наклоняясь вперёд, отталкиваясь ногами и опираясь руками в ноги юноши, девушка выполняет кувырок вперёд, а юноша в это время плавно опускает ноги и руками помогает девушке, толкая её ноги. Второй кувырок подобным образом делает юноша.

Ошибки: Отпускание ног партнёра.

За неисполнение одного кувырка, команда снимается с конкурса

После выполнения кувырков оба партнера бегут к скакалке

2). 5 подскоков на скакалке

И.П. Стойка лицом друг другу, руки юноши на плечах девушки, скакалка в руках у девушки. Выполняются 5 подскоков (скакалка должна пройти под ногами у обоих партнёров). Нельзя наклоняться вперёд, чтобы не удариться лбами

Ошибки: Неисполнение подскока

Отпускание плеч партнёра

После выполнения подскоков оба партнера бегут к скамейке

3). Перемещение партнёров по скамейке в положении лежа друг на друге

Юноша ложится на скамейку, на грудь, девушка ложится на него и вдвоём, подтягиваясь руками, перемещаются по скамейке до её конца

Ошибки: Касание ногами пола в процессе перемещения по скамейке

После выполнения лазания по скамейке оба партнера бегут, девушка к обручу, юноша – дальше вперёд к указанному ориентиру (набивному мячу, линии и т.д.)

4). Девушка становится внутрь обруча в положение полуприседа согнувшись, руки на коленях и переступанием, быстро выполняет 3 вращения вокруг себя на 360* в любую сторону, затем берёт обруч в руки и, не сходя с места, набрасывает его на юношу.

Бросок без предварительного вращения не засчитывается.

Юноша становится на расстоянии 5-ти метров от девушки, руки, ладонями на голове, локти вперёд сомкнуты (лицо прикрыто предплечьями от возможного удара обручем). Руки отпускаются только после набрасывания обруча или при возвращении обруча девушке для повторного броска.

В случае промаха, юноша возвращает девушке обруч и становится на место. Девушка вновь выполняет 3 вращения, а затем повторяет бросок обруча. Броски выполняются до тех пор, пока обруч не будет наброшен (или до сигнала ведущего к окончанию эстафеты).

Ошибки: Недовыполнение вращения.

Юноша отпускает руки и продевает их в обруч самостоятельно.

Расстояние между юношей и девушкой во время броска было меньше установленного (более чем на 0.5 м).

Бросок с расстояния меньше на 1 м от установленного расстояния, не засчитывается

После набрасывания обруча, юноша возвращает его на первоначальное место и переносит девушку.

5). Переноска одного партнёра другим

Юноша любым способом переносит девушку (слева от скамейки, для предотвращения столкновения с другой парой) обратно к стартовой линии.

Девушка касанием другой пары передаёт им эстафету.

Ошибки: Касание ног девушки пола при её переноске.

Окончанием эстафеты для команды считается возвращение всех её участников в строй и капитан команды поднимает руку (знак для судей).

Конспект урока для учащихся 1 класса - student2.ru

2-й этап

Эстафета «Кто ловчее!»

Команды делятся на 2 части по 3 человека и становятся у концов скамейки друг напротив друга, девушки с одной стороны, юноши с другой (Рис. 2)

1). Расхождение по гимнастической скамейке

По сигналу, юноши и девушки перемещаются по скамейке навстречу друг другу к другому концу скамейки с расхождением между собой, не опускаясь на пол.

Ошибки: Касание пола ногами

Перешагивание через участника

Юноши и девушки добегают до матов и выполняют кувырки

2). Юноши выполняют 3 кувырка вперёд

Девушки выполняют 2 кувырка вперёд

Ошибки: Невыполнение кувырка

Юноши и девушки добегают до набивных мячей

3). Юноши и девушки зажимают набивной мяч между, образуют колонны и, положив руки на плечи впереди стоящего партнёра, прыжками передвигаются к установленному ориентиру.

Движение без сцепки или потери набивного мяча запрещено

Ошибки: Движение без сцепки или при потере набивного мяча. Падение мяча или расцепление участников не считается ошибкой.

4) Юноши и девушки, в упоре сзади согнувшись, согнув ноги, зажав мяч коленями, возвращаются к установленному месту

Ошибки: Движение при потере набивного мяча.

Падение мяча не считается ошибкой

5). Юноши и девушки любым способом переносят вдвоём третьего партнёра (в положении сидя на руках, лежа и т.д.) к месту старта

Конспект урока для учащихся 1 класса - student2.ru

Окончанием эстафеты для команды считается возвращение всех её участников в строй и капитан команды поднимает руку (знак для судей)

3-й этап

Конкурс капитанов «Угадай скульптуру»

Капитаны 2-х оставшихся в финале команд отзываются из своих команд. По указанию ведущего, одной из команд дается (через судью, запиской) задание изобразить определённую фигуру, Капитаны команд в это время поворачиваются к ней спиной. Далее, за 30 сек, участники в команде должны придумать «как?» и изобразить полученное задание. По команде ведущего, команда застывает на 10 сек и капитанам даётся указание повернуться лицом к команде и отгадать (одна попытка), что именно изобразила команда.

Первому возможность отгадать предлагается капитану данной команды. Команде запрещено двигаться и пытаться подсказать своему капитану ответ. Если капитан не отгадывает, возможность отгадать передаётся капитану другой команды. За правильный ответ начисляется 1 очко.

Далее, подобным образом задание дается другой команде.

Места в конкурсе распределяются соответственно набранным очкам. При равенстве очков в командах, им предлагается дополнительное задание, для выявления победителя.

Ошибки: Подсказка со стороны команды ведёт к исключению команды к дальнейшему состязанию и ей присуждается 2-е место

Подсказка со стороны зрителей ведёт к аннулированию прежнего задания и выдачи дополнительного задания.

Сценарий проведения конкурса

«Забавные эстафеты»

(для старших классов)

Ведущий приглашает к построению участников эстафет (пока они строятся – играет легкая динамичная музыка).

Команды – участники выстраиваются в колоннах напротив зрителей.

Музыка плавно затихает, и ведущий обращается к участникам, гостям, зрителям со словами;

Ведущий : «Уважаемые участники, гости и зрители. Друзья!

Сегодня мы с вами будем свидетелями необычайных состязаний, которые позволят нам выявить ловких и умелых участников. И от того, насколько мы с вами поддержим участников, зависит их успех и победа. Поприветствуем хлопками в ладоши своих друзей и представителей своих команд»

Наш конкурс будет проходить по системе с выбыванием. Две (три) команды, занявшие на каждом этапе последние места в своей подгруппе – выбывают из состязаний.

Команде, пришедшей 1-й начисляется 15 очков

Команде, пришедшей 2-й начисляется 10 очков

Команде, пришедшей 3-й начисляется 5 очков

За каждую ошибку снимается 1 очко и победители в подгруппе определяются по наибольшему количеству очков

Примечание: за спор участника с судьёй снимается 3 очка с команды

По условиям конкурса, команда, выступающая в самых смешных костюмах получает изначально 3 очка, и такая команда у нас есть

(отметить команду, если их несколько, то для объективности надбавить им по 3 очка и свести их в одну подгруппу участия).

«А теперь мы проведём жеребьёвку, чтобы определить очерёдность выступления команд и состав участников в каждой подгруппе.

Свой жребий будут тянуть капитаны команд. Капитаны команд подойдите к столику секретаря для жеребьёвки и запишите свой номер по жребию у секретаря состязаний»

(Музыка усиливается, пока идёт жеребьёвка и запись, секретарь представляет ведущему дубликат групп участников)

Ведущий «Первыми к участию в эстафете приглашаются команды классов ……..

Команды постройтесь у стартовой линии. На правом фланге команда №1, на левом – команда №3.

Готовятся к участию команды ……..

Судьи на этапах, мои замечательные помощники – (………. ) и старший судья (,,,,,,,,,,)

«Команды готовы? Старт»! (включается легкая музыка).

(также и с командами 2-й подгруппы)

Вести текущий комментарий

Ведущий «А теперь определим команды-победители!»

Команда (________), пришла 1-й, получает 20 очков, штрафных очков

(______), итого ________

Команда (________), пришла 2-й, получает 15 очков, штрафных очков

(______), итого ________

Команда (________), пришла 3-й, получает 10 очков, штрафных очков

(______), итого ________

Во второй этап (полуфинал) выходят команды классов _____________

Ведущий «Первый этап эстафеты выявил победителей и эти, уже закалённые и опытные участники, сейчас начнут состязаться на втором этапе.

На старт приглашаются команды (___________________________)

Ведущий: И наконец – финал. В финале у нас будут состязаться команды ___________

И первым состязанием будет «Угадай фигуру». В этом состязании будут испытывать себя капитаны команд.

Каждой команде поочерёдно будут предложено задание изобразить конкретную фигуры, например «Стул» и в течение 30 сек участники команды должны будут решить, как лучше изобразить эту фигуру и изобразить её. В это время капитаны команды не будут видеть их подготовительных действий. По моей команде, фигура должна застыть, капитанам даётся разрешение повернуться, и через 10 сек первым возможность отгадать будет дано капитану команды, которая изображает фигуру. Если он не отгадывает, то поочерёдно возможность отгадать будет дана другим капитанам. За правильный ответ даётся 1 очко. Выигрывает в конкурсе команда, чей капитан набрал большее количество очков.

При равенстве очков или нулевом балансе, командам будет предложено дополнительное задание.

Дополнительное задание (для капитанов команд):

Игра «Лодочник». Капитану необходимо поочередно по-одному быстро переправить (взяв за руку игрока своей команды) на остров «козу», «волка» и «капусту», с тем, чтобы все остались целы. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.

Инвентарь и оборудование:

1. 5 гимнастических скамеек

2. 25 гимнастических матов

3. 5 маленьких и 5 больших набивных мячей

4. 5 обручей

5. 5 скакалок (+2)

6. Канат для перетяжки

7. 10 предметов (стоек для ориентиров) (можно воздушные шарики, нитки и скотч)

8. По 3 листа с надписями – Лодочник, Коза, Капуста и Волк

9. Судейские бланки для судей, карандаши (10 шт. простые), фломастеры 4 шт. – по 1 шт. зеленный, красный, синий, черный

Приложение 4

10. Примерный перечень частных задач урока по гимнастике

Задачи организации урока:

- организовать учащихся для начала урока;

- организовать учащихся для разучивания (закрепления, совершенствования) строевых или прикладных упражнений;

- организовать удобное размещение учащихся для выполнения ОРУ;

- перестроить учащихся для проведения ОРУ;

- раздать гимнастический инвентарь (палки, мячи обручи) для выполнения ОРУ с предметами;

- организовать получение гимнастического инвентаря для выполнения ОРУ с предметами:

- перестроить учащихся по отделениям для проведения основной части урока;

- организовать размещение учащихся у мест занятий в основной части урока.

- подготовить места занятий для выполнения учебных заданий;

- установить гимнастические снаряды и необходимый инвентарь (маты, мостик) для выполнения учебных заданий;

- организовать учащихся для подготовки снарядов и инвентаря;

- организовать выполнение учебных заданий;

- организовать помощь и страховку учащимися друг другу;

- сменить места занятий отделений для выполнения учебных заданий;

- организовать учащихся для уборки снарядов и инвентаря;

- организовать учащихся для заключительной части урока.

- организовать учащихся для проведения заключительной части урока;

- организовать учащихся для подведения итогов урока;

- подвести итоги урока и дать задание на дом;

- организовать учащихся для выставления оценок за учебную работу;

- организовать учащихся для проведения упражнений на расслабление (на внимание).

Психофизиологические задачи:

- установить рабочий контакт с учащимися;

- сконцентрировать внимание учащихся для выполнения учебных заданий;

- ознакомить учащихся с задачами урока;

- повысить познавательную деятельность учащихся на уроке;

- повысить мотивацию и интерес учащихся к учебной деятельности на уроке;

- повысить сознательность и активность учащихся при выполнении учебных заданий;

- активизировать внимание учащихся на результатах их учебной работы

- подготовить организм учащихся к предстоящей работе;

- повысить уровень работоспособности функциональных систем организма учащихся;

- повысить двигательную активность учащихся для выполнения учебных заданий;

- активизировать функциональное состояние организма учащихся для обеспечения высокой работоспособности;

- повысить подвижность в суставах;

- повысить эластичность мышц и связок суставов;

- повысит обменные процессы в мышцах конкретных звеньев тела;

- повысить подвижность в суставах;

- повысить амплитуду движений в суставах;

- повысить размах движений звеньев тела (руками, ногами, головой);

- восстановить организм учащихся после физической нагрузки;

- снизить частоту сердечных сокращений и дыхания учащихся;

- способствовать восстановлению функциональных систем организма учащихся для последующей деятельности;

- снизить эмоциональное возбуждение учащихся для лучшего их переключения на другую деятельность;

Воспитательные задачи:

- прививать любовь занятиям гимна­стикой;

- формировать осознанное отношение к урокам гимнастики;

- приучать учащихся к опрятности и подтянутости во внешнем виде;

- приучать учащихся к личной организо­ванности и исполнительности на уроке;

- воспитывать у учащихся стремление к красоте движений;

- воспитывать уважительное от­ношение к товарищам и старшим людям;

- воспитывать у учащихся целеустремленно­сть, настойчивость в достижении поставленной цели;

- воспитывать у учащихся решитель­ность и смелость при выполнении упражнений;

- воспитывать у учащихся трудолюбие и ста­рательность при выполнении заданий учителя.

16. Контрольные вопросы

1. Какие виды уроков физической культуры Вам известны?

2. Сколько частей выделяют в структуре урока?

3. Какая часть урока является наиболее важной?

4. Какие типы задач решаются на уроке?

5. Какие задачи решаются в каждой части урока?

6. Что такое физическая нагрузка

7. Через какие показатели выражается физическая нагрузка?

8. Каким образом можно увеличить физическую нагрузку?

9. Какая частота сердечных сокращений (ЧСС) характерна для нагрузки малой, средней и большой интенсивности

10. Что такое плотность урока и её виды?

11. Какие способы организации занятий Вы знаете?

12. Какие способы организации занятий можно использовать для увеличения плотности урока?

13. Что такое хронометраж урока?

14. Как проводится хронометраж урока?

15. Какие организационные аспекты урока Вам известны?

17. Словарь основных терминов

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - тренирую, упражняю) - это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.

Функциональные системы организма - это динамические, саморегулирующиеся центрально-периферические организации, обеспечивающие своей деятельностью полезные для метаболизма организма и его приспособления к окружающей среде результаты. Для достижения полезных для организма результатов в функциональных системах избирательно объединяются элементы разных уровней. В организме это ткани различных органов, механизмы нервной и гуморальной регуляции. Регуляторные взаимоотношения, свойственные функциональным системам, обеспечивают необходимую адаптивную устойчивость результатов их деятельности и взаимодействие отдельных элементов для достижения полезных результатов для всего организма в целом.

Сенсорные системы организма - обеспечивают возможность воспринимать и распознавать различные внутренние и внешние воздействия на организм в виде определенного вида энергии: тепловой, химической, электрической, механической, световой. Эти воздействия необходимо воспринимать и распознавать их характер для адекватных ответных реакций организма, для способности организма ориентироваться в пространстве и оценивать его важнейшие свойства. Способность организма воспринимать и распознавать различные внутренние и внешние воздействия являются основой адаптивного поведения всех живых организмов.

Работоспособность - это потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.

Физическая нагрузка - это физическая активность, приводящая к возникновению напряжения, целью которого является поддержание хорошей физической формы и нормального состояния тела или исправление какого-либо физического недостатка.

Объём нагрузки - это суммарное количество выполненных физических упражнений за единицу времени (занятие, неделя, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: в километрах (циклические упражнения), в часах (ациклические упражнения).

Интенсивность нагрузки - это суммарное количество выполненной физической нагрузки с определенной скоростью, т.е. учитывается пройденный путь в единицу времени с определенной мощностью (силовые напряжения в единицу времени), с определенной плотностью занятий (величина времени в промежутках между отдельными упражнениями).

Строевые упражнения - это совместные действия занимающихся в том или ином строю. К строевым упражнениям относятся построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения.

Общеразвивающие упражнения – это движения, выполняемые телом или (и) его частями (головой, руками, ногами), направленные на развитие (сохранение) и укрепление опорно-двигательного аппарата тела, его функциональных систем

Прикладные упражнения – это упражнения, связанные с развитием (сохранением) основных, уже освоенных занимающимися навыков и умений. В группу прикладных упражнений включаются ходьба и бег, равновесие, лазанье и перелезание, бросание и ловля предметов, поднимание и переноска грузов, переползание, преодоление различных препятствий и другие.

Умение - это способность выполнять действие, еще не достигшая наивысшего уровня сформированности, осуществляемая полностью под контролем сознания,

Навык - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения.

Связь между понятиями «умения» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом действии, то первоначальный уровень овладения этим действием - «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного действия, «умение» выполнять его может состоять из нескольких автоматизированных «навыков».

Страховка - это комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся впроцессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение. Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия.

Самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок, правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

Помощь - внешнее воздействие на ученика, облегчающее ему выполнение упражнений. Различают следующие виды помощи: проводка - действия педагога, сопровождающие ученика по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация - задержка ученика педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание - кратковре­менная помощь при перемещении ученика снизу вверх; поддерж­ка — кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь ученику при вы­полнении поворотов;

Общая плотность - это полезное время, использованное на уроке учениками на все виды деятельности (слушание объяснений учителя, просмотра и выполнения упражнений, различных других заданий и т.д.) ко времени всего урока (45 мин).

Моторная плотность – это отношение времени выполнения физических упражнений (T) умноженное на 100% ко времени всего урока (45 мин)

Хронометраж - измерение времени, затраченное учениками на различные виды деятельности на уроке. В специально подготовленный протокол последовательно записываются все действия, в которых принимают участие занимающиеся.

Пульсовая кривая – линия, характеризующая нагрузку на организм занимающихся в течение урока. На основании показателей пульса (частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд) выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока.

16. Литература

1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест. - 1998. - 800 с.

3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.

4. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания // Учебно-метод. пособие. - СПб, ГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - 1997 г. - 43 с.

Наши рекомендации