Составление выписок из работ
Выписка – это дословно переписанные мысли автора. Такая точная запись дает возможность студенту выбрать материал на заданную или самостоятельно определенную тему. Требования к оформлению выписок могут быть следующими:
- указать фамилию и инициалы автора, из работы которого вы выписываете материал;
- указать название работы, ее выходные данные (место издания, год издания, издательство, страницы, из которых сделаны выписки).
Тезисы
Тезисы – это кратко сформулированные основные положения работы. Это слово с греческого означает положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать. Тезисы требуют тщательного изучения текста, но в них не рассматривается фактический материал, приводимый в тексте для обоснования выдвинутой идеи, доказательства ее (идеи) жизнеспособности или пояснения высказываемых положений.
Тезисы, как и конспект, могут быть правильно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.
Реферат
Слово «реферат» означает «докладывать», «сообщать». Студенту, исходя из задач, дается два вида реферата – это передача содержания одной монографии или книги, или одной научной идеи; или описание научной проблемы с использованием разных источников. Реферат может быть написан и сдан преподавателю на проверку, а может быть представлен аудитории студентов в форме публичного доклада.
Готовя реферат, как письменное изложение или устное выступление, надо помнить о требованиях, предъявляемых к реферату: тема, изложенная в реферате, должна быть актуальна и раскрыта на высоком научно-теоретическом уровне; материал должен быть выстроен логично, убедительно. Особую ценность в реферате представляет обоснованное отношение к описываемой теме со стороны студента.
Структура реферата:
- титульный лист;
- развернутый план;
- изложение темы (введение, основная часть, заключение);
- список использованной литературы и иных источников.
Работа выполняется на листах формата А 4, заполненных с одной стороны и набранных на компьютере или печатной машинке. Нумерация вверху, по центру, кроме первой страницы, арабскими цифрами. Объем реферата от 10 до 25 страниц (в зависимости от темы).
Подготовка реферата:
1. Выбор темы (определяется актуальностью, доступностью литературы, личным интересом).
2. Библиографический поиск (умение использовать алфавитный, систематический и предметный каталоги библиотечных фондов, библиографические указатели, обзоры в научных журналах, помощь библиографов, осуществление обзора периодики, использование подстрочных ссылок и списка литературы, источниковедческая критика).
3. Изучение литературы и конспектирование (определение последовательности чтения, составление самостоятельного мнения, анализ прочитанного, тезисная формулировка основных смысловых блоков).
4. Составление плана (по хронологическому или проблемному принципу). Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели работы, основные вопросы реферата, краткая характеристика использованной литературы. В основной части раскрываются все пункты плана, сохраняется логическая связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел заканчивается кратким выводом. В заключении обобщается изложенный материал, формулируются общие выводы (с учетом различных точек зрения), отмечается идея, наиболее соответствующая мнению автора и личное отношение.
5. Написание реферата. Черновик лучше редактировать через 2-3 дня после написания. Материал излагается своими словами, без дословного переписывания из источников. Необходимо следить за грамотностью и стилистикой. Сокращения не допускаются (кроме общеизвестных). Позиция автора – объективная и беспристрастная. Идеи и термины приводятся со ссылкой на автора. При употреблении терминов их значение объясняется в скобках или в сноске. Не принято изложение от первого лица.
6. Библиографические ссылки (используются при цитировании, при заимствовании положений, статистических данных, таблиц, иллюстраций, при необходимости отсылки к другому изданию, где вопрос изложен более полно). Ссылки могут быть: внутритекстовыми, подстрочными, затекстовыми (в примечании в конце главы или всего основного текста).
В ссылках не указывается издательство, вместо количества страниц указывается та, с которой взята информация.
При цитировании необходимы кавычки, искажения не допускаются. Пропущенные слова заменяются многоточием. Допускается передача содержания цитаты своими словами с указанием «См.:». Если цитата дается не по первоисточнику, необходимо указать в подстрочном примечании «Цит. по:».
7. Использование электронных ресурсов. Достоверность не гарантирована. Необходимо относиться критически. Лучше ссылаться только на те источники, которые существуют только в электронной версии, избегать ссылок на информацию частных сайтов. Библиографическое описание электронного ресурса Интернет должно включать: имя автора, дату публикации, название документа, адрес сайта, полный путь к документу, последнюю дату проверки ресурса.
8. Составление списка использованной литературы. Общий список должен включать не менее 5 работ, расположенных в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или заглавиям – для коллективных монографий, сборников и т.д.). В список вносятся только те работы, которые непосредственно используются в работе. Существует различие для оформления периодических изданий, статей и книг.
9. Оформление приложений. В приложения включают материал, не вошедший в основной текст работы. Это могут быть заимствованные или составленные автором таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Приложение нумеруется арабскими цифрами для удобства ссылки на него. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись. Если оно составлено автором реферата, то необходимо указать: «Составлено по:». Ксерокопированные, перефотографированные и перерисованные иллюстрации также должны иметь ссылку на источник.
Методические указания преподавателю по организации обучения по дисциплине «Педагогика»
В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки реализация компетентностного подхода преподаватель должен предусматривать широкое использование в учебном процессе разнообразных форм, средств и методов обучения, в том числе интерактивные методы обучения.