По информационно-медийному направлению РДШ
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.А. Плешаков
Е.А.Леванова
А.В.Коршунов
Проект методических рекомендаций
по «Информационно-медийному» направлению
Деятельности организации
Москва – 2016
Реакционная коллегия: Чурикова Я.А., Поцелуев Д.Ю., Головенькина А.Н., Седова Е., Чернышев М., Ходорыч А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия: современная притча……………………………………. | |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… | |
Философия деятельности по информационно-медийному направлению РДШ………………………………………………………… | |
Ценностно-смысловое содержание деятельности по информационно-медийному направлению РДШ…………………………………………… | |
Описание ключевых задач информационно-медийного направления деятельности РДШ………………………………………………………… | |
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РДШ……………………………………………………….. | |
Моделирование деятельности по информационно-медийному направлению РДШ………………………………………………………… Сводная таблица примерной структуры деятельности по информационно-медийному направлению РДШ……………………….. | |
Примеры моделей деятельности по информационно-медийному направлению РДШ………………………………….................................... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… | |
Список литературы…………………………………………………………….. | |
Приложения……………………………………………………………………. |
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: современная притча
Начало XXI в. Три современных мудреца поспорили о том, какое из изобретений и открытий людей имеет больше пользы для Человечества.
Первый Мудрец сказал: «Безусловно, самым полезным изобретением для человечества является письменность. Ведь письменность стала формой существования языка. Благодаря письменности люди научились по-новому передавать информацию и накопленные знания от поколения к поколению».
««Конечно, письменность — это важное изобретение», — сказал Второй Мудрец, — но я считаю, что самым полезным изобретением для человечества стало книгопечатание. Именно Книги стали кораблями Мысли, странствующими по волнам Времени, бережно несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга — инструмент насаждения Мудрости».
Третий Мудрец сказал: «Друзья мои, письменность и книгопечатание, несомненно, полезны для человечества, но ведь их изобрели очень давно, с тех пор люди сделали много новых открытий. Электричество является по-настоящему самым полезным открытием для человечества. Без него нельзя представить современную цивилизацию! Электричество используют для освещения, передачи информации, приведения механизмов в движение…»
«Простите, я случайно услышал ваш разговор, — вступил в их беседу молодой человек, проходивший мимо. — Уважаемые Мудрецы, а не кажется ли вам, что самым полезным изобретением для человечества стали микропроцессоры? На их основе люди сначала создали, а теперь усовершенствуют современные компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты и другую технику. Теперь у человечества есть много киберпомощников, есть Интернет как кладезь полезной и мусорка для бесполезной информации. Что вы скажете на это?»
И Три Мудреца хором ответили молодому человеку: «Время рассудит…»
С Уважением, В.А. Плешаков
ВВЕДЕНИЕ
Философия деятельности
по информационно-медийному направлению РДШ
На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации происходили кардинальные изменения в области работы с информацией – информационные революции – ставшие, по мнению ученых, предпосылкой появления на рубеже XX–XXI вв. новой стратегии жизнедеятельности личности в обществе.
Первая информационная революция произошла в момент изобретения и распространения письменности (около 3500 лет до н. э.), когда появилась возможность по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей.
Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловливалась открытием электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. В целом открытие электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.
Четвертая по счету, не просто информационная, но информационно-технологическая революция, по мнению аналитиков, произошедшая в середине XX в., заключалась в появлении микропроцессорной техники, создании компьютеров, зарождении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, изобретении и дальнейшем развитии востребованных информационных, коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация любого объема.
В XX в. человеческая цивилизация активно начала позиционировать себя как информационное общество, исходя из объективного динамичного развития востребованной информационно-коммуникационной сферы.
Новая – пятая информационная революция (1990-е гг. – н. в.) – уже свершилась, позволив перейти современному человечеству на качественно новый этап эволюции цивилизации — киберэволюцию (эволюцию цифровых, мобильных и интернет-технологий), и стала катализатором социально-культурных, экономических и политических преобразований, происходящих в современном мировом сообществе, интенсивно влияя на различные сферы жизнедеятельности личности в XXI веке.
Динамичное развитие и внедрение новых технологий практически во все сферы жизнедеятельности современного человека действительно затрагивают коренные вопросы его бытия, трансформации и функционирования различных структур и институтов общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, несколько поколений назад перешедшего фактически на сетевой уровень эволюции и деятельности.
Итак, на рубеже XX–XXI вв. началась эпоха киберсоциализации человека— время обретения навыков личностного развития и социального взаимодействия в киберпространстве.
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (от англ. Cyber- – общий универсальный префикс, объединяющий в группу префиксы e-, i-, net-, info-, techno-, computer-, media-, internet-, virtual- и т.п., + англ. Socialization – социализация) – социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.
В XXI веке человек находится в ситуации постоянно нарастающего темпа и ритма жизнедеятельности, при которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях информационного общества.
«Информатизация, компьютеризация и интернетизация!» – эти слова уже стали своего рода девизом всех областей производства, науки и образования. В наше время – впервые в истории человеческой цивилизации – поколения идей и продуктов человеческой деятельности сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей.
Жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми и миром в целом осуществляется человеком XXI века интегративно в двух социализирующих средах: классической объективной реальности (материально-предметной действительности) и параллельно-альтернативной реальности киберпространства (символьно-знаковой действительности), обе из которых и потенциально и фактически влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности и действительности.
Сегодня киберпространство – сетевое информационное воплощение ноосферы – обретает приоритетные позиции для жизнедеятельности человека, удовлетворения его многочисленных современных потребностей, став средой поиска новых возможностей реализации и трансформации классических видов деятельности: общения в киберкоммуникацию в Сети, игры в досуг в Сети, учения в познание в Сети и труда в работу в Сети.
В итоге современный человек – представитель вида «Homo Sapiens» – становится ещё и «Homo Cyberus'ом» – «человеком киберсоциализирующимся».
Современные люди разных возрастов ежедневно сталкиваются с необходимостью использования различных гаджетов, производят с ними разнообразные действия, получая и обрабатывая с их помощью гигантские объемы информации.
Жизнь в XXI в. ставит человека в относительно жесткие условия, в которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности, основанные на современных технологиях.
Человек приходит к пониманию того, что удовлетворить часть своих потребностей он может, только освоив навыки операционального владения техникой и технологиями. Эти умения позволят ему совершенствоваться и успешно функционировать в социуме, обеспечат комфортную, безопасную, активную жизнедеятельность, будут способствовать его личностному, карьерному росту и благосостоянию.
Именно поэтому развитие культуры киберсоциализации человека является насущной задачей современного воспитания, обучения и образования личности, исходя из философии деятельности по направлению и ряда важных фактуальных выводов и положений современности:
1. Киберсоциализация личности как неотъемлемый признак современности затрагивает все слои общества, людей разных возрастов, социальных положений и статусов.
2. Технизация и технологизация быта, производства и других сфер жизнедеятельности общающегося, играющего, учащегося и работающего человека приводит к образованию специфических общественных явлений, освоению людьми новых ролей, функций и статусов, кардинальному изменению функционирования социальных институтов, появлению новых научных проблем и постановке практических задач по их решению, в частности, средствами киберпсихологии и киберпедагогики.
3. Прогнозируемые перспективы развития электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа, интернет- и др. технологий и их влияния как на цивилизацию в целом, так и на отдельного человека в частности заставляют вырабатывать стратегии общественного развития на основе философских подходов в совокупности с концепциями социально-психологических, педагогических, а не только технических наук.
Ценностно-смысловое содержание деятельности