Роль лабораторно – практических занятий
В активизации познавательной деятельности студентов
Практически все курсы вузовской подготовки специалиста сопровождаются лабораторно-практическими занятиями.
На младших курсах практические занятия являются своеобразной школой умственного труда.
Эти занятия включают в себя такие виды работ, как: выполнение типовых расчетов; лабораторные и другие работы, которые носят преимущественно тренировочный характер (решение задач, приобретение умений в пользовании оборудованием и ТСО); проверка знаний, полученных на лекциях, семинарах и самостоятельно. Вследствие этого формы практических занятий могут быть разными: наблюдение, изучение и анализ профессионального опыта, решение познавательно-практических задач, типовые расчеты.
Выбор формы практического занятия определяется его задачами, целями, а также особенностями изучаемого курса.
Не менее распространенной и эффективной формой подготовки будущего специалиста являются лабораторные работы, которые по некоторым курсам становятся ведущей формой их изучения. Особая значимость этих работ состоит в том, что в ходе их проведения студенты учатся наблюдать, исследовать, проводить опыты, работать с приборами и оборудованием, производить расчеты, передавать мысли в форме эскизов, схем, графиков, рисунков, таблиц и т.д.
Выполнение лабораторных работ формирует у студентов научное мировоззрение, инициативность и самостоятельность.
Как развивать свою память
Большая часть того, что мы слышим, проходит мимо нас, обработке подвергается только то, на что мы сознательно обращаем внимание. Обработка информации идёт на трёх перекрещивающих друг друга уровнях. Сенсорная память определяется сенсорными следами и их исчезновением, что происходит в течение от 1 до 5 десятых долей секунды. Кратковременная память – ёмкость нашего внимания составляет не более 30 секунд, а объём запоминаемого 7+2 единицы.
Основная причина забывания – торможение: отрицательное влияние одной информации на другую (работа с однородным материалом). Текущая информация воспринимается вами автоматически, а запоминание и запись сказанного требует более сложной обработки, поэтому происходит блокировка внимания, направленного на слушание, следовательно, прежде чем пытаться запомнить устную информацию, лучше её точно записать. Припоминание услышанного происходит значительно быстрее, чем увиденного, но последнее оказывается более устойчивым, поэтому номера телефонов лучше записывать, а идеи – запоминать, после устного общения.
Совершенствование кратковременной памяти заключается в усилении внимания. Для этого следует повторять услышанное, сжимать информацию и группировать в тезисы, устанавливать значимые ассоциации (использование мнемонических правил запоминания) кодировать сложную информацию, то есть организовывать её в систему распознаваемых символов: числа группировать; имена людей связывать с местом работы.
Приёмы мнемотехники – приёмы запоминания
Основные приёмы улучшения запоминания логически связанного материала таковы:
Составление планаизложения логически связанного материала, т.е. смысловая разбивка информации в порядке её изложения.
Выделение смысловых опорных пунктов в тексте – кратких тезисов из текста, отражающих основную мысль соответствующего куска информации.
Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм, а также образных ассоциаций с содержанием текста.
Приёмы, позволяющие запомнить логически несвязанную информацию:
МЕТОД СВЯЗОК
Представь, что тебе надо запомнить набор слов: дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, сад.
Запомнить этот ряд объектов можно, сделав их персонажами яркого, образного фантастического мультфильма.
Запомни:
· Образы должны быть ярким, чёткими, необычными, ты должен видеть их в воображении;
· Они должны быть в движении;
· Связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перетекания, на основе «похожести».
Чтобы повысить эффективность запоминания по методу связок, советуем:
· сильно искажать пропорции (очень высокое дерево),
· увеличивать количество предметов (сотни столов, рек),
· менять местами функции предметов (река на столе).
СПОСОБ ЦИЦЕРОНА
Способ этот может быть особенно удобен для людей с хорошо развитой двигательной, кинетической памятью. Представь, что ты обходишь свою комнату, где тебе всё хорошо знакомо. Предметы, которые тебе необходимо запомнить, расставь мысленно по ходу твоей прогулки по комнате. Вспомнить их ты сможешь, опять представив себя обходящим комнату, - предметы будут на тех местах, где ты их расположил при прошлом «обходе».
Правила запоминания:
· образы «ставятся» на хорошо освещаемые места,
· маленькие образы увеличиваются, большие уменьшаются,
· связка должна быть яркой, необычной, динамичной.
АЛФАВИТНЫЙ ПОРЯДОК
Иногда возможно поставить слова из списка в порядке алфавита по первым буквам. Если будет несколько исключений, они также быстро запомнятся именно как исключения. Например: ананас, бюро, вагон, восток, гонг, долг.
ГРУППИРОВКА
Часто можно найти смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаши (похоже на цифру 1), очки (2 стекла), люстра (бывает 3 лампочки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), жук (6 ног).